УДК 33

«ФЕНОМЕН «РОЖДЕННЫЕ ГЛОБАЛЬНЫМИ»

Настасьина Екатерина Сергеевна
Тюменский государственный университет
Институт Права Экономики и Управления, магистрант 2 курса, направления Менеджмент, программа Международный бизнес

Аннотация
Данная статья посвящена изучению такого феномена, как компании «Рожденные глобальными». Изучены работы многих исследователей и выявлено наиболее полное определение компаний «Рожденных глобальными».

Ключевые слова: глобализация, экспорт


«PHENOMENON OF «BORN GLOBAL»

Nastasina Ekaterina Sergeevna
Tyumen State University
The Institute of Economics and Management, Graduate 2nd year, the direction of Management, International Business program

Abstract
This article is devoted to the study of this phenomenon, as the company "Born Global". Studied the work of many researchers, and found the most complete definition of companies that "born global".

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Настасьина Е.С. «Феномен «Рожденные глобальными» // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/04/23685 (дата обращения: 30.09.2017).

Современное общество, сегодня проявляет интерес к развитию малых и средних предприятий. Это видно по росту исследований процессов развития подобных компаний и их возможности интернационализоваваться.                                                                                                       Ранее исследовалось технологическое развитие в области коммуникации и логистики, глобализации рыночного спроса и рыночной стратегии. Однако существовало много проблем, связанных, с языковыми барьерами, культурой и различными типами каналов сбыта в разных странах [1].

Многие факторы в процессе глобализации затронули элементы интернационализации небольших компаний, и они были вынуждены осваивать международный рынок. Благодаря этому, барьеры, которые имели сдерживающее влияние на процесс интернационализации стали не значительными, что сказалось на: снижении таможенного контроля, росте количества связей и стандартизаций, быстрой адаптации к окружающей среде и т.д. Повышение уровня глобализации, сегодня, во многих отраслях промышленности уменьшает риск выхода на зарубежные рынки и объясняет увеличение скорости интернационализации. Таким образом, именно скорость создания является главным элементом подобных компаний. Позже, компании получили название «Рожденные глобальными» (в дальнейшем РГ), под которыми понимаются – предпринимательские и международные бизнес-отношения»[5].

Такое развитие, ранее, можно было объяснить с помощью модели Uppsala[8]. Модель начинается с того, что компания не имеет организованного экспорта и постепенно устанавливает новые рынки через агентов/дистрибьюторов. Это приводит, сначала, к созданию дочерних компаний, а позже к развитию производственных мощностей в данной стране. С уменьшением таможенного контроля и выходом на мировой рынок, условия для многих компаний, особенно новых стартапов, изменились. Молодые предприниматели, отсутствие опыта, ограничение финансовых, человеческих и материальных ресурсов, больше не являются основной проблемой на пути крупномасштабного, интернационального и глобального успеха фирмы[9]. Компании, которые имеют положительные характеристики роста и возможности для развития, могут рано интернационализоваваться и добиться успеха на международных рынках. Менеджеры РГ начинают с глобального видения, разрабатывая стратегию на организационно–культурном уровне, которая приводит к скорейшему принятию интернационализации и успеху на зарубежных рынках. РГ приобретают существенные, фундаментальные основы международного опыта и знаний, на приобретение которых традиционные многонациональные корпорации (МНК), тратят гораздо больше времени. В этом смысле, РГ представляют новый вызов традиционным взглядам на интернационализацию фирмы[9].

Более поздние исследования показывают, что многие предприниматели создавали интернациональные компании на этапе создания бизнеса.  Это относится к тем компаниям, которые имеют уникальные продукты. Как показывает их опыт, чтобы добиться успеха, необходимо создать рынок быстро и одновременно в нескольких странах [1]. В этих компаниях, предприниматели и управленческие группы имеют большое значение в формировании стратегии компании[12]. Мнение исследователей разделилось, одни считают, что рассматривание индивидуальных особенностей предпринимателя очень важный процесс, другие выделяют персональную сеть индивидуального предпринимателя[6,8].

Так, Johannisson B. указывает на важность социальных и деловых аспектов в персональной сети[8]. Но, не смотря на это, некоторые компании начали свое существование, не имея доступа к международным сетям[16]. РГ развиваются в различных отраслях промышленности. Сегодня, национальное происхождение компании не имеет значение, в то время как характеристика отрасли занимает важное место для международного роста компании. Это влияет на поведение компаний. Spender J. предполагает, что инновационные фирмы стараются развивать нишевые рынки, чтобы иметь возможность действовать по-своему.

Раньше интернационализация для многих компаний была положительным путем развития предприятия, но несколько исследований показали, что некоторые компании не следовали схеме, предложенной моделью Упсала[9,11,12,13,15,20].

Одним из первых исследований в этой области было McKinsey в Австралии, где Rennie M.W. определил РГ как концепцию и охарактеризовал следующим образом[18]:

  • компании экспортировали примерно 25% своей продукции и начали экспортировать не позднее, чем через два года после своего создания;
  • предприниматель смотрел на мир как на единый рынок;
  • компании были относительно небольшими, с оборотом в 100млн $;
  • основная часть компаний РГ была создана активными предпринимателями и базировалась, в основном, на техническом прорыве;
  • компании применяли передовые технологии как в производстве, так и в ведения бизнеса;

Жизнь изменилась в 1990-х, когда на мир обрушились новые коммуникационные возможности, такие как, Интернет, дешевая транспортировка и низкие таможенные пошлины. Это позволило, особенно, небольшим фирмам с нишевыми продуктами, нацелиться на мировые рынки.     Сегодня, чтобы работать за границей, не нужна фирма с передовыми технологиями, это вполне возможно для фирмы с “простым производством”, если она работает с интересной концепцией бизнеса. Таким образом, основными критериями в определении Rennie M.W.  являются: «мир как единый рынок» и «компании, созданные активными предпринимателями».

Другие концепции, которые использовались, для описания того же явления, называются «международными новыми предприятиями (INVs)» (McDougall P.P.) и «мгновенными экспортерами» (McAuley A.)[13].

Madsen T.K. и Servais P. изучали вышеупомянутое явление[12]. И в своих исследованиях показали, что не только высокотехнологичные компании, но и компании из других отраслей, могут быть международными на ранней стадии своего развития. Это зависит от размера страны. Страны, с небольшим внутренним рынком, имеют лучшие условия, для появления РГ, так как существует большой спрос на высокий уровень технологий. Ученые предполагают, что объединение различных теорий, сможет увеличить понимание такого явления, как интернационализация. Исследование, описало традиционные модели, которые не могут дать удовлетворительный ответ самого понятия. Поэтому, для более тщательного изучения, необходимо охватить как можно больше различных из этой области теории, например, таких как, предпринимательская теория и сети, институциональная теория и др.

Rasmussen E.S. описывал РГ в Дании[17]. В своих исследованиях он рассказывал о 488 производственных компаниях, с количеством сотрудников от 10 до 249 человек. При подведении итогов выяснилось, что 205 компаний занимались экспортом, а 144 были РГ. Такое, быстрорастущее явление наблюдается во многих странах. По словам Rasmussen E.S., нужно выделить главные компоненты в процессе интернационализации: 1.этап зарождения компании, 2. сам предприниматель. Предприниматель в компании РГ – это человек со специальным образованием и большим опытом. Он использует эти знания, для построения модели бизнеса, его организации и формированию рынка сбыта, таким образом создавая лицо организации.

Многие исследователи и практики обнаружили, что глобальная конкуренция и быстрое технологическое  развитие компании, влияют на ускорение процесса интернационализации. Oviatt B.M. и McDougall P.P., Coviello N.E. и Munro H.J. утверждают, что нужно изучать сети, чтобы понимать скорость становления компании интернациональной[15,3].  Кроме того, Etemad H. предположил, что не обязательно, за короткий промежуток времени, разрабатывать продукт, так как для расширения продукта на больших рынках, такая ситуация требует новых стратегий, союзов и сетей[4].

Сегодня, процесс интернационализации начинается раньше, чем прежде. Это связано с изменением в окружающей среде[14]. Особенно это касается компаний, которые работают на специализированных рынках. Из-за усиленной конкуренции сокращается возможность контролировать свое собственное развитие. Для небольшой компании, сегодня, существует возможность переехать за границу, не имея при этом огромного количества ресурсов. Но тогда у таких компаний должен быть способный и дальновидный предприниматель. Что «…традиционный взгляд на крупные транснациональные корпорации, как преобладающая международная форма, развивается. РГ, в значительном количестве, появляются по всему миру, и, отражают возникающие парадигмы, с потенциалом того, чтобы стать ведущим видов в экосистеме международной торговли»[9].

Одни исследователи говорят, что принятие решений является важным в РГ[14], другие считают, что внешние личные сети становятся еще более важными[19], третьи интересуются процессом основания и видением основателя[16], четвертые утверждают, что так же должны быть учтены и изменения в окружающей среде[10].

Для компании РГ, очень важно, для достижения успеха на многих рынках, контролировать бизнес и находить новые эффективные решения, касающиеся производства, закупок, маркетинга, логистики и организации. Предприниматель играет важную роль в этих компаниях. Именно для него важно иметь мотивированных и организованных сотрудников. Когда предприниматель развивает компанию, через несколько лет он может быть заинтересован в снижении рабочей нагрузки. В данной статье, рассматриваются подробно ранние исследования, для того, чтобы сосредоточить внимание на тех факторах, которые важны для понимания РГ. Они включают, поэтапное создание ценностей в этих компаниях, развитие роста в течение долгого времени и понимание предпринимателя в управлении и организации.

На протяжении долгого времени, использовалось несколько определений. Феномен РГ был исследован в рамках различных концепций, таких как InVS, глобальных стартапов и самих РГ. Поэтому важно определить, что представляют собой компании РГ. Одно из определений, используемых Knight G.[9], это фирмы, созданные после 1976 года, с иностранными продажами, составляющими 25 и более % от общего числа продаж, которые начали экспортную деятельность в течение трех лет после своего открытия. Madsen T.K. и Servais P. использовали то же определение в своих исследованиях. Oviatt B.M. и McDougall P.P. определили InVS как «организация бизнеса, которая с момента создания, стремится получить существенные преимущества от использования ресурсов и продажи продукции в разных странах»[12,15]. Они классифицируют типа InVS:

a)     экспортные/импортные компании, которые специализируются на обслуживание нескольких стран, в которых предприниматель имеет хорошие контакты;

b)    многонациональные трейдеры (фирмы, которые обслуживают многие страны и всегда ищут новые возможности для бизнеса).

Географическая сосредоточенность стартапов: их преимуществом является удовлетворение особых потребностей конкретного региона. Они отличаются от многонациональных компаний тем, что географически они ограничены и существует необходимость в дополнительной согласованной логистике. Это самые радикальные проявления InVS, потому что они получают значительные конкурентные преимущества от широкой координации между несколькими организационными деятельности, местами, которые географически ограничены. Такие фирмы не только отвечают на глобализацию рынков, но и заранее действует на возможность приобретения ресурсов и продажи продукции во всем мире, где у этих продуктов самая большая ценность.                                         Kuivalainen О. дает РГ следующее характеристики: «это фирмы которые быстро стали интернациональными (в течение трех лет со дня основания), имеют высокую долю зарубежных продаж от общего оборота (более 25%)»[10].        Ученый предполагает, что существуют различные типы РГ:

  1. «Рожденные интернациональным путем» (экспорт необходим для того, чтобы закрывать рынки с экспортными отношениями);
  2. «Истинно рожденные глобальным путем».

Но, не смотря на то, что Kuivalainen О. дал более полное определение феномену РГ, он утверждает, что РГ необходимо исследовать дальше.

Granitsky J. использует концепцию «врожденных экспортеров»[7]. Такие фирмы могут:

a)     не только преодолеть препятствия и вызовы, но и запускать новые предприятия и экспортеров;

b)    понять тенденции воздействия иностранных возможностей сбыта, национальных сравнительных преимуществ и конкурентоспособные силы;

c)     разработать и реализовать международные стратегии, сформировать сравнительные преимущества и преодолеть различные недостатки.

Bell J.H.J. считает, что «рожденные снова глобальными» является дополнением к феномену РГ[2]. Главный источник конкурентного преимущества, для РГ, часто связывают с более сложной базой знаний, которую используют, чтобы эксплуатировать динамику более глобальной рыночной среды. Этот вклад полагает, что появляется все больше доказательств для другого явление – «рожденные снова глобальными». Это фирмы, которые были хорошо устроены на внутренних рынках, и не имели большой мотивации к интернационализации, но которые внезапно были охвачены быстрой интернационализацией.

Таким образом, наиболее подходящим и полным является следующее определение РГ: “РГ это компания, которая достигла не менее 25% иностранного объема продаж от общего, в течение трех лет после своего создания, и которая стремится получить значительное конкурентное преимущество от использования ресурсов и продаж продукции по средствам выхода на мировой рынок”.


Библиографический список
  1. Andersson, S. (2000). Internationalization of the Firm from an Entrepreneurial Perspective. International Studies of Management and Organization.
  2. Bell, J., McNaughton, R. and Young, S. (2001). “Born-Again Global” Firms: An Extension to the “Born Global” Phenomenon. Journal of International Management, № 3.
  3. Coviello, N.E. and Munro, H.J. (1997). Network Relationships and the Internationalization Process of Small Software Firms. International Business Review 6.
  4. Etemad, H. (1999) Globalisation and the Small and Medium-Sized Enterprises: Search for Potential Strategies. Global Focus 11.
  5. Gabrielsson, M., Kirpalani, V.H.M., Dimitratos, P., Solberg, A. and Zucchella, A. (2008). Born globals: Propositions to help advance the theory. International Business Review, Vol. 17.
  6. Gartner, W. B. (1989). Some suggestions for research on entrepreneurial traits and characteristics,Entrepreneurship Theory and Practice, 14.
  7. Granitsky, J. (1989). Strategies for innate and adoptive exporters. International Marketing Review.
  8. Johanson, J. and Vahlne, J.-E. (1990). The Mechanism of Internationalization. International Marketing Review, 7.
  9. Knight, G.A. and Cavusgil, S.T. (2004). Innovation, organization capabilities, and the born-global firm.Journal of Business Studies, Vol. 35.Kuivalainen, O., Sundqvist, S. and Servais, P. (2007). Firms’ degree of born-globalness, internationalentrepreneurial orientation and export performance. Journal of World Business, Vol. 42.
  10. Lindqvist, M. (1997). “Infant Multinationals: Internationalisation of Small-Technology-Based Firms” in Jones-Evans, D. and Klofsten, M. (eds.) Technology, Innovation and Enterprise. The European Experience. Houndmills, Macmillan Press.
  11. Madsen, T. K. and Servais, P. (1997). The Internationalization of Born Globals: an Evolutionary Process? International Business Review, 6.
  12. McDougall, P. P., Shane, S., and Oviatt, B. M. (1994). Explaining the formation of international new ventures. Journal of Business Venturing 9.
  13. Nummela, N. (2003) Decision-making in SME Internationalisation: Exploring a Beaten Track?Presenterad vid The Sixth Conference on International Entrepreneurship Research, Derry, Nordirland, 2003.
  14. Oviatt, B. M. and McDougall, P. P. (1994). Toward a theory of international new ventures. Journal of International Business Studies, 24.
  15. Rasmussen, E. S. (2002) Internationaliseringsprocesser i hurtigt internationaliserede danske sma og mellemstore produktionsverksamheder. Odense: Syddansk Universitetsforlag.
  16. Rasmussen, E., Madsen, T.K and Evangelista, F. (2000). The founding of the Born Global Company in Denmark and Australia: Sensemaking and networking. University of Southern Denmark, Working Papers in Marketing, No 25.
  17. Rennie, M. W. (1993) Born Global. McKinsey Quarterly 4.
  18. Spence, M. (2003). International Strategy Formation in Small Canadian High-Technology Companies – ACase Study Approach. Journal of International Entrepreneurship 1. Kluwer Academic Publishers. Netherlands.
  19. Wolff, J. A. and Pett, T. L. (2000). Internationalization of Small Firms: An Examination of Export Competitive Patterns. Journal of Small Business Management, 38.


Все статьи автора «felizhiya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: