УДК 331.5.024.52

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Головчин Максим Александрович1, Соловьева Татьяна Сергеевна2
1Институт социально-экономического развития территорий РАН, кандидат экономических наук, научный сотрудник
2Институт социально-экономического развития территорий РАН, аспирант, младший научный сотрудник

Аннотация
В статье обозначена проблема дефицита кадров в различных отраслях экономики, в том числе в сфере образования на примере Вологодской области. Рассматривается уровень развития кадрового потенциала образовательной системы региона в территориальном разрезе.

Ключевые слова: кадровая политика, кадровый потенциал, система образования, старение кадров


THE CURRENT STATE OF PERSONNEL POTENTIAL IN EDUCATION SPHERE AND THE PROSPECTS FOR ITS DEVELOPMENT

Golovchin Maxim Alexandrovich1, Soloviova Tatiana Sergeevna2
1Institute of Socio-Economic Development of Territories of The Russian Academy of Sciences, PhD, Research Associate
2Institute of Socio-Economic Development of Territories of The Russian Academy of Sciences, junior researcher, postgraduate

Abstract
The article indicated the problem of personnel shortages in various sectors of economics, including education on the example of the Vologda region. We consider the level of personnel potential of the educational system in the region at the territorial level.

Keywords: aging of workforce, personnel policy, personnel potential, the education system


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Головчин М.А., Соловьева Т.С. Современное состояние кадрового потенциала сферы образования и перспективы его развития // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/11/28929 (дата обращения: 02.06.2017).

Неблагоприятные тенденции в российской экономике, сложившиеся вследствие финансово-экономического кризиса 2008-2009 г., такие как: отсутствие движения в направлении модернизации, недостаточный рост эффективности производства, массовая ликвидация экономических субъектов и сокращение численности штатов предприятий организации приводят к снижению показателей занятости населения. Данные процессы сопровождаются низкими темпами создания новых рабочих мест в секторе экономики, что ведет к консервации массивного сегмента рабочих мест с низкой производительностью труда [2].

За 2004-2012 г. в Вологодской области численность работников предприятий и организаций сократилась на 6%, тогда как в среднем по РФ – увеличилась на 4% (табл. 1). Снижение численности занятых в исследуемый период происходило, прежде всего, за счет сокращения квалифицированных работников сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства (на 8,4 тыс. чел. или на 26%), квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий, строительства, транспорта и связи (на 11,4 тыс. чел. или на 11%), операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин (на 8,3 тыс. чел. или на 7,9%) [2].

Таблица 1. – Численность занятого населения по отраслям экономической деятельности (на 10 тыс. чел. населения)

Источник: Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vologdastat.gks.ru/

В тоже время, нельзя не отметить, что достаточно сильно дефицит кадров проявляется в большинстве социально значимых отраслей региональной экономики, требующих приложения интеллектуального труда. Так, в2012 г. учреждения здравоохранения были укомплектованы на 84%, образования – на 75%. Причиной этого является сравнительно небольшой размер оплаты труда в этих сферах (в образовании – 62% от среднего уровня по экономики области, в здравоохранении – 67%). На производстве, в государственном управлении, финансово-кредитных организациях, где оплата труда является более конкурентоспособной, укомплектованность кадров наиболее близка к 100%.

Процессы модернизации современной системы образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 –2020 г. предъявляют особые требования к педагогическим кадрам образовательных учреждений, диктуют необходимость обеспечения качественного повышения их квалификации, профессиональной переподготовки, условий для непрерывного обучения в течение всей жизни. В настоящее время государством реализуется ряд мероприятий в целях дальнейшего развития кадрового потенциала сферы образования. Широко используется программно-целевой метод; введены новые системы оплаты труда работников образования, учитывающие сложность и объем выполняемой работы, и т.д. [1, с. 20-23]. Как следствие этих мероприятий, за период 2006-2012 г. кадровый состав образовательных организаций увеличился на 6% (с 435 до 460 чел. на 10 тыс. населения).

Вместе с тем, на региональном уровне недостаточная укомплектованность учреждений образования все еще остается актуальной. Рассмотрим данную проблему на примере Вологодской области.

В2012 г. укомплектованность образовательных организаций была одной из наиболее низких среди всех отраслей экономики Вологодской области (77% в образовании). За 2006-2012 г. численность работников образования в регионе уменьшилась в среднем на 2%. В настоящее время среди муниципалитетов Вологодской области выделяется целая группа территорий, в которых уровень занятости в образовательных учреждениях не превышает границу среднего значения по региону. Занятость в сфере образования ниже среднеобластного уровня (4%) в Вожегодском, Череповецком, Вологодском, Шекснинском, Чагодощенском районах. В2012 г. нехватка работников в образовательных учреждениях была отмечена Вытегорского, Кадуйского, Харовского и Никольского районов. Здесь организации данных типов укомплектованы кадрами только на 56%.

Проблема нехватки работников образования обостряется в связи с постепенным старением педагогических кадров. В2012 г. удельный вес учителей в возрасте до 30 лет составил только 12% от общего числа педагогов. В Устюженском, Сямженском районах за 2008-2012 г. доля учителей в возрасте до 30 лет сократилась на 63%. В2012 г. в учреждениях здравоохранении области работало 28% врачей и 15% среднего медицинского персонала старше трудоспособного возраста [3, с. 50].

Подобное положение мог бы исправить приток молодых специалистов, однако данные официальной статистики говорят о незаинтересованности выпускников образовательных учреждений гуманитарного профиля в трудоустройстве в сельских территориях. В2012 г. учреждениями высшего профессионального образования по педагогическим специальностям было выпущено 969 чел., а в школы трудоустроено 172 чел. [4].

Для развития кадрового потенциала сферы образования требуются определенные условия – финансовые, материальные и т. д. Однако, как показывают данные статистики, политика, направленная на предоставление этих условий, в Вологодской области характеризуется достаточно противоречивыми тенденциями. С одной стороны, большую роль в решении вопроса улучшения социально-экономического благополучия педагогов сыграло повышения уровня оплаты труда. Так, если в2010 г. соотношение заработной платы педагогических работников и среднего уровня оплаты труда по экономике региона составляло 51%, то в2012 г. она увеличилась до 95%. В2012 г. в целях поддержки социально-педагогических инициатив в области был проведен региональный конкурс инновационных проектов, по итогам которого 9 авторских коллективов получили поддержку в виде грантов по 500 тыс. руб. В этом же году были осуществлены выплаты из средств федерального бюджета по 200 тыс. руб. педагогам-победителям конкурса «Лучший учитель года». Оказываются меры государственной поддержки учителей в виде предоставления льготного ипотечного кредита (в2012 г. кредит получили 16 молодых педагогов на сумму 3,4 млн. руб.). Продолжены единовременные выплаты из средств областного бюджета педагогам в возрасте до 30 лет, проживающим и работающим в сельской местности [5, с. 24-25].

Заметный рост показателей развития кадрового потенциала системы образования Вологодской области обеспечил превышение фактических показателей доли педагогов, прошедших аттестацию, и укомплектованности школ работниками с высшим образованием над среднероссийским уровнем (на 130 и 16% соответственно).

Несмотря на заметный рост уровня оплаты труда педагогов (в 1,9 раз за период 2010 по2012 г.) в2012 г. в Вологодской области данный параметр был на 13% меньше среднего по РФ значения (табл. 2).

Таблица 2. – Сравнение показателей развития кадрового потенциала образования в Вологодской области в 2012 г. со средними и максимальными значениями по РФ

Рассчитано по данным мониторинга КПМО «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kpmo.ru

Еще больший разрыв наблюдается в сравнении с регионом – «лидером» по данному показателю (г. Москвой) – в 1,4 раз. Согласно Комплексу мер по модернизации общего образования в конце2013 г. соотношение размера зарплаты работников общеобразовательных учреждений и среднего уровня по экономике региона должно составить 100%. Однако среднероссийский показатель (107%) уже превышает этот уровень, что ставит под сомнение возможность привлечения в образование молодых, иновационно-активных работников.

Более того размеры денежных выплат педагогическим работникам в разрезе муниципальных территорий области неодинаковы, в результате чего возникают значительные межтерриториальные диспропорции в финансовых условиях развития кадрового потенциала. Так, в2012 г. в крупных городах Вологодской области – Вологде и Череповце заработная плата учителей в составляла 98 и 107% от среднего уровня по всем отраслям экономики соответственно (рис. 1). Однако в сельских поселениях складывается иная ситуация. Особенно остро проблема низкого уровня оплаты труда в образовании стоит в Чагодощенском и Бабаевском Никольском районах, где среднемесячная заработная плата учителей ниже среднего уровня по экономике региона на 17%. Подобная ситуация препятствует ротации педагогических кадров и притоку квалифицированных специалистов в сельские школы. К примеру, если в2010 г. в Никольском районе доля педагогов школ в возрасте до 30 лет составляла 13%, то в2012 г. – снизилась до 10% .

Рисунок 1. Показатели уровня развития кадрового потенциала в образовательных учреждениях городов и районов Вологодской области за 2012 г. в сравнении со среднеобластными значениями

Рассчитано по данным мониторинга КПМО «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kpmo.ru

Сокращение кадрового состава школ также связано со снижением численности детей, посещающих образовательные учреждения, вследствие вступления в школьный возраст представителей малочисленных возрастных когорт начала 2000-х годов рождения. Так, за 2000-2011 г. численность обучающихся общеобразовательных учреждений в России снизилась на 33% (с 32 до 22 тыс. чел.). В Вологодской области потери населения школьного возраста в данный период составляли 15%. Особенно заметные сокращения этой возрастной группы произошли в сельской местности (на 34% в сравнении с2004 г.). В результате этого в период 1990-2012 г. появилось огромное количество высокозатратных малокомплектных школ, число общеобразовательных учреждений было сокращено на 53 ед., а численность учителей снизилась на 38% (с 14 до 9 тыс. чел.; рис. 2). Сокращения кадров коснулись как учителей-предметников, так и социальных педагогов, педагогов-психологов, логопедов и педагогов дополнительного образования.

Рисунок 2. Динамика численности учителей общеобразовательных школ Вологодской области в период 1990-2024 г.*

*Прогноз рассчитан по норме 15 учеников на 1 учителя. 

В тоже время, ожидаемый в период до 2024 г. прирост численности детей школьного возраста, наоборот, свидетельствует о возможном увеличении числа педагогов. Пополнение кадрового состава школ в этот период будет продиктовано объективной необходимостью со стороны учебных заведений придерживаться целевого значением 15 обучающихся на 1 учителя в соответствии с утвержденным указом Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Путем расчета ожидаемой числа детей школьного возраста[1] на значения этой социальной нормы был составлен прогноз численности педагогических работников общеобразовательных учреждений за период 2012-2024 г., данные которого говорят о том, что в2024 г. школам области понадобится на 36% больше учителей, чем в2012 г. [6].

В разрезе муниципалитетов наибольшую потребность в учителях будут испытывать сельские районы, в которых прогнозируются наибольшие темпы численности обучающихся – Верховажский, Череповецкий, Сямженский. Здесь к2024 г. численность педагогических работников школ должна будет вырасти более чем на треть. Однако имеющиеся в настоящий момент материальные и финансовые возможности сферы образования сельских территорий не позволяют значительно расширять кадровый состав учебных заведений. Привлечение в образовательные учреждения новых специалистов потребует решения ряда социальных проблем, среди которых предоставление жилья и социальных гарантий молодым педагогам, увеличение размеров оплаты труда специалистов без квалификационной категории.

Таким образом, анализ перспектив развития сети образовательных учреждений муниципалитетов Вологодской области позволяет говорить о необходимости разработки кадровой политики в образовательной сфере Данная проблема становится особенно актуальной в условиях присоединения профильного педагогического вуза – Вологодского государственного педагогического университета к Вологодскому государственному техническому университету. Педагогический вуз традиционно считался основным источником высококвалифицированных специалистов для региональной системы образования. Однако эти функции высшего образования могут быть безвозвратно утеряны в ходе ожидаемого слияния. Для перспективного развития сети общеобразовательных учреждений стратегически важно, чтобы в результате объединения не были ликвидированы фундаментальные основы педагогического образования в регионе, ослаблены связи с работодателями – общеобразовательными школами. Поэтому, слияние вузовских структур должно проходить под контролем заинтересованных сторон – представителей Совета директоров школ Вологодской области, общественных организаций.


[1]Для оценки динамики числа детей, обучающихся в школах Вологодской области, был построен вероятный прогноз численности населения в школьном возрасте до 2024 г. Прогноз составлен методом передвижки возрастов с учетом вероятности дожития каждой возрастной группы до следующей старшей. Вероятность дожития до возраста  тех, кто достиг возраста  лет, рассчитывалась по формуле:

(2), где  – вероятность дожития до возраста  тех, кто достиг возраста  лет,  – количество человек возраста  – количество умерших данного возраста за год.


Библиографический список
  1. Агапцов, С.А. Вопросы подготовки кадров в системе образования для инновационного развития экономики России [Текст] / С.А. Агапцов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2011. – №2 (15). – С. 20-23.
  2. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vologdastat.gks.ru/
  3. Основные показатели деятельности учреждений здравоохранения Вологодской области за 2012 год [Текст]. – Вологда: Департамент здравоохранения Вологодской области, 2013. – 133 с.
  4. Наша новая школа [Электронный ресурс]: сайт мониторинга КПМО. – Режим доступа: http://www.kpmo.ru
  5. Публичный доклад о результатах деятельности Департамента образования Вологодской области за2012 г. [Текст]. – Вологда: Департамент образования Вологодской области, 2013. – 29 с.
  6. Наша новая школа [Электронный ресурс]: сайт мониторинга КПМО. – Режим доступа: http://www.kpmo.ru


Все статьи автора «Головчин Максим Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: