СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ, РОЛЬ, ФУНКЦИИ

Жилина Надежда Николаевна1, Баркалова Светлана Владимировна2, Смирнов Александр Васильевич3
1Бугульминский филиал ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева-КАИ», кандидат экономических наук, старший преподаватель
2ООО «ТНГ-групп» Республика Татарстан, г.Бугульма, экономист,
3Бугульминский филиал ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева-КАИ», кандидат психологических наук, зав.кафедрой

Аннотация
В статье рассматриваются теоретические основы и подходы к стратегии предприятия.

Ключевые слова: стратегия


THE STRATEGY OF THE ENTERPRISE: THE NATURE, ROLE, FUNCTIONS

Zilina Nadezhda Nikolaevna1, Barkalova Svetlana Vladimirovna2, Alexander Smirnov Vasilievich3
1Bugulminsky branch VPO "Kazan State Technical University. Tupolev-kai ", PhD, Senior Lecturer
2LLC" TNG-Group ", Republic of Tatarstan Bugulma, economist,
3Bugulminsky branch VPO "Kazan State Technical University. Tupolev-kai ", Ph.D., Head of the Department

Abstract
The paper discusses the theoretical framework and approach to business strategy.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жилина Н.Н., Баркалова С.В., Смирнов А.В. Стратегия предприятия: сущность, роль, функции // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/10/27730 (дата обращения: 14.03.2024).

В посткризисный период особую актуальность для российской экономики приобретает проблема стратегического управления, требующая решения как в теоретико-методологическом, так и в практическом смысле.

В трудах российских ученых до сих пор нет научного обобщения понятийного аппарата, четкого изложения содержания, сущности, этапов и основных элементов стратегического управления. Как самостоятельная дисциплина стратегическое управление и стратегический менеджмент в России на сегодняшний день находятся на стадии становления.

Следовательно, целесообразно, систематизировать подходы к понятию «стратегия предприятия» для обогащения научных знаний и совершенствования практических возможностей применения методологии стратегического управления.

Наиболее характерны для стратегического менеджмента следующие подходы. Чандлер  А.Д. трактует стратегию предприятия через систему определения долгосрочных целей и задач, установление курса, направлений распределения ресурсов, которые необходимые для достижения целей, задач и обозначенного курса предприятия.[45]

В других определениях ряда авторов, таких как Забелин П.В., Моисеева Н.К., Казакова Н.А. и другие ключевой задачей реализации стратегии управления становится экономичность и рентабельность составных элементов стратегии, соответствие затраченных ресурсов с результатами реализованной стратегии, при минимально возможном в условиях неопределенности факторов внешней среды уровне рисков.

А.Н. Петров, обобщая существующие определения стратегии предприятия, отмечает: «В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три основных вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?» [37, т. 1, с. 5].

Систематизируя все существующие подходы к стратегии предприятия, необходимо отметить следующее, стратегия предприятия – это генеральный план развития предприятия, учитывающий воздействия факторов внешней среды, возможности и угрозы предприятия, охватывающий все оптимальные варианты достижения ключевых целей развития при минимальных затратах и максимально возможных прибыли и рентабельности.

Исследователи в области стратегического менеджмента реализацию стратегии предприятия характеризуют как комплексный процесс, в основе которого содержатся два этапа:

- стратегическое планирование, это процесс постановки миссии предприятия, выбора целей, формулирование задач, выработка ряда альтернативных базовых стратегий, выбор наиболее приемлемой стратегии, разработка конкретных программ, проектов и политик, входящих в отдельные элементы стратегии предприятия;

- стратегическое управление – это процесс управления реализацией выбранной стратегии, в течение определенного периода времени, оценка полученных результатов и соответствия стратегии факторам внешний и внутренней среды предприятия, переработка стратегии в случае необходимости.

Развитие понятийного аппарата стратегического менеджмента требует изучения модели разработки стратегии – алгоритма постановки и выбора стратегии, что является основополагающим моментом как в теории, так и в практике стратегического управления (менеджмента).

Наглядно модель разработки стратегии в общем виде представлена на рисунке 1.1.

Рис. 1.1. Модель разработки стратегии предприятия (концептуальный подход)

Стратегический анализ является предварительным этапом, предопределяющим необходимость и курс разработки стратегии предприятия.

Стратегический анализ охватывает два направления:

1. Анализ внешней среды;

2. Оценка ресурсного потенциала предприятия.

Анализ внешней среды предприятия охватывает комплекс методик, среди которых чаще всего в практической деятельности используется PEST- анализ и SWOT – анализ.

PEST- анализ своей целью имеет исследование факторов макросреды предприятия, преимущественно непрямого влияния – т.е. факторы, влияние которые необходимо оценить, но управлять ими предприятие практически не может, вынуждено приспосабливаться.

Основные факторы внешней среды, воздействующие на поведение организации, представляют собой части комплексного анализа среды и могут быть разделены на четыре крупные группы:

1) политические и правовые;

2) экономические;

3) социальные и культурные;

4) технологические.

SWOT – анализ позволяет оценить сильные, слабые стороны организации, возможности и угрозы.

Оценка ресурсного потенциала предприятия предполагает комплексное исследование производственных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Следующим этапом модели разработки стратегии является целеполагание или разработка политики предприятия – в том числе технической, производственной, финансовой и т.д.

В теории стратегического менеджмента цели принято классифицировать на две группы: финансовые и стратегические. Независимо от группы цели должны иметь четкое количественное выражение, что позволит контролировать реализуемость положений принятой стратегии.

Формулирование стратегии и выбор альтернатив включает:

а) определение базовой стратегии;

б) определение стратегических альтернатив.

Данный этап позволяет из множества предложенных вариантов выявить наиболее приемлемый с точки зрения сочетания двух приоритетных задач стратегического управления: результатов реализации стратегии и затрат, связанных с ее реализацией.

Формулирование функциональных стратегий (рис. 1.2). – данный этап важен комплексностью характера, отсутствие либо недостаточная проработанность любой из функциональной стратегий может привезти к несостоятельности стратегии в целом. Из рисунка 1.2. очевидна взаимосвязь и взаимозависимость таких функциональных элементов стратегии как: а) стратегии маркетинга; б) финансовой стратегии; в) стратегии НИОКР; г) стратегии производства; д) социальной стратегии; е) стратегии организационных изменений; ж) экологической стратегии.

Рис. 1.2. Функциональные стратегии предприятия

Разнообразие стратегий, применяемых в стратегическом управлении, весьма затрудняет их классификацию. Среди классификационных признаков наиболее существенны следующие:

­                  уровень принятия решений;

­                  базовая концепция достижения конкурентных преимуществ;

­                  стадия жизненного цикла отрасли;

­                  относительная сила отраслевой позиции организации;

­                  степень «агрессивности» поведения организации в конкурентной борьбе.

Согласно уровню принятия решений можно выделить следующие стратегии:

­                  корпоративная;

­                  деловая;

­                  функциональная;

­                  оперативная (последняя может быть включена в функциональную).

Усложняющим фактором при классификации стратегий является то, что большинство стратегий не могут быть однозначно определены по одному из признаков. Так, Забелин П. В. и Моисеева Н. К. предлагают классифицировать стратегии всего по трем признакам:

­                  принадлежность к пяти основополагающим стратегиям достижения конкурентных преимуществ (глобальные стратегии);

­                  принадлежность к стратегиям управления портфелем сфер бизнеса (портфельные стратегии);

­                  принадлежность к стратегиям, применяемым в зависимости от внешних и внутренних условий (функциональные).

Факторы, влияющие на выбор стратегии представлены на рисунке 1.3.

Рис. 1.3.  Факторы, влияющие на выбор стратегии предприятия

Выбор стратегии предполагает изучение альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ.

Таким образом, стратегия организации представляет собой единую и всеобъемлющую стратегию, формируемую на основе совокупности стратегий, создаваемых менеджерами на различных уровнях управленческой иерархии.

Для оценки вариантов стратегии организации и выбора оптимального можно использовать следующие критерии.

Соответствие среде — условиям отрасли и конкуренции, рыночным возможностям и угрозам, другим аспектам внешней среды. При этом стратегия должна учитывать сильные и слабые стороны компании, ее компетентность, конкурентные возможности. Стратегия, не соответствующая внутренней и внешней среде организации, не приведет к достижению желаемых результатов.

Конкурентное преимущество — реализация стратегии должна обеспечивать компании стабильное конкурентное преимущество (т.е. превосходство над конкурентами по свойствам предлагаемого товара или услуги, располагаемым ресурсам и т.д.) Чем сильнее конкурентное преимущество, обеспечиваемое стратегией, тем выше ее эффективность и отдача.

Эффективность — реализация стратегии должна способствовать многократному увеличению эффективности работы компании. Лучше всего правильность выбора стратегии подтверждается улучшением двух показателей: прибыльности и упрочнения конкурентной и рыночной позиций компании.

Варианты стратегий с неудовлетворительными показателями хотя бы по одному из названных критериев считаются неприемлемыми. Вариант стратегии с максимальными показателями по всем трем пунктам — лучший и самый перспективный. Спустя некоторое время после принятия решения о выборе стратегии руководство компании с помощью тех же критериев может проверить успешность реализации стратегии.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Смирнов Александр Васильевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация