УДК 37.013

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТА НА ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Гошовская Екатерина Вячеславовна
Крымский гуманитарный университет

Аннотация
Данная статья посвящена обзору основных факторов, которые составляют индивидуальные характеристики студента и их влияние на процесс планирования курса. Анализ работ зарубежных педагогов позволяет утверждать, что без предварительного исследования фоновых знаний, интеллектуального развития, культурного фона и возрастного опыта студента возможность выстроить наиболее эффективный процесс обучения снижается во много раз.

Ключевые слова: возрастной опыт, интеллектуальное развитие, культурный фон, планирование, преподаватель, процесс обучения, фоновые знания


THE INFLUENCE OF INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF THE STUDENT ON COURSE PLANNING

Goshovskaya Ekaterina Vyacheslavovna
Crimean University of the Humanities

Abstract
The paper contemplates the major factors that form individual characteristics of the student and the influence of those factors on the planning of the course. The analysis of the scientific works of foreign educational specialist allows asserting that without preliminary study of background knowledge, intellectual development, cultural background and generation experience of the student the opportunity to plan the most effective course is reduced.

Keywords: background knowledge, cultural background, generation experience, intellectual development, learning, planning, student, teacher


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гошовская Е.В. Влияние индивидуальных характеристик студента на планирование процесса обучения // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/26738 (дата обращения: 04.06.2017).

Студенты имеют не только интеллектуальные характеристики, но и социальные и эмоциональные, и все эти составляющие взаимодействуют и оказывают влияние на обучение. Чтобы эффективно спланировать курс, важно учитывать, кем являются наши студенты с учетом:

  1.  их  фоновых знаний
  2. интеллектуального развития
  3. культурного фона
  4. возрастной опыт

Как утверждает Стефан Брукфилд : “Мы можем составить замечательный урок и обладать великолепным разнообразным набором педагогических средств, но, не зная, что происходит в головах наших студентов, мы можем быть полностью непонятыми ими.” [1, с. 13]

Фоновые знания

Дж. Брансфорд со своими соавторами пишет: “[Студенты] приходят для дальнейшего обучения с багажом фоновых знаний, умений, убеждений и понятий, которые существенно влияют на их понимание окружающего мира. Это, в свою очередь, сказывается на их способности вспоминать, рассуждать, решать проблемы и получать новые знания.”  [2, с. 20]

Новые знания базируются на уже существующих знаниях. Таким образом, при планировании урока, важно определить, что хотят узнать студенты, придя на урок, а позже в процессе планирования, определить, насколько хорошо они знают предмет.

Если курс является частью последовательности курсов, хорошей идеей может быть ознакомление с материалом предыдущего курса. Это можно сделать, обратившись к коллеге, который вел предыдущий курс или попросив копию его/ее учебной программы, заданий и/или экзаменов.

Также следует поговорить с преподавателями, которые будут вести курс после вас с целью определить, какие навыки и знания они ожидают увидеть у студентов после предыдущего курса. Это поможет определить правильное направление и темп своего собственного курса, а  также эффективно построить занятия на их фоновых знаниях, чтоб они были актуальным и интересным. Например, если студенты исторического факультета приходят на урок английского языка,  то, используя примеры и материалы их основного курса, можно связать их с изучением языка, тогда студенты увидят значимость предмета для их собственных интересов и будущей работы.

Новые знания не могут быть быстро построены на слабых базовых знаниях, таким образом, важно определить, где существуют пробелы в фоновых знаниях у студентов. Существует ряд способов оценки знаний учащихся. Самый простой способ состоит в проведении теста в течение первой недели курса. Хорошо составленный тест поможет определить области сильного или слабого понимания материала. Если уровень необходимых навыков  низок у  большинства студентов, возможно, потребуется изменить темп и объем курса.

Интеллектуальное развитие

Знание того, как студенты усваивают материал и роли преподавателя и студента в процессе обучения, может стать отправной точкой для проектирования обучения. Ниже мы рассмотрим этапы интеллектуального развития и их последствия для обучения, предложенные У. Перри. [3, с. 48]

Этапы интеллектуального развития

  1. Дуализм: На ранних стадиях интеллектуального развития, студенты склонны видеть мир с точки зрения хорошо-плохо, правильно-неправильно, черный-белый. Обучение, на их взгляд, просто сводится к обмену информацией. Студенты на этом этапе считают, что задача учителя – передать факты, а их работа заключается в том, чтобы запомнить и воспроизвести их. На этой ранней стадии интеллектуального развития, студенты могут быть разочарованы, когда учитель дает неоднозначные ответы (напр., “Все зависит от конкретной ситуации”).
  2. Мультиплицизм: следующий этап интеллектуального развития начинается тогда, когда студенты осознают, что факты могут противоречить друг другу. Для студентов на данном этапе развития становится проблемой восприятие мнений, когда все мнения одинаково равны и правдивы. Они чувствуют себя способными мыслить самостоятельно, но они не всегда в состоянии оценить разные точки зрения, или найти доказательства в поддержку собственных.
  3. Релятивизм: На более сложном этапе развития, студенты начинают осознавать необходимость поддерживать свое мнение доказательствами. Они осознают, что некоторые люди могут не согласиться с их мнением, но понимают, что некоторые мнения более весомы, чем другие. Они начинают анализировать критически. Они начинают воспринимать роль учителя по-другому: как знающего гида или собеседника, который является авторитетом.
  4. Долг: последний этап не предполагает такого скачка интеллектуального развития, как на этапе релятивизма. Здесь студенты делают свой собственный выбор и принимают решения, на основе знаний и умений, полученных на этапе релятивизма.

Важно отметить, что студентам не обязательно проходить через каждый из этих этапов шаг за шагом. Некоторым студентам может потребоваться больше времени, чтобы выйти из дуализма, чем другим; некоторые из них могут чувствовать себя комфортно на этапе мультиплицизма и никогда не достигают релятивизма. Например, когда студенты сталкиваются с новыми интеллектуальными задачами (например, материал, который в корне отличается от их убеждений или предположений), они могут “отступить” временно на ранние стадии. М. Бакстер-Магольда утверждает, что (a) студенты поступают в ВУЗ, находясь на гораздо более низкой ступени интеллектуального развития, чем ожидает преподаватель, и (б) они, как правило, не прогрессируют настолько, насколько преподавателю хотелось бы. В своей работе Бакстер-Магольда  показывает, что в течение пяти лет обучения мультиплистическое мышление возрастает, дуалистическое мышление уменьшается, релятивистской мышление не развивается или развивается в весьма незначительной степени. [4, с. 37]

Помогая студентам развиваться интеллектуально, важно вытолкнуть их из зоны комфорта, но сделать это постепенно. Обучение – это давление на эго. Слишком много давления – студент не захочет учиться, слишком мало – не будет прогресса: в обоих случаях студент ничему не научится. Одной из педагогических задач является определить, на какой ступени находятся студенты и помочь перейти на следующий этап развития. Например, студенты, которые находятся на первом этапе интеллектуального развития (первокурсники), получили ряд знаний, но преподаватель представляет ситуацию, которая противоречит полученным знаниям для того, чтоб студенты не просто принимали то, что им говорят, но и могли самостоятельно определить и объяснить правильность или ложность суждения. Студентам на втором этапе можно предложить выразить свою или чью-либо точку зрения, но полностью подтвердить их аргументами, доказательствами и примерами, или оценить чужую точку зрения на основе имеющихся доказательств и примеров.

Учитель должен четко поставить задачу. Например, на уроке практического курса устного английского языка преподаватель может сказать: “Мы будет обсуждать системы образования в англоговорящих странах. Вам нужно проанализировать сильные и слабые стороны каждой их них, сравнить и оценить их.”

Культурный фон

Когда студенты из разных культур собираются в классе, или если преподаватель из другой культуры, это, несомненно, повлияет на динамику и процесс обучения.  Eberly Center и the Intercultural Communication Center  создали документ, который называется “Определение и решение проблемы культурного различия на уроках”, дает некоторые рекомендации, которые могут помочь преподавателю стравиться с данной проблемой:

  1. понять, с какими проблемами сталкиваются иностранные студенты;
  2. исследовать проблемы, которые могут повлиять на учащихся вашего курса
  3. а также методы, разработанные университетом Карнеги-Меллона, которые опробованы и успешно работают.

Полезно отметить, что методы, которые могут помочь облегчить обучение в мультикультурном классе, служат в интересах всех студентов вне культурного контекста.

Возрастной опыт

Каждое поколение имеет собственную культуру, которая складывалась в ходе разных социальных тенденций и событий в мире. Различия в возрасте  могут влиять на привычки студентов, их подход к обучению, и восприятие роли преподавателя и студента. Это существенно влияет на процесс обучения, последствия которого могут быть как позитивными, так и негативными.


Библиографический список
  1. Brookfield S. D. The skillful teacher: On technique, trust, and responsiveness in the classroom. San Francisco, 2006.
  2. Bransford J. D., Brown A. L., Cocking R. How people learn: Brain, mind, experience, and school. Washington, D.C, 2000.
  3. Perry W. G. Forms of intellectual and ethical development in the college years: A scheme. New York, 1968.
  4. Baxter-Magolda M. B. Knowing and reasoning in college: Gender – related patterns in students’ intellectual development. San Francisco, 1992.


Все статьи автора «kategoshovskaya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: