УДК 33

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СТОИМОСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Матвеева Алина Викторовна
Волгоградский государственный технический университет
Магистрант

Аннотация
Данная статья посвящена актуальной проблеме управления стоимостью на предприятии и оценке эффективности данного направления деятельности предприятия. В работе проводится обзор основных понятий, относящихся к вопросу управления стоимостью, даётся характеристика модели эффективного управления и описываются критерии эффективности стоимостного управления в современной компании.

Ключевые слова: критерии эффективности, оценка управления, стоимостное управление, стратегический цели, финансовая состоятельность


ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF COST MANAGEMENT COMPANY

Matveeva Alina Victorovna
Volgograd State Technical University
Undergraduate

Abstract
This article is devoted to the important issue of cost management-company and evaluating the effectiveness of the activities of the company. The paper provides an overview of the basic concepts related to the issue of cost management, describes the model of good governance and describes the performance criteria of cost management in modern companies.

Keywords: cost management, financial soundness, management evaluation, performance criteria, strategic management


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Матвеева А.В. Оценка эффективности стоимостного управления предприятием // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/09/26705 (дата обращения: 30.09.2017).

Сегодня стоимостное управление на предприятии приобретает особую значимость в связи с тем, что экономика переходит в новую стадию своего развития. Многие предприятия в России стоят на грани банкротства, данные процессы вызваны не только складывающейся негативной ситуацией на общемировом рынке и в экономике страны, но также и неэффективностью управления, частью которого является стоимостной менеджмент.

Структура предприятий подвергается постоянным изменениям, происходят реструктуризации, слияния и поглощения, многие предприятия изменяют организационные формы, при этом трансформации в данном направлении отнюдь не связаны с механизмами повышения эффективности деятельности. Зачастую на предприятиях запускают процедуру банкротства для избавления от бремени кредитов и задолженностей, взятых ранее. Однако, детерминизм явлений здесь не важен, ясно одно – управление стоимостью приобретает актуальное значение.

Существуют по крайней мере две причины оценки стоимости предприятия: первая из них заключается в том, что любое предприятие содержит в себе некоторую стоимость, потому при его продаже, ликвидации, банкротстве его стоимость должна быть оценена, вторая причина связана с управлением на предприятии, носящим среднесрочный и долгосрочный характер. Именно вторая причина зачастую остается в тени, поскольку не всегда у управляющего существует мнение относительно целесообразности направления средств на оценку стоимости предприятия и ее контролирование, стремление усовершенствовать стоимостные параметры, пока в этом не настает крайняя необходимость. Тем не менее, существует ряд причин, по которым стоимостное управление считается целесообразным и крайне важным для современного развивающегося предприятия.

Любое предприятие заинтересовано в управлении собственной стоимостью по ряду причин:

- стремление к обоснованию рыночной стоимости для потенциальных инвесторов и акционеров;

- желание менеджмента отследить перспективность предприятия за ряд лет, что выражается в динамике стоимостного прироста;

- мониторинг процессов, связанных с макросредой, влияющих на стоимость бизнеса;

- гарантия стабильности предприятия для всех участников его деятельности.

Для того, чтобы повышать собственную стоимость за счёт внутренних резервов, на предприятии формируется модель эффективности работы, выявляется и определяется ряд критериев, наиболее активно влияющих на формирование стоимости предприятия.

Успешное управление стоимостью приводит к хорошим результатам: предприятие будет стабильно развивающимся и имеющим четкие цели собственного развития на долгие годы, что не позволит снизить ни темпы роста, ни прибыльность, не позволит сделать предприятие отсталым, несостоятельным.

Компания, формируя модель эффективной работы, определяет для себя три критерия экономической состоятельности, которые включают в себя:

- производственную состоятельность;

- рыночную состоятельность;

- финансовую состоятельность.

Состоятельность по данным показателям и определяет формулу успешного развития предприятия.

Производственная состоятельность может быть оценена по нескольким критериям:

- фондоотдача;

- материалоотдача;

- производительность труда:

- производственная мощность;

- коэффициент дискретности;

- профессиональный состав кадров;

- сопоставление со среднеотраслевыми значениями.

Оценивая производственную состоятельность, мы влияем на производственный потенциал, главным фактором здесь выступает то, что стоимость непосредственно зависит от производственных возможностей предприятия. Формируется себестоимость продукции, в частности, здесь, что позволяет непосредственно влиять на прибыль от производства продукции предприятия.

Рыночная состоятельность складывается из следующих критериев эффективности:

- соотношение реализованной продукции и товарной продукции;

- доля рынка;

- темп изменения физического объема производства;

- конкуренты;

- диверсификация продукции;

- диверсификация клиентуры;

- физический спрос на продукцию;

- профессиональный состав кадров;

- соотношение изменения доли рынка и изменение емкости рынка;

- соотношение индекса реализованной продукции и индекса инфляции;

- износ основных фондов;

- соотношение обновления и выбытия основных производственных фондов;

- доля материальных затрат в себестоимости продукции;

- соотношение коэффициента оборота по приему в % и коэффициента оборота по выбытию в %;

- поставщики ОПФ;

- поставщики сырья и материалов;

- соотношение изменения цен на сырье и материалы и изменения цен на готовую продукцию;

- соотношение возможности удовлетворения потребности и самой потребности;

Рыночная состоятельность предполагает достижение рыночной конкурентоспособности предприятия, приобретение и использованием им конкурентных преимуществ, обеспечение сбыта достаточного объема продукции.

Финансовая состоятельность раскрывается следующими критериями эффективности работы предприятия:

- рентабельность продаж;

- рентабельность активов;

- рентабельность собственного капитала;

- запас финансовой прочности;

- соотношение накопления и утраты собственного капитала;

- профессиональный состав кадров;

- платежеспособность;

- соотношение результатов оценки рыночной стоимости собственного капитала (внешний износ);

- коэффициент структуры капитала. [1].

Финансовая состоятельность показывает, насколько эффективна работа предприятия в области финансового управления. Она напрямую влияет на стоимость предприятия, может сильно пошатнуть показатели стоимости в случае финансового кризиса.

Стратегическое планирование предполагает особое внимание показателям стоимости имущества на предприятии, соотношения показателей износа основных фондов предприятия. Модернизация оборудования на предприятии, замена старых машин и оборудования на новые современные образцы также является показателем работы в области стоимости, однако, такая работа самой новой стоимости не создает. А ведь именно создание стоимости и предполагается предприятием в качестве основной цели функционирования. Достигая её, предприятие становится успешным.

Понимание важности управления стоимостью пришло в экономику в начале XXI века. Изначально, в 60-е г.г. XX века успехом компании и одновременно главной целью ее было расширение экономического присутствия на рынках товаров, работ и услуг. Затем уже в 80-е г.г. сознание экономистов переключилось на понимание главной цели как максимизации прибыли любой ценой. В начале 90-х г.г. задачей стало повышение стоимости инвестиций, направляемых на предприятие. Наконец, только в 2000-е г.г. стало понятно, что теперь значимым становится управление стоимостью, концепция управления стоимостью базировалась и базируется на том, что любое действие предприятия и любая микроцель должна быть направлена на создание  новой стоимости и её добавления к уже существующей.

Следствием пересмотра целевого ориентира является трансформация методов оценки и анализа результатов ее деятельности. Это выражается в переходе от традиционной (бухгалтерской) к финансовой (или стоимостной) модели компании.[2]

Финансовая модель подразумевает признание важности учета и анализа влияния следующих ключевых показателей в процессе принятия любых управленческих решений:

1)     Величины ожидаемых денежных потоков, которые будут сгенерированы имеющимися и будущими активами фирмы;

2)     Времени возникновения этих потоков;

3)     Уровня риска, присущего инвестициям данной компании, обеспечивающих создание этих потоков.

В настоящее время не только относительно молодые, но и давно работающие традиционные консалтинговые компании, такие как McKinsey & Co., Boston Consulting Group (BCG), Booz&Co., A.T. Kearney, предлагают широкий спектр услуг в области управления стоимостью, включая в ряде случаев свои собственные концепции управления стоимостью. [3].

Сегодня концепция стоимости базируется на следующих основных принципах:

1)     Наиболее приемлемый показатель, позволяющий адекватно оценить деятельность компании – это поток денежных средств, генерируемый компанией.

2)     Новые капитальные вложения компании должны осуществляться только при условии, что они создают новую стоимость. При этом, создают стоимость новые инвестиции только тогда, когда рентабельность этих вложений выше затрат на привлечении капитала.

3)     В изменяющихся условиях окружающей экономической среды сочетание активов компании (ее инвестиционный портфель) так же должно меняться с целью обеспечения максимального роста стоимости компании.

Стоимость компании определяется ее дисконтированными будущими денежными потоками, и новая стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала.

Применение концепции управления стоимостью сегодня позволяет отслеживать результаты деятельности предприятия. Данная работа является важной и полезной не только для продвинутых акционеров, но также и для руководства предприятием, если работа по созданию и мониторингу стоимости ведется постоянно, а не периодически и хаотично, как зачастую бывает на современных российских предприятиях. Указанные издержки работы связаны с нехваткой профессиональных оценщиков стоимости, а также с непониманием всей важности данного вопроса, а также с наличием множества дополнительных проблем, связанных с внешней средой, экономическими трудностями в стране, падением производства, экономической политикой и др. Однако, примеры некоторых успешных компаний, в частности, концерна «Калина», МТС и и фармацевтической компании «Нижфарм» демонстрируют ключевую роль управления стоимостью в профессиональном управлении предприятием.


Библиографический список
  1. Мерзликина, Г.С. Оценка экономической состоятельности предприятия. Монография.– ВолгГТУ. – Волгоград, 1998,265с.
  2. Теплова Т.В. Инвестиционные рычаги максимизации стоимости компании. Практика российских предприятий. М.: Вершина, 2007. 272 с.
  3. Степанов Д. Value-Based Management и показатели стоимости // Управление компанией, 2008. №5, 165с.


Все статьи автора «Матвеева Алина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: