УДК 33

НОВАЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Герганов Д.Ф.
Тюменский государственный университет

Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы и идеология стратегических инноваций и предложено использование инструментария этого подхода в качестве механизмов разработки и создания бизнес-моделей, предназначенных для устойчивого социально-экономического роста и развития различных регионов. Проиллюстрирован опыт в решении данных вопросов в Европейском союзе и Китае.

Ключевые слова: бизнес-модель, стратегические иновации, устойчивое развитие, экономика знаний


NEW BUSINESS MODEL FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Gerganov D.F.
Tumen State University

Abstract
This article describes problems and the ideology of strategic innovation and proposes the use of tools of this approach as an instrument of development and creating business models for sustainable socio-economic growth and development of the various regions. It is Illustrated by the experience in the European Union and China.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Герганов Д.Ф. Новая бизнес-модель для устойчивого развития // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/02/20457 (дата обращения: 03.06.2017).

В рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы на тему «Формирование и развитие региональной инновационной экосистемы».

 

Известно, что стратегические инновации объединяют как технико-технологические, так и нетехнологические новшества и создают таким образом новые рынки или даже новые отрасли. Устойчивое развитие также требует комбинации новых технологий (например, негорючие материалы), новых организационных принципов (например, замкнутые производственные циклы) и новых управленческих структур (например, тройственная базовая стратегия — «Три Р»), Совместное восприятие этих механизмов говорит о том, что необходимо взглянуть по-другому на долговременные циклы экономического развития. Политические и корпоративные лидеры склоняются к тому, что следующая эра экономического развития будет называться «экономикой знаний». Этот взгляд базируется на довольно известной и популярной общественной тенденции в мире: за преимущественно аграрным обществом следует развитие торгово-промышленного общества, которое, в свою очередь, продолжается нынешним потребительским обществом. Что будет дальше? Известно, что в качестве основных производственных факторов традиционно выступают земля, труд, капитал, но на современном этапе развития все большее значение приобретает и такой фактор, как знание. Межнациональные и национальные правительства, такие как Европейская комиссия или, например, китайское правительство, — все они называют сейчас «экономику знаний» следующим этапом развития общества. Однако эти соображения не учитывают критического значения стратегических инноваций: на каждом этапе частные предприниматели и фирмы серьезно нуждаются в реальных, практических механизмах инновационной модернизации на конкурентном рынке, а не в неких фундаментальных соображениях по поводу оптимальной комбинации земли, труда, капитала и знаний. Именно такие механизмы могут быть получены при разработке инновационной стратегии развития каждого хозяйствующего субъекта, что в целом и обеспечит общественный прогресс и достаточно устойчивое экономическое развитие в будущем. Или, другими словами: только инновационно ориентированный предприниматель, даже независимо от того, получит ли он государственную поддержку или нет, будет изменять к лучшему наш мир. И «экономика знаний» действительно превратится в новый импульс общественного развития только в том случае, если обычный предприниматель сможет реализовать в стратегии развития своей фирмы новейшие достижения научно-технического прогресса.

Изменения в перспективах экономического развития означают, что не сама «добыча» знаний как таковая является критическим «камнем преткновения», а скорее возможность мобилизовать творчество и обеспечить внедрение его результатов в практику предпринимательства. Если новые знания и их возможные практические применения будут соединены с движением материальных ресурсов, экспериментальной разработкой новых продуктов, услуг, процессов, бизнес-моделей, новых фирм и отраслей, то тогда можно действительно рассчитывать на такой ресурс, как «экономика знаний». Разработчики политики бизнеса должны фокусироваться именно на инновационных составляющих стратегических целей, но также принимать во внимание особенности институциональной организации и культуры той или другой нации и страны. Политика, которая работает в Германии, совсем не обязательно даст соответствующий эффект, например, в Китае или России. Содержание и этапы политики бизнеса, естественно, вытекают из истории страны, базируются на ее сформировавшихся и развивающихся институтах и других культурных особенностях.

Например, воспроизводственные процессы на основе возобновляющихся ресурсов в энергетическом секторе. Около 25 лет назад Нидерланды начали вкладывать существенные средства в технико-технологические исследования по такому направлению энергообеспечения, как ветряные и солнечные источники. Но, к сожалению, эти усилия не сопровождались стратегическими наработками по внедрению полученных исследовательских результатов в практику бизнеса. И теперь достаточно перспективные результаты исследований в этой области широко используются Германией, Данией и даже Китаем для развития их внедренческих фирм и других предпринимательских структур, которые активно занимают лидирующие позиции в этом секторе рынка. В Германии, например, в отличие от Нидерландов, специальное законодательство стимулирует практическую проработку и применение возобновляемых источников энергии и инноваций в данной области путем предоставления определенных льгот для фирм, использующих ветряные и солнечные энергоресурсы. Но сейчас и китайцы стремительно проникают на немецкий рынок в данной сфере, в особенности в производство солнечных батарей с весьма низкими производственными издержками. То есть вложения Нидерландов в НИОКР и накопление ими технических знаний не сопровождались соответствующей политикой бизнеса, направленной на стимулирование технологического и организационного развития, и результаты этих вложений не были своевременно трансформированы в деятельность коммерческих компаний. Китай учел эти ошибки, и сейчас его центральное и местные правительства следуют более разумной тактике и стратегии. Разработка и внедрение использования возобновляемых источников в этой стране активно проводится предпринимателями при мощной поддержке правительств. Здесь работают различные методы стимулирования, даже такие простые, как гарантированная покупка солнечных панелей для правительственных зданий. В весьма короткое время китайские компании по производству солнечных батарей стали крупными игроками на мировом рынке этой продукции. Понадобилось всего 10 лет, чтобы стать лидерами данного рынка. Базой для этого стало активное развитие различных форм предпринимательства, совмещенное с разумной политикой государства, что дало возможность использовать их экономические преимущества на базе существенного снижения издержек и роста международного сотрудничества. Причем они обеспечили небольшой, но довольно стабильный рост зарплаты и других доходов для своих рабочих, что позитивно отразилось на общественном благополучии. Они избрали социально-экономическую устойчивость своей страны как главный критерий бизнеса. То есть общественные интересы здесь являются превалирующими над частными, хотя предпринимательство в этой стране поддерживается самыми прогрессивными методами, что достигается путем разработки и использования такой бизнес-модели стратегических ин-новаций, которая совмещает в себе и частную инициативу, и разумную государственную поддержку. Их пример показывает, что сейчас наступает время поместить устойчивость социально-экономического развития в центр любого бизнеса и правительственной политики, тактик и инновационных стратегий.



Все статьи автора «Дмитрий Герганов»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: