УДК 371.2

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА СЕЛЕ

Сартакова Елена Евгеньевна1, Медведев Игорь Борисович2
1Томский государственный педагогический университет, доцент кафедры общей педагогики
2Томский государственный педагогический университет, аспирант кафедры общей педагогики

Аннотация
В статье выявляются содержание процесса формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений на селе, анализируются ведущие направления развития данного феномена на современном этапе.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие образовательных учреждений, система образования на селе, управление


ESSENTIAL CHARACTERISTIC OF FORMATION PROCESS OF NETWORK INTERACTION OF RURAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Sartakova Elena Evgenievna1, Medvedev Igor Borisovich2
1Tomsk state pedagogical University, Associate Professor, Department of General Pedagogy
2Tomsk state pedagogical University, postgraduate student of the chair of General pedagogy

Abstract
The article identifies the content of process of forming the network interaction between educational institutions in rural areas and the leading directions of development of this phenomenon nowadays are analyzed.

Keywords: educational system in rural areas, Management, network interaction between educational institutions


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сартакова Е.Е., Медведев И.Б. Сущностная характеристика процесса формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений на селе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/09/26307 (дата обращения: 02.06.2017).

В XX веке образование стало одной из важнейших сфер человеческой деятельности, что привело к значительным сдвигам в области социальных преобразований, научно-технического прогресса. Переход к постиндустриальному обществу, в котором информация выступает в качестве основной социальной ценности, напрямую связан с радикальными изменениями в образовательной системе, что обусловило потребность в формировании новой модели образования, которая смогла бы обеспечить переход к новому типу социального развития. Создание современной инновационной модели для Российской Федерации связано с понятием модернизации как системном, структурном, комплексном изменениях системы образования.

Механизмом формирования современной системы образования на селе является сетевое взаимодействие ОУ. Можно констатировать ведущие положения концепции сетевого взаимодействия сельских ОУ:

1.  Сетевое взаимодействие сельских образовательных учреждений представляет собой процесс коммуникации внутри систем неиерархических отношений между ресурсно взаимозависимыми акторами (организациями), который направлен на формирование у субъектов взаимодействия адекватных формирующемуся информационному обществу стереотипов о сельском образе жизни, механизмах развития сельской школы, способах проектирования и реализации образовательных программ, обеспечивающих  их социальную и личностную успешность [1].

Особенности сетевой организации сельских ОУ, ее функционирования и развития в условиях сельской местности проявляются: в усложнении и диверсификации сети образовательных учреждений, усиливающейся дифференциации типов и видов учебных заведений общего образования, сопровождающейся процессами интеграции (создание образовательных комплексов), отходом от «школоцентрической» модели организации общего образования, использования образовательных ресурсов других ведомств и социальных институтов, а также образовательного потенциала местного сообщества, переориентации общего образования на запросы рынков труда.

2. Использование механизма сетевого взаимодействия (СВ) может влиять на целостный характер социокультурого пространства села [2]. К основным моделям СВ относятся: адаптивная модель; модель использования внешних ресурсов; ситуационная модель; модель партнерских взаимоотношений; модель сетевого взаимодействия. Каждой модели соответствуют направления, формы сетевого взаимодействия, преимущественный его уровень формирования, модели управления (см. табл.1).

Таблица 1.

Модели управления сетевым взаимодействием сельских ОУ

Модель сетевого взаимодействия

Направления сетевого взаимодействия ОУ

Преимущественный уровень сетевого взаимодействия

Форма сетевого взаимодействия

Преимущественные модели управления сетевым взаимодействием ОУ

Образовательные события

Поддержка авторских проектов

Создание открытого доступа для аккумулирования и использования инновационных разработок

Реализация сетевых программ

Создание структур поддержки сетевых форм организации образования

Адаптивная модель

+

+

 

 

 

1-информации

Внутришкольная сетевая модель

Школьная

Модель использования внешних ресурсов

+

+

+

+

 

2- распределения обязанностей

Стихийно складывающий-ся «узел» сетевого взаимодействия

Школьная с элементами участия представителей учреждений внешнего социокультурного пространства

Ситуационная модель

+

+

 

 

 

2- распределения обязанностей

По ситуации, ведущая форма – «узел» сетевого взаимодействия

По ситуации; ведущая – школьная с элементами участия представителей учреждений внешнего социокультурного пространства

Модель партнерских взаимоотношений

+

+

+

+

 

3- формирования социокультур-ной нормы;

4- ресурсного обмена;

5- реализации образовательной программы

Ассоциация, объединения, виртуальные и реальные сообщества, общества и др.

Сетевая модель, объединяющая распространяю-щиеся на всю сеть лидерские внутришкольные модели управления

Модель сетевого взаимодействия

+

+

+

+

+

4- ресурсного обмена;

5- реализации образовательной программы

Ассоциация, объединения, виртуальные и реальные сообщества, общества и др., включающие «сетевые узлы»

Сетевая модель при научно-методическом сопровождении

 

3. Ведущими направлениями формирования сетевого взаимодействия ОУ являются [3]: проведение образовательных событий регионального, федерального масштаба для определения направлений, задач и участников развития образования; поддержка авторских проектов, осуществляемых в образовательных учреждениях по изменению качества образования; создание открытого доступа для аккумулирования и использования инновационных разработок; разработка и реализация сетевых проектов, программ для разных групп учащихся по разным предметам и уровням обучения; создание структур поддержки сетевых форм организации образования (Г.Н.Прозументова, 2012).

4. Выделяется несколько уровней сетевого взаимодействия: информации, когда образовательные учреждения обмениваются сведениями, между ними настроены действенные информационные потоки; распределения обязанностей предусматривает сохранение полного разнообразия субъектов социокультурного пространства их направленность на удовлетворение разных образовательных потребностей граждан; формирования социокультурной нормы; ресурсного обмена между образовательными учреждениями; реализуется тогда, когда в заведениях сети появляются общие ресурсы разных типов (общая сетевая библиотека, кадры, финансы и т. п.); реализации образовательной программы.

5. Каждой модели соответствует определенная организационная структура направления деятельности и уровень сетевого взаимодействия, модели формирования ОС тесно связаны с гео-экономической характеристикой территории (М. В. Груздев) [4]. Организационная структура ОС включает следующие виды: ядерную, узловую, сотовую, ступенчатую. Формы ОС обусловлены особенностями их структуры и могут быть представлены следующими конструкциями [5]:

         всероссийский, региональный уровень: различного вида «школы» (в том числе, и летние выездные), деятельность которых направлена на реализацию дополнительных образовательных услуг; сети дистанционного образования;

         региональный уровень: сети дистанционного, дополнительного образования; областные школы сетевого характера (для детей с особыми нуждами, одаренными детьми), сети ОУ, направленные на развитие школьников и организацию внеурочной деятельности (проектные школы, развивающие школы типа «Математика. Педагогика. Интеллект»;

         муниципальные образовательные сети: классические (основанные на подвозе обучающихся); межмуниципальные и муниципальные образовательные округа, сети ресурсных центров, профильные муниципальные образовательные сети.

Анализ отдельных положений сетевой теории в области образования позволяет предложить следующие группы моделей сетевого взаимодействия сельских ОУ: сетевые объединения ОУ с целью создания условий для социализации сельских школьников; модели се­тево­го вза­имо­дей­ствия об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний, решающих задачи развития одаренных детей; се­тевое объединение спе­ци­алис­тов про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния; сетевое взаимодействие ОУ с целью реализации сетевых образовательных программ общего образования.

Отметим, что формы сетей обусловлены особенностями их структуры и могут быть представлены следующими конструкциями:

         всероссийский, региональный уровень: различного вида «школы» (в том числе и летние выездные), деятельность которых направлена на реализацию дополнительных образовательных услуг; сети дистанционного образования;

         региональный уровень: сети дистанционного, дополнительного образования; областные школы сетевого характера (для детей с особыми нуждами, одаренными детьми), сети образовательных учреждений, направленные на развитие школьников и организацию внеурочной деятельности (проектные школы, развивающие школы типа «Математика. Педагогика. Интеллект»;

         муниципальные образовательные сети: классические (основанные на подвозе обучающихся); межмуниципальные и муниципальные образовательные округа, сети ресурсных центров, профильные муниципальные образовательные сети.

Образовательные сети объединяют в обязательном режиме отдельные образовательные учреждения или их филиалы различного уровня: начальные, основные, средние школы. Классификация отдельных сетей связана с целями их функционирования. В концепциях предпрофильной подготовки и профильного обучения выделяют муниципальные образовательные сети (в малых образовательных системах они совпадают с понятием и структурой местной системы образования). Кроме того, можно выделить сети, связанные с подвозом учащихся из сел, в которых нет образовательных учреждений. В данном случае идет кооперация не образовательных учреждений, а субъектов образовательного процесса, которая поддерживается ресурсно. Одним из видов образовательной сети являются различного вида выездные школы, т.е. временные объединения учреждений образования с определенной целью, например, выездные летние школы, школы одаренных детей и др. и центры дистанционного образования.

В структуру сельских образовательных сетей также входят различного уровня государственно-общественные органы управления образованием. Важнейшей задачей является модернизация самой модели управления муниципальной образовательной системой.

В работе обоснована функция управления сетевым взаимодействием, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели. Управление должно осуществляться на основе интеграции всех педагогических средств, которыми располагает образовательная среда. Предметом специального управленческого внимания становится вопрос гармонизации двух режимов деятельности образовательной сети (функционирование и развитие). Отсюда вытекает необходимость удерживания вертикальных иерархических связей, без чего невозможна реализация единой образовательной стратегии, и одновременно терпеливого формирования связей горизонтальных.

Все, что связано с поддержанием нормального, стабильного режима функционирования управляется через вертикальные связи: вопросы финансово-хозяйственной дисциплины, грамотное распределение государственных средств, охрана жизни и здоровья детей, ведение школьной документации, отчетность, контроль за выполнением государственных стандартов образования на ключевых переходных этапах образования.

7. К основным направлениям формирования сетевого взаимодействия относятся:

В области повышения качества и эффективности образования –реализация сетевых образовательных программ. Образовательная программа представляет собой организационно-педагогическое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленных стандартов образования.

В рамках повышения принципа доступности необходимо ставить задачу формирования спектра вариативных образовательных программ, учитывающих специфику развития обучающихся и их заказ образовательным учреждениям. Сельские муниципальные системы образования и, соответственно, образовательные учреждения способны удовлетворять данные требования только в условиях сетевого взаимодействия всех образовательных учреждений, что обуславливает потребность в создании сетевых образовательных программ.

8. В условиях перехода к стандартам общего образования второго поколения меняются требования к образовательным программам. Кроме характеристики образовательной программы, указания требований к уровню подготовки выпускника, описания специфики учебного плана, положений о промежуточной и итоговой аттестаций, программно-методического обеспечения, оценки эффективности реализации программы неразрывной частью входят требования к средствам реализации образовательного процесса и система нормативов.

Образовательные программы тесно связаны с модернизацией содержания образования и являются механизмом повышения реализации принципов доступности (обеспечение равного доступа к освоению вариативных образовательных программ) и качества (уровня и соответствующего содержания).

В области повышения доступности образования –формирование моделей современных образовательных учреждений, предшкольного, профильного, инклюзивного, дополнительного образования (в очной и дистанционной формах) в сельских образовательных сетях.

9. Модели сетевого взаимодействия представлены:

·                        Сетевые объединения, обес­пе­чива­ющие ус­пешную со­ци­али­зацию де­тей-си­рот и де­тей, ос­тавших­ся без по­пече­ния ро­дите­лей;

·                        Мо­дели ор­га­низа­ции сис­те­мы от­ды­ха, оз­до­ров­ле­ния и вре­мен­ной за­нятос­ти де­тей;

·                        Сетевые объединения, организующие для детей образовательные услуги исс­ле­дова­тель­ской, ин­же­нер­ной, тех­ни­чес­кой, конс­трук­торс­кой нап­равлен­ности;

·                        Сетевые объединения, реализующие мо­дели фор­ми­рова­ния куль­ту­ры бе­зопас­но­го об­ра­за жиз­ни, раз­ви­тия сис­те­мы пси­холо­го-пе­даго­гичес­ко­го и ме­дико-со­ци­аль­но­го соп­ро­вож­де­ния обу­ча­ющих­ся.

Таким образом, в настоящее время в теории и практике инновационной деятельности установлены следующие четыре характерные особенности новых организационно-управленческих форм сетевых структур: «плоская» иерархия с прозрачной легитимацией власти; децентрализация ответственности с ориентацией на групповые формы труда; вертикально и горизонтально направленные организационные связи и коммуникации; координация сотрудничества с помощью четких правил, постановка амбициозных целей и строгая оценка результатов

К 2013 г. были определены основные направления изучения феномена сетевого взаимодействия ОУ: в рамках концепции управления образованием (педагогические ассоциации различного вида); теории дополнительного профессионального образования обогатились идеей сетевого взаимодействия педагогов, теория и методика воспитания – положением о механизмах сетевого взаимодействия сельских школьников, в целом были сформированы вариативные теории сетевого дистанционного образования.


Библиографический список
  1. Градосельская, Г. В. Сетевые измерения в социологии [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Градосельская / Под ред. Г. С. Батыгина. – М. : Новый учебник, 2004. – 248 с.
  2. Павлова, Л. А. Сетевая организация инновационной деятельности как механизм развития муниципальной системы образования [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. А. Павлова. – М., 2010.
  3. Прозументова, Г. Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели [Текст] / Г. Н. Прозументова // Вестник ТГУ, 2012. – № 358. – С. 182–188. – Педагогика и психология.
  4. Груздев, М. В. Формирование образовательного пространства сельских территорий [Текст] : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / М. В. Груздев. – Ярославль, 2004.
  5. Механизмы формирования муниципальных образовательных сетей [Текст]. – М. : АПКиПРО, 2007. – 178 с.


Все статьи автора «Сартакова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: