УДК 336.2

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Корчевая Оксана Валерьевна
Южно-Уральский государственный университет
Студентка

Аннотация
В статье рассмотрены и систематизированы предлагаемые Налоговым кодексом Российской Федерации альтернативные методы отражения доходов и расходов налогоплательщика, формирующих налогооблагаемую прибыль в системе налогового учета.

Ключевые слова: налог на прибыль организаций, налоговый учет, учетная политика для целей налогообложения


METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE ACCOUNTING POLICY FOR TAX PURPOSES

Korchevaya Oksana Valerievna
South Ural State University
Student

Abstract
In the article are considered and systematized offered by the Tax Code of the Russian Federation alternative methods of account of the proceeds and expenses of the taxpayer, forming the taxable income in the tax accounting.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Корчевая О.В. Методические аспекты учетной политики организации для целей налогового учета // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/07/25623 (дата обращения: 28.09.2017).

Понятие учетной политики, используемое в налоговом учете, закреплено в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ): учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика [1].

В налоговой учетной политике необходимо отразить следующие элементы:

– порядок определения налоговых баз по каждому налогу, уплачиваемому организацией;

– порядок раздельного учета операций, которые подлежат и не подлежат налогообложению;

– порядок раздельного учета операций, подлежащих налогообложению по разным ставкам;

– порядок ведения налогового учета;

– используемые методы расчетов при определении налоговых баз;

– используемые методы оценки активов, обязательств, доходов и расходов;

– порядок формирования и использования создаваемых резервов;

– порядок формирования задолженностей перед бюджетом по каждому конкретному налогу.

Налоговую учетную политику разрешается изменять только в трех случаях:

– при изменении применяемых в организации методов налогового учета – с 1 января следующего года;

– при изменении налогового законодательства – с даты вступления в силу таких изменений;

- при существенном изменении условий хозяйственной деятельности организации (например, появления новых видов деятельности, методы налогового учета которых ранее не были разработаны) – с момента такого изменения.

В налоговой учетной политике организация должна определить используемую ею систему осуществления налогового учета. При этом он может выбрать любой из следующих вариантов [3]:

1) налоговый учет осуществляется параллельно с бухгалтерским. Как правило, по такой модели налоговый учет построен в крупных компаниях, где существует отдельное подразделение, занимающееся только налоговым учетом;

2) налоговый учет осуществляется на базе бухгалтерского учета. При использовании подобной модели налоговый и бухгалтерский учет максимально сближаются, регистры налогового учета ведутся лишь тогда, когда правила, установленные НК РФ и бухгалтерскими стандартами, кардинально отличаются;

3) налоговый учет осуществляется методом корректировки бухгалтерского учета. То есть, в налоговых регистрах отражаются только разница между показателями бухгалтерского и налогового учета, если такая разница возникает.

4) для ведения налогового учета разрабатывается специальный налоговый план счетов. Такой способ является одним из наиболее используемых на практике,  именно этот способ чаще всего применяется в небольших и средних организациях.

Основными элементами учетной политики по налогу на прибыль являются [4, 5, 6, 7, 8]:

– метод признания доходов и расходов;

– классификация некоторых видов доходов и расходов;

– состав и порядок списания прямых и косвенных расходов;

– налоговый учет амортизируемого имущества;

– налоговый учет материально‑производственных запасов;

– создание резервов в налоговом учете.

Что касается признания доходов и расходов организацией, то НК РФ позволяет выбрать один из двух возможных методов:

– метод начисления;

– кассовый метод [2].

Однако кассовый метод могут использовать только налогоплательщики, у которых в среднем за предшествующие 4 квартала сумма выручки от реализации без НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал.

Относительно амортизируемого имущества в налоговой учетной политике выбирается метод амортизации, использование амортизационной (инвестиционной) премии, порядок отражения расходов на ремонт основных средств.

При начислении амортизации основных средств выбирают один из следующих методов:

– линейный;

– нелинейный (для к 1-й – 7-й амортизационных групп).

При этом изменить метод амортизации с линейного на нелинейный можно только с начала налогового периода. Обратный же переход допускается не чаще одного раза в 5 лет.

Организация в налоговой учетной политике может указать на применение или неприменение коэффициентов, повышающих или понижающих норму амортизации. В случае применения таких коэффициентов указывается их величина для отдельных видов основных средств.

Норма амортизации по основным средствам, которые уже эксплуатировались, определяется без учета срока фактической службы основного средства у предыдущих владельцев, а срок их полезного использования определяется в соответствии с классификацией основных средств как для новых основных средств. Также норма амортизации может определяться с учетом вышеуказанного срока. Однако, если выбран второй вариант, то необходимо определить, каким образом предыдущий владелец будет подтверждать величину срока фактической службы основного средства.

В налоговой учетной политике необходимо  указать, будет ли применяться амортизационная (инвестиционная) премия при осуществлении капитальных вложений. В случае применения такой премии в налоговой учетной политике необходимо выбрать ее размер:

– одинаковый для всех объектов основных средств;

– различный для различных групп объектов основных средств;

– различный для каждого объекта основных средств.

Конкретный размер амортизационной премии в учетной политике указывать не обязательно, достаточно лишь указать, что она будет применяться. В таком случае конкретный размер амортизационной премии (0%-30 %) устанавливается приказом руководителя организации для каждого конкретного приобретаемого объекта основных средств.

Расходы, связанные с ремонтом основных средств, организация имеет право отражать в составе прочих расходы в сумме фактически осуществленных затрат того отчетного периода, в котором проводились ремонтные работы, либо списывать за счет резерва на ремонт основных средств. Если организацией выбран второй вариант, то это необходимо отразить в налоговой учетной политике.

Материально-производственные запасы при списании оцениваются одним из следующих способов:

– по себестоимости единицы;

– по средней стоимости;

– по стоимости первых по времени приобретений (метод ФИФО);

– по стоимости последних по времени приобретений (метод ЛИФО) [2].

В НК РФ не конкретизируется, нужно ли выбирать один метод оценки в отношении всех материально-производственных запасов или допускается применение различных методов для оценки различных групп материально-производственных запасов [6].

Себестоимость приобретения покупных товаров формируется либо исходя из цены, установленной в договоре, без учета расходов, связанных с их приобретением, либо исходя из цены, установленной в договоре, с учетом расходов, связанных с их приобретением. Выбранный порядок применяется организацией в течение не менее чем двух лет.

В налоговой учетной политике организация самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Прямые расходы распределяются между остатками незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной продукции [2]. Например, можно распределять их:

– пропорционально плановой себестоимости продукции;

– пропорционально доле остатков исходного сырья;

– пропорционально количеству продукции;

– и т.д.

Организации, оказывающие услуги, прямые расходы имеют право относить на уменьшение доходов периода без распределения на остатки незавершенного производства, или распределять между стоимостью незавершенного производства и стоимостью оказанных услуг.

Организация в налоговой учетной политике должна утвердить порядок формирования и использования резервов в налоговом учете, если планируется создание таких резервов. Организация может создавать резервы по сомнительным долгам, резервы предстоящих расходов на оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, резервы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию а также резерв на ремонт основных средств.

Резерв по сомнительным долгам формируется на основании произведенной инвентаризации расчетов на сумму 100% от просроченной дебиторской задолженности, если выплата просрочена более чем на 90 дней, 50% от просроченной дебиторской задолженности, если выплата просрочена на срок от 45 до 90 дней, если же просрочка составляет менее 45 дней, то резерв не создается. Сумма неиспользованного резерва включается во внереализационные расходов того налогового периода, в котором резерв создавался, также допускается ее перенос на следующий налоговый период.

Для резерва предстоящих расходов на оплату отпусков и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в налоговой учетной политике отражаются предельная сумма отчислений в резерв и ежемесячный процент отчислений в резерв.

Для резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в налоговой учетной политике устанавливается максимальный размер отчислений в резерв.

Для резерва на ремонт основных средств в налоговой ученой политике указываются норматив отчислений в резерв и предельная сумма резерва. Предельная сумма не должна устанавливаться в размере больше средней величины фактических расходов на ремонт за последние три года. Также в налоговой учетной политике утверждаются срок, в течение которого резервируются средства для финансирования расходов на ремонт и периодичность проведения ремонта.

Кроме того, организация имеет право установить в налоговой учетной политике порядок исчисления ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль. Авансовый платеж может рассчитываться и уплачиваться ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, или ежемесячно в течение каждого квартала в размере одной трети фактически уплаченного авансового платежа за предыдущий квартал.

Таким образом, методический раздел налоговой учетной политики является важной составляющей системы налогового учета в организации, требующим серьезного и вдумчивого подхода со стороны главного бухгалтера при формировании учетной политики организации на очередной финансовый год.


Библиографический список
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
  3. Иванов А.Е. Организация налогового учета на предприятии: анализ восьмилетнего опыта / А.Е. Иванов // Строительный комплекс: Экономика управление и инвестиции: Сборник научных трудов. Выпуск 8. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. – С. 64-68.
  4. Иванов А.Е. Организация налогового учета доходов от реализации / А.Е. Иванов // Естественно-научные, гуманитарные и социально-экономические науки: материалы второй заочной международной научно-практической конференции 24 ноября 2009 года. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – С. 90-95.
  5. Иванов А.Е. Методические основы формирования учетной политики для  целей налогообложения прибыли / Строительный комплекс: Экономика управление и инвестиции: Сборник научных трудов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – С. 57-61.
  6. Кондраков Н.П. Учетная политика организаций на 2012 год в целях бухгалтерского, финансового, управленческого и налогового учета / Н.П. Кондраков. – Москва: Изд-во Эксмо-Пресс, 2011. – 208 с.
  7. Медведев М.Ю. Учетная политика – 2012 / Москва: Изд-во Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. – 256 с.
  8. Семинихин В. Учетная политика на 2012 год / В. Семинихин // Аудит и налогообложение. – 2011. – №11. – С. 2-12.


Все статьи автора «Updater»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: