УДК 316.35

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ КОММУНИКАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ОДНОКЛАССНИКИ»

Дронова Елена Николаевна1, Брысина Ольга Павловна2
1Алтайский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы
2Алтайский государственный университет, магистрант кафедры социальной работы

Аннотация
В статье актуализируется проблема профилактики суицидального поведения и разработки мер, направленных на минимизацию суицидальных проявлений среди детей и подростков. На примере социальной сети «Одноклассники» показано возможное влияние этого фактора риска на суицидальное поведение пользователей глобальной сети Internet.

Ключевые слова: профилактика суицида, социальная сеть, суицидальное поведение, фактор риска


SUICIDAL BEHAVIOR AS A MATTER OF THE COMMUNICATION SOCIAL NETWORK «ODNOKLASSNIKI»

Dronova Elena Nikolaevna1, Brysina Olga Pavlovna2
1Altai State University, candidate of pedagogical science, Assistant Professor, Assistant Professor of the Department of Social Work
2Altai State University, Master Student of the Department of Social Work Altai State University

Abstract
The article is actualized problem prevention of suicidal behavior and elaboration of measures designed at minimizing of suicidal manifestations in children and adolescents. On the example of the social network «Odnoklassniki» shows a possible impact of this risk factor for suicidal behavior of the users of the global network Internet.

Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дронова Е.Н., Брысина О.П. Суицидальное поведение как предмет коммуникации в социальной сети «Одноклассники» // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24191 (дата обращения: 29.09.2017).

Проблема жизни и смерти человека на протяжении многих веков находится в поле научных исследований философов, психологов, правоведов, врачей, демографов и других ученых. Актуальный ракурс исследования в данном поле связан с поиском причин объясняющих добровольный уход человека из жизни и выработкой мер, направленных на их нейтрализацию.

Проблема суицида характерна не только для России, она носит глобальные масштабы, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко отмечает: «…К 2020 году суицид выйдет на второе место в мире как причина смерти, уступив первенство лишь сердечно-сосудистым болезням… Каждый день добровольно уходят из жизни почти три тысячи человек. Значит, каждый год по причине суицидов теряется примерно один миллион человек, т.е. 1,5% всех смертельных случаев…Масштабы проблемы еще более значительны, поскольку число попыток самоубийств существенно больше, чем число завершенных суицидов. Попытки превышают число самоубийств в 10-20 раз. В некоторых группах населения в 40 раз.…За последние 50 лет количество самоубийств в мире выросло приблизительно на 60 процентов. Особенно среди подростков, молодых людей…» [1].

Анализируя причины суицидального поведения, исследователи не готовы назвать какой-либо один, доминирующий фактор риска, в силу многоаспектности суицидального поведения, с одной стороны, как психологического феномена, а с другой, как социального явления. Так, например, Н.И. Трошина к факторам риска отклоняющегося поведения относит: чрезмерную коммерциализацию, культ силы и успеха любой ценой, безудержную рекламу, переориентацию в жизненных ценностях значительной части населения, распространенность печатной, кино- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, неприятие действенных мер по предупреждению, профилактике различных видов девиантного поведения и др. [2, с. 95].

В информационном обществе, в условиях развития интерактивного пространства и информационно-коммуникационных технологий, которые с каждым днем становятся более доступными населению, возрастает влияние еще одного фактора риска – киберпространства.

В январе-апреле, 2013 г. нами проведено исследование, целью которого стало изучение информации, способной выступить в качестве катализатора саморазрушающего поведения, в популярной среди подрастающего поколения социальной сети «Одноклассники». Для ее реализации были сформированы поисковые запросы для Интернет-ресурса: «суицид» и «подростковый суицид». В «Одноклассниках» анализу подверглись группы, содержащие в своем названии слово «суицид».

В процессе исследования таких групп выявилось 61, из них 8 групп – закрытые, 53 – открытые. Установлено, что группы сформированы в основном в период с октября 2012 г. по март 2013 г.. Количество групп посвященных суициду подвижно. Если в начале марта их насчитывалось 54, к концу месяца уже 61, а в первой декаде апреля сократилось до 58. Создателями таких групп являются молодые люди в возрасте от 10 до 24 лет, причем с преобладанием несовершеннолетних женского пола. Как правило, создателями групп являются жители городов, вместе с тем, необходимо отметить, что 2/3 основателей сообществ, пожелав остаться неизвестными, все-таки не указали свое местоположение. По половому составу объединения практически однородны. Возраст участников в основном не превышает 30 лет. Имена некоторых участников повторяются в нескольких группах (один человек может являться членом до 5 групп). От общего количества всех групп лишь пятая часть пользуется популярностью, численность которых приближается или превышает порог в 200 человек.

Анализ содержания коммуникативного взаимодействия участников открытых групп показывает: 8 групп посвящены музыкальным группам DepressiveSuicidalBlackMetalи Suicide Silence, тематика текстов которых связана с такими лексическими единицами, как «тоска», «апатия», «депрессия», «отчаяние», «самоубийство», «ненависть», «безумие», «сумасшествие»; в 2-х группах участники делятся стихами, посвященными суициду, несчастной любви и непониманию окружающих; в оставшихся 43 группах происходит обмен мнениями, советами относительно ухода из жизни.

В большинстве названий групп присутствуют слова неодобрения суицидального поведения: «против», «скажи нет», «отдел борьбы», «это бред», «opponent» и др.. В разделе «О группе» преобладают лозунги типа: «Люди, если вы против суицида, добро пожаловать в нашу группу», «Давайте бороться с суицидом, чтобы из-за какой-то ерунды мы не умирали!!!». Многие задаются целью помочь, поддержать: «Здесь вы можете написать о своей грусти, печали или одиночестве, но только не убивать себя», «В этой группе мы выслушиваем проблемы, советуем, консультируем, помогаем! Рассказываем как же хорошо жить, дышать воздухом, просто быть живым!» и пр. Однако, есть и другие призывы: «Добавляем фото или картинки суицида и позитива, кто же выиграет», «Кто ищет партнера для суицида… сюда».

Наиболее популярными темами для обсуждения являются: несчастная любовь и нежелание жить: «Что делать, если ничего уже не держит?», «Как помочь людям в такой ситуации, когда не хочется жить!», «Кому нужна помощь или совет, а может и поддержка – обращайтесь! Рада буду помочь!», «Суицид – это страшный грех!». Очень часто участники групп пишут о том, что им не хочется жить, потерян смысл, например, «…мне, всего лишь, будет в конце марта 16 лет. И несмотря на то, что я такая маленькая, я задумываюсь о смерти и о членовредительстве лет с 12-13 и по сей день. Я не вижу в жизни ничего хорошего, никакого позитива…». Некоторые участники просят, чтобы их отговорили от непоправимого поступка. К сожалению, имеют место быть и обращения противоположного содержания, встречаются вопросы о том, как легче распрощаться с жизнью: «Я не хочу жить, посоветуйте как можно быстро и не мучительно уйти на тот свет?!!».

В роли экспертов, желающих помочь, зачастую выступают сами участники групп, без специального образования, в том числе и несовершеннолетние. Например, Марина, 24 года: «Могу помочь избавиться от суицидных мыслей (только, если действительно есть такое желание)… Я не психолог, чтобы кидать заумные речи. Я просто знаю людей. Знаю ситуации. Знаю, как найти выход. Для каждого человека найду способ помочь»; Настя, 10 лет: «Всем, кому нужна помощь и поддержка, пишите в личку, помогу как смогу, подскажу как наполнить жизнь смыслом!!! (возраст не важен!!!)».

Группы, позиционирующие себя в качестве противников самоубийства, ценителей жизни и оптимистов, тем не менее, пестрят многочисленными фотографиями, иллюстрациями, изображающими суицидальные попытки: вскрытые вены; человек, выходящий из окна; предсмертные записки и т.п.

При анализе Интернет-материалов бросаются в глаза смелые заявления молодых людей о сиюминутном самоубийстве, однако по статистике, только в 10% суицидальное поведение подростков имеет целью именно свести счеты с жизнью, а в 90% случаев они стремятся привлечь к себе внимание.

Вероятность, что свои намерения отчаявшийся подросток осуществил или осуществит с легкой подачи виртуальных «друзей», всегда остается. Поэтому не случайно при проведении следственных мероприятий правоохранительными органами проводятся криминалистический осмотр изъятых системных блоков, сотовых телефонов погибших, истребуются данные Интернет-провайдера о том, с какими сайтами производилось соединение с компьютера погибших. Бесконтрольный доступ в Интернет несовершеннолетних не безопасен: дети и подростки, попадая в сеть, наблюдают удобную для себя философию, находят оправдания своим поступкам, пытаясь найти утешение среди «мудрых и опытных единомышленников», сталкиваются с немой преградой, осуждением или непониманием, что влечет глубокие личностные переживания, внутриличностные и межличностные конфликты, деструктивным способом разрешения которых может стать суицид.

 Проведенное нами исследование показывает, что в качестве первичных превентивных мер суицидального поведения должны стать не ограничения доступа в сеть Интернет, а альтернативы в реальности, способные содействовать развитию и реализации коммуникативных компетенций, в режиме диалога и полилога, особенно с несовершеннолетними. Социальная Интернет-сеть выступает вторичным фактором риска суицидального поведения в конфликтной ситуации с участием потенциального пользователя сети Интернет, которая возникла в реальном пространстве и времени.


Библиографический список
  1. Линия смерти: интервью руководителя Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко // Российская газета. 2013. №6032 (15 марта).
  2. Трошина Н.И. Главные факторы распространения девиантного поведения в современной России // Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения : Материалы международной научно-практической конференции. Владимир, 2010.


Все статьи автора «Дронова Елена Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: