УДК 338

СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ РЕАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА

Петрова Анжелика Игоревна1, Заруднев А.И.2
1Волгоградский Государственный Технический Университет, студентка
2Волгоградский Государственный Технический Университет, научный руководитель

Аннотация
В данной статье показано, как путем рационального выбора стратегии и оценки реальной стоимости своей компании можно повысить эффективность управленческих решений, направленных на стратегическое развитие бизнеса.

Ключевые слова: модель добавленной экономической стоимости, оценка стоимости бизнеса, прибыль, реальная стоимость бизнеса, стратегия развития предприятия, эффективность управления


MANAGEMENT STRATEGY BASED ON REAL BUSINESS VALUE

Petrova Angelika Igorevna1, Zarudnev A.I.2
1Volgograd State Technical University, Student
2Volgograd State Technical University, Supervisor

Abstract
This article shows, how through the rational choice of strategy and evaluation of the real value can improve the efficiency of management solutions to strategic business development.

Keywords: business valuation, management efficiency, model of economic value added, profit, real value of business, strategic development


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Петрова А.И., Заруднев А.И. Стратегия управления на основе реальной стоимости бизнеса // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/03/22587 (дата обращения: 30.09.2017).

В настоящее время существующие в современной  российской экономике посткризисные изменения требуют усиления менеджмента и системы управления денежными потоками, производством, реализацией, и, в конечном итоге – стоимостью компании. Концепция управления компанией, которая основана на максимизации ее стоимости, является одной из самых эффективных и популярных. В свою очередь, изменение стоимости компании за период, как критерий эффективности управления хозяйственной деятельностью, учитывает практически всю информацию, которая связана со спецификой и условиями функционирования конкретной компании.

Оценка стоимости бизнеса представляет собой задачу определения результативности и эффективности деятельности компании не только в краткосрочном периоде, но также и в долгосрочном [1,2]. Достаточно высокая практическая значимость и востребованность стоимостного подхода обусловили широкое распространение различных моделей оценки стоимости компании. На сегодняшний день в мировой практике можно выделить следующие модели оценки стоимости бизнеса: SVA (Shareholders Value Added – добавленная акционерная стоимость), MVA (Market Value Added – добавленная рыночная стоимость), EVA (Economic Value Added – добавленная экономическая стоимость), CFROI (Cash Flow Return on Investments – возврат денежного потока на инвестиции) и др. [3,5].

Перечисленные выше традиционные подходы оценки бизнеса зачастую дополняются методами, которые разрабатываются руководством крупных компаний и адаптированными под специфику отрасли и рынка.

Так, предлагается подход к формированию нового механизма оценки эффективности управления на основе реальной стоимости бизнеса для разработки стратегии развития предприятия. Под реальной стоимостью бизнеса понимается стоимость бизнеса на основе объективной информации и многокритериальной оценки с учетом:

- стоимости чистых активов и эффективности их использования;

- соотношения собственного и заемного капитала компании;

- затрат на приобретение капитала;

- влияния внешних и внутренних факторов.

Реальная стоимость компании (бизнеса) рассчитывается как стоимость чистых активов за определенный период плюс дисконтированная EVA, то есть формула расчета реальной стоимости компании выглядит таким образом:

Реальная стоимость компании:

ị=ЧАị + ∑DEVAị= ЧАị + ∑αị EVAị,                                                                                        (1)

где ЧАị – стоимость чистых активов предприятия за ị-й год;

∑DEVAị=∑αị EVAị – дисконтированная стоимость компании, рассчитанная доходным подходом; αị- коэффициент дисконтирования [6].

Показатель EVA может быть рассчитан не только для предприятий, акции которых котируются на рынке, но и для непубличных компаний. В российских реалиях это достаточно актуально.

EVA определяется как разница между скорректированной величиной чистой прибыли и стоимостью использованного для ее получения инвестированного капитала компании (собственных и заемных средств):

EVA= NOPAT(adj) – WACC*CE(adj),                                                                             (2)

где NOPAT (Net Operating Profit After Taxes) – чистая прибыль после уплаты налогов, скорректированная на величину изменений эквивалентов собственного капитала;

WACC (Weighted Average Cost of Capital) – средневзвешенная стоимость капитала;

CE (Capital Employed) – сумма инвестированного капитала с учетом эквивалентов собственного капитала. Этот показатель представляет собой сумму всех активов, относящихся к оперативному управлению объектом оценки за вычетом краткосрочных обязательств (коммерческих кредитов, задолженностей перед бюджетом и т.п.). Объектом оценки может быть как вся компания, так и отдельные ее подразделения. При расчете показателей CE важно учесть активы, которые совместно используются несколькими бизнес-подразделениями (неделимые активы). Их нужно учесть в объеме, пропорциональном степени использования объектом оценки; (adj) – правка, учитывающая изменение эквивалентов собственного капитала.

Если показатель EVA рассчитывается для отдельного структурного подразделения компании или для конкретного бизнес-проекта, то важным условием является правильное определение величины активов подразделения (проекта) и расчет себестоимости соответствующей продукции. Состав себестоимости формируют не только прямые затрат, учесть которые достаточно просто, но и косвенные затраты, которые несут в себе проблемы корректного распределения по центрам ответственности. Чтобы разрешить эти проблемы, можно использовать существующие в компании модели бюджетирования, в принципе работы которых заложена подобная логика. Если это невозможно, то потребуется создать новые расчетные модели. Одной из них является пооперационный метод калькуляции себестоимости – ABC (Activity Based Costing).

При расчетах  EVA используется показатель EBIT (Earnings Before Interest & Tax) – это показатель прибыльности компании, рассчитанный как доход за вычетом расходов, без учета налогов и процентов. EBIT также называют «операционная прибыль» или «операционные доходы». EBIT рассчитывается следующим образом:

EBIT= Доход – Операционные расходы                                                               (3)

Другими словами, EBIT – объем прибыли до вычета процентных платежей по заемным средствам и уплаты налога на прибыль.

Рассмотрим расчет показателя EVA и его динамику во временном периоде с 2011 по 2012 гг. на примере предприятия ОАО «Danone-Юнимилк».

Таблица 1- Расчет показателя EVA, тыс. руб.

Показатель

Годы

2011

2012

Проценты за кредит, %

20,00

20,00

Стоимость обслуживания собственного капитала, %

15,00

15,00

WACC, %

13,91

14,48

EBIT

442725,43

456657,18

Собственный капитал

4362109

4627193

Займы и кредиты

2496162

3563869

EVA

549048,64

772356,25

 

Анализ приведенных данных позволяет сделать следующие выводы.

  1. Предприятие ОАО «Danone-Юнимилк» функционирует в основном за счет собственного капитала. В таблице 1 видно, что на протяжении 2-х лет величина собственного капитала гораздо выше сумм привлекаемых займов и кредитов. Однако предприятие привлекает кредиты по достаточно высоким ставкам, вследствие чего формируется высокая средневзвешенная стоимость капитала, которую предприятия не в состоянии покрыть низкими доходами от своей основной деятельности.
  2. В 2012 году показатель EVA заметно увеличился, что свидетельствует об эффективном использовании капитала компании.
  3. Показатель EBIT возрастает, что свидетельствует о том, что предприятия эффективно использует имеющийся в распоряжении капитал, также получает прирост прибыли для эффективной дальнейшей работы.
  4. Увеличение займов и кредитов комбината и их неэффективное использование обуславливает резкое снижение прибыли предприятия, что негативно сказывается на общей стоимости компании.
  5. В основе системы критериев для материального вознаграждения менеджеров заметен рост показателя EVA, что позволяет оценивать уровень управления высшего руководства компании. [4].

Основными мероприятиями, направленными на повышение эффективности деятельности предприятия (в данном случае, на повышение показателя EVA), могут быть:

- увеличение прибыли при условии использования прежнего объема капитала посредством освоения новых видов продукции, расширения сегментов рынка, более рентабельных смежных звеньев производства;

- уменьшение объема используемого капитала при сохранении прибыли на прежнем уровне;

- ликвидация убыточных или недостаточно прибыльных сфер деятельности компании;

- уменьшение расходов на привлечение заемных финансовых ресурсов, а также изменение структуры капитала компании.

Предлагаемый подход к формированию нового механизма оценки эффективности управления на основе реальной стоимости бизнеса целесообразно использовать при разработке стратегии развития предприятия. Кроме того данный подход позволяет объективно оценивать деятельность предприятия в отдельно взятом году на любом временном промежутке времени и является наглядным, простым инструментом управления стоимостью компании.


Библиографический список
  1. Рош Дж. Стоимость компании: от желаемого к действительному / П.В. Лебедев. – Минск: Грецев Паблишер, 2008. – 352 с.
  2. Макарова С. В. Управление корпоративной собственностью предприятия / С.В. Макарова, Н.В. Степанова. – Екатеринбург: УГТУ – УПИ, 2009. – 189 с.
  3. Ван Хорн Джеймс К. Основы финансового менеджмента / Джеймс К. Ван Хорн, Джон М. Вахович. – 12-е изд. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. – 1232 с.
  4. Степанова Н.Р. Распределение прибыли предприятия при сохранении его финансовой устойчивости и эффективности / Н.Р. Степанова, И.В. Хайнус // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. – 2011. – № 3. – С. 148-152.
  5. Макарова С.В. Эффективное управление структурой собственности предприятия / С.В. Макарова, Н.Р. Степанова, И.В. Хайнус // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2010. – № 5 (107). – С. 82-87
  6. Ларионова Е. Экономическая добавленная стоимость [Электронный ресурс] / Е. Ларионова. – Консультационная группа «Воронов и Максимов» // Газета «Деловой Петербург», Приложение «Бухгалтерские вести». – Режим доступа: http:// http://www.vmgroup.ru/publications/public11.htm.


Все статьи автора «Lika 667»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: