УДК 338.012

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Куликов Алексей Анатольевич
Тюменский Государственный Университет

Аннотация
В статье проанализирована инновационная активность российских организаций различных отраслей экономики, для того чтобы показать уровень инновационного развития отечественной экономики.

Ключевые слова: инновационное развитие, модернизация, национальная экономика., нематериальные активы


INNOVATION ACTIVITY OF RUSSIAN ORGANIZATIONS

Kulikov Alexey Anatolievich
Tyumen State University

Abstract
The article analyzes the innovation activity of Russian companies in different industries, in order to show the level of innovative development of the national economy.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Куликов А.А. Инновационная активность российских организаций // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/06/25227 (дата обращения: 02.06.2017).

Важнейшая задача модернизации России состоит в переходе к инновационной стратегии, к экономике знаний. Переход к этапу модернизации российской экономики ставит выбор между либеральной и дирижистской моделями: между предпринимательской инициативой и государством, как движущими силами модернизации и роста российской экономики. Этот выбор должен быть сделан в пользу либеральной модели, в пользу частной предпринимательской инициативы. Это обусловлено более высокой эффективностью частного бизнеса и высокой степенью неопределённости экономики постиндустриального периода. Рыночная экономика и предпринимательские структуры лучше государства определяют факторы потенциального роста. Тем не менее, стратегия национальной модернизации – это государственная экономическая политика, основной целью которой, является повышение конкурентоспособности России через повышение конкурентоспособности отечественных предпринимательских структур, их товаров и услуг. Модернизация является одной из важнейших проблем современной российской экономики. По данным Министерства экономического развития и торговли РФ рост производительности труда в мире все больше будет опираться на накопление не физического, а человеческого капитала и повышение вклада в экономический рост экономики знаний.

Особенностью технологического развития в ближайшие 15 лет станет развитие технологий, обеспечивающих технологические прорывы или создание опережающего научно-технологического задела в целях разработки принципи­ально новых видов материалов, продукции, обладающих ранее не достижимы­ми возможностями, а также технологий, формирующихся на стыке различных предметных областей. При этом ожидается возникновение качественно новых эффектов. в различных сферах применения, этих технологий, включая как тра­диционные сферы их использования (промышленность, транспорт, связь, обо­рона и безопасность), так и новые — здравоохранение и образование, государст­венное управление, домашние хозяйства. С учетом этого, Министерство экономического развития и торговли РФ выделяет три качественно отличных сценария социально-экономического раз­вития отечественной экономики в долгосрочной перспективе –  инерционного, энергосырьевого и инновационного развития.

Интеграция России в мировое экономическое сообщество в качестве конкурентоспособной экономики невозможна без конкурентоспособных предпринимательских структур. Последовательная фискальная, монетарная, бюджетная политика, эффективная юридическая система, развитые демократические институты и другие условия необходимы, но недостаточны для обеспечения устойчивого экономического роста отечественной экономики, так как национальное богатство «создаётся» на микроуровне. В настоящее время в центре инновационной экономики стоит проблема формирования креативных личностей, которые, по сути, формируют современное постиндустриальное общество. Одним из самых ценных активов любой компании становится сотрудник – носитель интеллектуального капитала, который способен повысить капитализацию предприятия, а, следовательно, и его конкурентоспособность. Высокий интеллектуальный потенциал России неоспорим. А нынешние проблемы в области инноваций носят не научно-технический, а, скорее, организационно-экономический характер. Сейчас реализуется не столько продукт интеллектуального труда в виде патента, сколько интеллектуальная услуга. Инновационная экономика основана на трудно различимой грани между создателем знаний, их потребителем, технологическим брокером и инновационным менеджером. Основополагающим в экономике знаний является интеллектуальный капитал, который включает в себя человеческий и структурный капитал. Человеческий капитал – это, прежде всего, знания сотрудников компании. Управлять им можно не с помощью административных мер, а с использованием разнообразных методов стимулирования и мотивации работников. Структурный капитал – это совокупность патентов, лицензий, т.е. нематериальных активов предприятия. Таким образом, основной задачей предпринимательских структур в условиях модернизации является трансформация человеческого капитала в структурный капитал, а целью управления нематериальными активами в условиях модернизации российской экономики должна стать трансформация нематериальных активов в капитализированные активы. 

На глобальном рынке нематериальных активов сложилось четыре главных игрока – США, Европейский Союз, Япония и Китай. Доля Российской Федерации составляет лишь 2,6 % в общемировых расходах на НИОКР [1]. Доля наукоемких отраслей российской экономики в структуре ВВП с каждым годом снижается [2].

Таблица 1. Доля стран в общих расходах на НИОКР в 2012 г.

 

Страны

Общие затраты на НИОКР

Млрд. долларов

% от мировых расходов на НИОКР

США

418,6

29,0

Китай

197,3

13,7

Япония

159,9

11,1

Германия

90,9

6,3

Южная Корея

55,8

3,9

Франция

50,4

3,5

Великобритания

42,0

2,9

Индия

40,3

2,8

Россия

37,0

2,6

Бразилия

29,5

2,0

Канада

28,8

1,9

Италия

24,1

1,8

Австралия

21,8

1,5

Тайвань

21,4

1,5

Испания

20,0

1,4

Другие страны

204,5

14,1

Всего

1442.3

100

В структуре внутренних затрат на исследования и разработки в РФ наибольшую долю занимает финансирование из средств бюджета, которое год от года только увеличивается (в 2000 году составило 53,7 %, а в 2010 68,8%). Самыми приоритетными направлениями в области развития науки, технологий и техники являются транспортные, авиационные и космические системы, затраты на которые в 2010 году составили 131,2 млрд. рублей (44,4% от общих внутренних затрат по приоритетным направлениям).

Наибольший уровень по инновационной активности организаций промышленного производства и сферы услуг в 2011 году у производства кокса и нефтепродуктов (31,7 %), производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования (24,9%), химического производства (21,4 %).

Число организаций, выполнявших исследования и разработки увеличилось в 2011 по сравнению с 2010 годом на 5,44% и составило 3682 организаций, незначительно обогнав по этому показателю количество организаций в 2008 году (в 2008 г. число организаций, выполнявших исследования и разработки составляло 3666) [3].

Российская статистика говорит о том, что в имуществе российских организаций нематериальные активы составляют в среднем 0,26%, не превышая 1%, а по видам экономической деятельности их удельный вес составляет лишь сотые доли процента, т.е. в российском бизнесе нематериальные активы практически не идентифицированы.

В российской действительности 90-100% нематериальных активов не отражаются в учете и финансовой отчетности. Лишь права на товарный знак, знак обслуживания, на­именование места происхождения товаров отражаются в балансе на 80%; ос­тальные 20% неучтенных активов относятся к правам на фирменные наимено­вания и не отражаются в балансе вследствие отсутствия специального закона. Фирменные наименования зачастую регистрируются как товарные знаки, одна­ко если,наименование организации длинное, то оно обычно не проходит реги­страцию.

Это во многом объясняется отсутствием эффективного механизма иден­тификации, оценки и управления нематериальными активами в целом и интеллектуальной собственности в частности. Субъективные препятствия для вовлечения интелектуальной собственности в хозяйст­венный оборот способствуют ее утечке за рубеж, а отечественная хозяйствен­ная среда и российский бизнес лишаются важнейших конкурентных преиму­ществ.

На российском рынке чрезвычайно остро стоит проблема правовой защиты нематериальных активов. Пробелы в российском законодательстве позволяют во многих ситуациях легально и вполне открыто перехватывать бренды и при этом успешно доказывать свою правоту в судебных и иных разбирательствах. Так, американская компания Starbucks Corporation – одна из крупнейших сетей кофеен в мире (8 тыс. точек более чем в 30 странах), планируя открыть свои кофейни в России, подробно изучала рынок и свои возможности на нем. Одновременно, минимизируя риски, в конце 1990-х компания зарегистрировала на свое имя в нашей стране товарный знак Starbucks Coffee. Однако по обновленному закону “О товарных знаках” регистрация марки может быть признана недействительной, если владелец не использовал ее на протяжении трех лет и более. Палата по патентным спорам Роспатента аннулировала регистрацию товарного знака на имя американской корпорации и удовлетворила просьбу российской фирмы ООО “Старбакс” о регистрации товарного знака Starbucks на ее имя. В настоящее время ООО “Старбакс” намеревается открыть ресторан под такой маркой. Таким образом, американская компания лишилась возможности использовать на российском рынке свою собственную марку, признанную во всем мире. [4] В России несовершенство правовой защиты нематериальных активов способствует появлению на российском рынке «перехватчиков» товарных знаков.


Библиографический список
  1. Рынок нематериальных активов: вопросы государственного управления // Центр Льва Гумилева. URL: http://www.gumilev-center.ru/rynok-nematerialnykh-aktivov-voprosy-gosudarstvennogo-upravleniya/
  2. R&D Magazine Global Funding Forecast 2013 // Research & Development. URL: http://www.rdmag.com/sites/rdmag.com/files/GFF2013Final2013_reduced.pdf
  3. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат. сб. // Росстат. – М., 2012.
  4. Мастера на все знаки // БрендМаркет. URL: http://www.brandmarket.ru/articles/branding/330


Все статьи автора «Lekha»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: