УДК 378

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ: ИЕРАРХИЯ, УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Павлова Лариса Николаевна
Челябинский государственный педагогический университет
к.п.н., доцент по кафедре педагогика и психология профессионального образования, доцент кафедры подготовки профессионального обучения и предметных методик

Аннотация
Актуальность темы статьи определяется поиском понимания основных трудовых функций педагога и оценка их значимости в свете разработки профессионального стандарта. Дано описание профессиональной деятельности педагога посредством реализации функций управления. Это позволяет раскрыть сущность педагогического управления и обосновать позиции управленческой компетентности педагога.

Ключевые слова: педагогическое управление, профессиональный стандарт педагога, управленческая компетентность., ученический коллектив, функции управления


THE FUNCTIONS OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF PUPILS GROUP: HIERARCHY, COMPETENCE, CONDITIONS

Pavlova Larisa Nikolaevna
Chelyabinsk State Pedagogical University
Candidate of pedagogical, Associate Professor

Abstract
In this paper, professional activity is considered on the basis of the teacher management functions. This allows you to discover the essence of pedagogical management and justify the positions of managerial competence of the teacher.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Павлова Л.Н. Функции педагогического управления ученическим коллективом: иерархия, управленческая компетентность, условия реализации // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27928 (дата обращения: 28.09.2017).

Разработка концепции и содержания профессионального стандарта педагога определяется нами как необходимость, которая   обусловливается Федеральными государственными образовательными стандартами. На рубеже освоения будущим педагогом образовательного стандарта начинается «примерка» профессионального стандарта. Соответствие стандарту по профессии означает принятие педагогом единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности. Успешность освоения профессионального стандарта, на наш взгляд,  лежит в области  понимания педагогом основных трудовых функций и оценка их значимости.  

Мы рассматриваем  трудовую функцию «педагогическое управление ученическим коллективом».  В нашем исследовании понятие «педагогическое управление» определено как целенаправленное педагогическое воздействие с целью качественных изменений ученического коллектива, характеризующееся необратостью и направленностью на развитие личности каждого обучающегося [1.С. 48]. Изучая стандарты педагогического образования, мы сделали вывод, что педагогическое управление реализуется через управленческую компетентность, компонентами которой является организаторская компетенция и собственно управленческая компетенция [2]. 

Под термином «функции управления» чаще всего понимаются виды управленческой деятельности, последовательно сменяющие друг друга. Некоторые авторы отмечают, что речь здесь идёт о группировке видов деятельности по общности решаемых задач, по их целевой направленности. Р.Х.Шакуров понятие «функция» представляет как  совокупность повторяющихся задач, которые по природе своей однородные. Учёный предполагает, что системный подход позволяет представить функцию управления как иерархическую, трехуровневую систему задач, составляющих взаимосвязанное целое. На каждом «этаже» этой иерархии размещаются специфические по содержанию задачи. На первом уровне – целевые функции, на втором – социально-психологические, на третьем уровне – операционные функции. На первом уровне управление стремится выполнить две главные цели – эффективность организации материальных и духовных запросов педагогов. Одна из специфик управления образовательной организацией заключается в том, что наряду с управлением административным существует педагогическое управление и ученическое управление [3].

Управленческие педагогические действия, с нашей точки зрения, целесообразно рассматривать как управление, ориентированное на результат. Результатом этого управления будет являться развитие ученического коллектива.

Свойствами управления и структуры педагогического управления ученического коллектива являются:

- установление взаимодействия отдельных частей (административного управления и самоуправления учащихся) при условии  функционирования   системы управления как целого;

- определение  степени влияния субъекта управления  на объект управления и степени самостоятельности подсистем  системы;

- определение совместного функционирования разнородных взаимосвязанных элементов, что создаёт качественно новые свойства целого, не сводящиеся к сумме свойств элементов;

- определение объёма требуемой информации для управления;

- определение степени изменения параметров на заданный промежуток времени, влияние на функционирование системы управления;

- определение невозможности познания всех свойств и параметров системы, что требует при анализе ограничения определённым уровнем иерархии структуры системы» [4, с.25].

Предложенные позиции отражают стратегию реализации управленческих функций, которые подразделяются на составляющие: организационно-педагогические, психолого-педагогические, социально-психологические.

Нами обозначено три ступени педагогического управления ученическим коллективом. Они обусловлены развитием, т.е. процессом закономерного перехода объектов и субъектов из старого состояния в новое состояние.

На первой ступени педагогическое управление реализуется через организацию деятельности ученического коллектива; данное управление представлено через формы самоуправления ученического коллектива и  является его инструментом. Педагогическое управление обеспечивает требуемые свойства коллектива – это организованность, подчинение, дисциплина.

Следующий этап развития способности педагогического управления ученическим коллективом обеспечивается педагогическим проектированием (программирования деятельности педагога и ученического коллектива), формулируя цели-ориентиры и их реализацию, используя явление лидерства в ученическом коллективе и органы самоуправления ученического коллектива, в данном случае, является органами руководства жизнедеятельностью коллектива. Педагогическое управление  направлено на обеспечение престижности ученического коллектива. .

На третьей ступени педагогическое управление реализуется   при условии системности педагогической деятельности, так как является результатом цели-системы образовательного процесса. Формой демократизации отношений «педагог – ученик» и средством саморазвития ученического коллектива обеспечивается самоуправлением. Педагогическое управление на данной ступени обеспечивает условия для самоопределения  ученического коллектива. 

Таким образом, каждой ступени педагогического управления ученическим коллективом соответствует доминирующий приём управления, который предполагает создание условий для самоуправления  ученического коллектива. Каждая ступень педагогического управления соответствует этапу развития функционального состояния, поэтому мы можем говорить, что педагогическое управление ученическим коллективом реализует функции, обеспечивающие требуемые свойства ученического коллектива; функции, обеспечивающие престижность ученического коллектива; функции, обеспечивающие условия для самоопределения ученического коллектива.

Содержание педагогического управления ученическим коллективом определяется функциями управления. П.И.Третьяков называет и структурирует следующие функции управления: информационно-аналитическая; мотивационно-целевая; планово-прогностическая; контрольно-диагностическая [5].

Рассмотрим содержание каждой функции относительно профессиональной педагогической деятельности по отношению к ученическому коллективу (таблица № 1).

Информационно – аналитическая функция педагогического управления – профессиональная деятельность по сбору информации, ее обработки посредством целевого анализа.

Мотивационно – целевая функция педагогического управления профессиональная деятельность по целеполаганию.

Планово – прогностическая функция педагогического управления профессиональная деятельность по составлению программы педагогического управления ученического коллектива.

Контрольно – диагностическая функция педагогического управления выражается в профессиональной деятельности по мониторингу, контролю и последующей диагностики деятельности ученического коллектива.

Таблица №1

Функции педагогического управления и их содержание

№пп

Функции педагогического управления

Содержание функций

1.   

Информационно-аналитическая

Профессиональная деятельность по сбору информации, ее обработки посредством целевого анализа

2.   

Мотивационно-целевая

Профессиональная деятельность по целеполаганию

3.   

Планово-прогностическая

Профессиональная деятельность по составлению программы педагогического управления ученического коллектива

4.   

Контрольно-диагностическая

Профессиональная деятельность по мониторингу, контролю и последующей диагностики деятельности ученического коллектива.

Функции педагогического управления реализуются через компоненты, которые в свою очередь характеризуют его сущность.

Педагогическое управление ученическим коллективом как деятельность нацелена на получение предметного результата. Суть управленческой педагогической деятельности проявляется в координации усилий субъектов образовательного учреждения для достижения цели управления.

Задача педагогической управленческой деятельности состоит в том, чтобы соотнести её с задачами формирования личности обучающегося, направлять её на выявление и реализацию образовательных возможностей всех форм и видов деятельности в условиях учебно-воспитательного процесса. Педагогическое управление ученическим коллективом по смысловому содержанию является целенаправленным влиянием субъектов управления образовательной организации на развитие. Педагогическое управление осуществляется в процессе управленческой деятельности и связанной с этой деятельностью отношений: официальных и неофициальных (неформальных) отношений лидерства. Официальное руководство определяется статусом руководителя, органа коллегиального управления, их полномочиями. Эта сфера руководства регламентирована соответствующими нормативно-правовыми актами.

Педагогическому управлению ученическим коллективом свойственно всё то, что обладает непосредственной способностью осуществлять и интенсифицировать управленческую деятельность педагогов.

Мы предлагаем рассмотреть «педагогическое управление» и «самоуправление» во взаимосвязи, как переход одного функционального состояния в другое: педагогическое управление – самоуправление ученического коллектива, самоуправление ученического коллектива – самоуправление личности обучающегося. Это означает, что уровень развития самоуправления ученического коллектива характеризует качество реализации управленческой компетентности педагога.

Управленческая компетентность состоит из следующих компонентов: организационная компетенция и собственно управленческая компетенция. Качество реализации управленческой компетентности педагога в образовательной организации определяется организационными и управленческими условиями по реализации управленческой компетентности педагога, они представлены в таблице №2. Данные условия состоят из двух элементов: организационные и собственно управленческие условия педагогического управления ученическим коллективом.

Организационные условия педагогического управления реализуются на основании функционального определения деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу и определение структуры связи педагога и ученического коллектива. Собственно управленческие условия педагогического управления заключаются в определении цели управления ученическим коллективом на основе миссии образовательного учреждения и систематизацией ресурсов для достижения цели образования.

Таблица №2

Организационные и управленческие условия в образовательной организации по реализации управленческой компетентности педагога

№п/п

Элементы условий

Содержание элементов

1

Организационные условия педагогического управления

Функциональное определение деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу и определение структуры связи педагога и ученического коллектива

2

Собственно управленческие условия педагогического управления

Определение цели управления ученическим коллективом на основе миссии образовательного учреждения и систематизацией ресурсов для достижения цели образования

Нами определены так же содержание условия реализации управленческой компетентности педагога по существу педагогического управления ученическим коллективом (таблица № 3). Элементами условия так же являются организационная и собственно управленческая компетенции.  

Таблица № 3

Условие реализации управленческой компетентности педагога по существу педагогического управления ученическим коллективом

№п/п

Элементы условия

Содержание элементов

1

Организаторская компетенция

Определение структуры связи педагога с ученическим коллективом как возможность достижения планируемого уровня самоуправления ученического коллектива. Программное обеспечение педагогического управления ученическим коллективом

2

Собственно управленческая компетенция

Определение содержания деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу. Согласованность цели педагогического управления ученическим коллективом с социальным заказом.

Использование педагогических технологий в соответствии с профессиональной готовности и личностных качеств педагога. Определение критериев эффективности педагогического управления ученическим коллективом

Организаторская компетенция как элемент условия реализации управленческой компетентности педагога по существу педагогического управления ученическим коллективом содержит определение структуры связи педагога с ученическим коллективом как возможность достижения планируемого уровня самоуправления ученического коллектива через программное обеспечение педагогического управления ученическим коллективом.

Элемент условия реализации управленческой компетентности педагога по существу педагогического управления ученическим коллективом, представленным как собственно управленческая компетенция, определяет содержание деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу, отвечает за согласованность цели педагогического управления ученическим коллективом с социальным заказом.

На следующем этапе исследования мы соотнесем управленческую компетентность с функциями педагогического управления ученическим коллективом и содержанием педагогической деятельности по отношению к ученическому коллективу, что поможет определить использование педагогических технологий в соответствии с профессиональной готовности и личностных качеств педагога. И как следствие, определение критериев эффективности педагогического управления ученическим коллективом.

Таблица №4

Соответствие условий реализации управленческой компетентности функциям педагогического управления ученическим коллективом. 

№ п/п

Функции педагогического управления ученическим коллективом

Содержание функций педагогического управления ученическим коллективом

 

Мотивационно-целевая

 

Определение структуры связи педагога с ученическим коллективом как возможность достижения планируемого уровня самоуправления ученического коллектива.  

 

Информационно-аналитическая

 

Согласованность цели педагогического управления ученическим коллективом с социальным заказом.

 

Планово-прогностическая

 

Программное обеспечение педагогического управления ученическим коллективом

 

Контрольно-регулятивная

 

Определение содержания деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу. Использование педагогических технологий в соответствии с профессиональной готовности и личностных качеств педагога.

Как видим, реализация организаторской компетенции, которая заложена в образовательных стандартах по подготовки педагогов в разряд основных компетенций, реализуется в через мотивационно-целевую и планово-прогностическую функции. Организаторская компетенция педагога обеспечивает включение обучающихся в различные виды деятельности и организацию деятельности ученического коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания.

Управленческие функции информационно-аналитическая, контрольно-регулятивная отнесены нами к реализации собственно управленческой компетенции, которая характеризуется как специальная профессиональная компетенция педагога. Данная компетенция формируется в результате методической деятельности и самоуправления педагога.

Анализ причин профессиональных затруднений  стал демонстрацией слабости формирования и реализации собственно управленческой компетенции педагога. Обобщая ответы респондентов, нами названы следующие причины затруднений реализации управленческой компетентности педагога:

– наличие противоречия между определением функциональных требований к педагогическому управлению ученическим коллективом и условиями реализации их реализации;

– противоречия в содержании мониторинга образовательного учреждения, педагогического мониторинга, социального мониторинга;

– различия в содержании и критериях оценки деятельности и качества педагогического управления между администрацией образовательной организации и педагогами;

– несоответствие предъявляемого уровня требования к функциям педагогического управления ученическим коллективом и уровнем развития (возможности) ученического коллектива (самоуправления);

– использование формализованных требований к реализации управленческой компетентности, без учета профессиональной готовности педагога к ее реализации (собственно педагогическая компетенция) [6].

Указанные недочеты в деятельности педагога можно квалифицировать как методические «ошибки», которые становится следствием проявления профессиональных затруднений при реализации управленческой компетентности педагога. Это позволило нам искать соответствие управленческой компетентности педагога функциям педагогического управления в соответствии с его содержанием. Искомое соответствие представлено в таблице № 5.

Таблица №5

Соответствие компонентов управленческой компетентности педагога содержанию по функционалу

№ п/п

Компоненты

управленческой компетентности педагога

Функции педагогического управления ученическим коллективом

Содержание управленческой компетентности по функционалу

1

Организаторская компетенция

Мотивационно-целевая,

планово-прогностическая

 

Определение структуры связи педагога с ученическим коллективом как возможность достижения планируемого уровня самоуправления ученического коллектива Программное обеспечение педагогического управления ученическим коллективом

2

Собственно управленческая компетенция

Информационно-аналитическая,

контрольно-регулятивная

 

Согласованность цели педагогического управления ученическим коллективом с социальным заказом Определение содержания деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу. Использование педагогических технологий в соответствии с профессиональной готовностью и личностных качеств педагога Определение критериев эффективности педагогического управления ученическим коллективом

Практическая реализация организаторской компетенции, следовательно, мотивационно-целевой и планово-прогностической функций педагогического управления ученическим коллективом предполагает определение структуры связи педагога с ученическим коллективом как возможность достижения планируемого уровня самоуправления ученического коллектива и создание программного обеспечения педагогического управления ученическим коллективом.

Собственно управленческая компетенция педагога предполагает реализацию информационно-аналитической функции и контрольно-регулятивной функции. Исполнение функций подразумевает согласование цели педагогического управления ученическим коллективом с социальным заказом, определение содержания деятельности педагога по отношению к ученическому коллективу, а так же использование педагогических технологий в соответствии с профессиональной готовностью и личностных качеств педагога. Как следствие, определение критериев эффективности педагогического управления ученическим коллективом.

Рассматривая функции педагогического управления ученическим коллективом, нами сделаны следующие выводы.

1.Стратегическими функциями педагогической деятельности являются  организационно-педагогические, психолого-педагогические, социально – психологические функции.

2.Функции свойства и структуры педагогического управления ученическим коллективом заключаются в том,что позволяют установить взаимодействия отдельных частей  управления образовательной организации; определить степень взаимовлияния субъекта управления на объект управления и степень их самостоятельности; определить статус функционирования разнородных взаимосвязанных элементов управления; определить объём необходимой информации для педагогического управления; определить степень изменения параметров функционирования ученического коллектива за определенный период времени с позиции педагогического управления; определить уровни иерархии структуры педагогического управления ученическим коллективом.

3.Функции содержания педагогической деятельности определены, исходя из пониманиятрех ступеней педагогического управления ученическим коллективом управления, благодаря чему назначаются приоритетные функции управления ученическим коллективом в соответствии с уровнем развития его самоуправления: функции педагогического управления ученическим коллективом, определяемые требуемыми свойства ученического коллектива; функции, определяемые престижностью ученического коллектива; функции, определяемые условиями для самоопределения ученического коллектива.

4.Функции педагогического управления ученическим коллективом определяется функциями управления информационно-аналитической; мотивационно-целевой; планово-прогностической; контрольно-диагностической.

5.Функции управленческой компетентности определяются функциями организаторской компетенцией и собственно управленческой компетенцией.

6.Определение соответствия условий реализации управленческой компетентности функциям педагогического управления ученическим коллективом и соответствие компонентов управленческой компетентности педагога содержанию функционала позволяют определить критерии эффективности педагогического управления ученическим коллективом.

7.Качество управленческой компетентности педагога определяется   организационными и управленческими условия, созданные в образовательной организации, а так же условиями реализации управленческой компетентности педагога по существу педагогического управления ученическим коллективом.

На основании вышесказанного мы пришли к следующим умозаключениям.

1.Иерархия функций педагогического управления ученическим коллективом представляется следующим порядком:

- стратегические функции педагогической деятельности;

- функции свойства и структуры педагогического управления ученическим коллективом;

- функции содержания педагогического управления ученическим коллективом, функции управления ученическим коллективом;

- функции управленческой компетентности педагога.

2.В соответствии с функциями педагогического управления ученическим коллективом определены организационные и управленческие условия в образовательной организации по реализации управленческой компетентности педагога, условия реализации управленческой компетентности педагога по существу педагогического управления ученическим коллективом.

3.Определено соответствие условий реализации управленческой компетентности функциям педагогического управления ученическим коллективом и соответствие компонентов управленческой компетентности педагога содержанию по функционалу.


Библиографический список
  1. Павлова, Л.Н. Методологические положения педагогического управления /Образование и безопасность: методология, теория, практика. Коллективная монография /Под. ред. В.В.Садырина и др. – Челябинск, 2011. – С.142-174.
  2. Павлова, Л.Н. Характеристики управления и менеджмента в аспекте профессиональной деятельности педагога / Л.Н.Павлова // Сибирский педагогический журнал, 2013, № 3. – С. 142-146.
  3. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления / Р.Х. Шакуров. -М.: Владос, 1990. – 207 с.]
  4. Поташник М.М. Система воспитательной работы общеобразовательной школы (Аспекты оптимизации) : автореф. дис. / М.М. Поташник. – М.: МГУ, 1987. – 222 с.
  5. Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцев Н.Н. Управление образовательным учреждением /П.И.Третьяков, С.Н.Митин, Н.Н.Бояринцев. – М.: Вдадос, 2003. – 238 с.
  6. Павлова Л.Н. Педагогическое управление: анализ профессиональных затруднений / Л.Н. Павлова // Научное мнение. – 2012. – № 3. – С.60-65.


Все статьи автора «pavlovalnxuge»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: