К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ВИДЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ЛИЦА

Фомкин Николай Николаевич
Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева
Юридический факультет Кафедра уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора

Аннотация
Одним из основных дискуссионных и обсуждаемых вопросов, является вопрос по поводу избрания в отношении несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом каждый раз у ученых и правоприменителя возникает вопрос, всегда ли избираемая мера пресечения в отношении несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства является эффективной и обоснованной?

Ключевые слова: заключение под стражу, преступность среди подростков


ABOUT APPLICATION OF A PREVENTIVE MEASURE OF JAILING UNDERAGES

Fomkin Nikolay Nikolaevich
Mordovia State University named after N.P. Ogarev
Law Faculty Department of criminal proceedings, justice and prosecutorial oversight

Abstract
One of the main discussions and issues to be discussed is the question at the election of the juvenile suspects (defendants) remand in custody. At each of the scientists and law-the question is always whether elected measure in the juvenile criminal justice system participants is effective and reasonable?

Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Фомкин Н.Н. К вопросу о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего лица // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/01/19829 (дата обращения: 19.04.2024).

В настоящее время одной из основных проблем современного российского государства является уровень преступности среди подростков. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних лиц постоянно находится в центре внимания специалистов в области ювенальной юстиции. Одним из основных дискуссионных и обсуждаемых вопросов, является вопрос по поводу избрания в отношении несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом каждый раз у ученых и правоприменителя возникает вопрос, всегда ли избираемая мера пресечения в отношении несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства является эффективной и обоснованной?

В соответствии со ст. 98 Уголовно-процессуального кодекса  РФ (далее – УПК РФ), заключение под стражу является самой жесткой и суровой мерой пресечения, так как она значительно ограничивает закрепленные в Конституции РФ права и свободы человека и гражданина.  Исходя из  ст. 108 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется на основании  судебного решения. При этом избрание такой меры пресечения в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого, изначально имело и имеет свою специфику, и может применяться к несовершеннолетнему лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени [1].

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, будучи Президентом РФ, Д.А. Медведев заявил: «Модернизация страны – это лишь инструмент, с помощью которого мы сможем создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, нашей молодежи. Общество, в котором на деле защищают права ребенка и подростков, уважают их личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную предсказуемую перспективу» [2].

Порядок рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних лиц определяется гл. 50 УПК РФ «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних». Положения уголовно-процессуальных норм применяются, прежде всего, к лицу, не достигшему возраста 18 лет. Они направлены на то, чтобы учитывать индивидуальные, психологические и возрастные особенности, свойственные подросткам, и служат дополнительной гарантией защиты их прав и охраняемых законом интересов.

Согласно Минимальным стандартным правилам отправления правосудия в отношении  несовершеннолетних от 10.12.1985 г. («Пекинские правила»), «судебное разбирательство должно учитывать возрастные особенности несовершеннолетних обвиняемых, отвечать их интересам; осуществляться в атмосфере понимания, что позволит несовершеннолетнему участвовать в нем и свободно излагать свою точку зрения» (п. 14.2); при этом «следует систематически развивать и координировать службы правосудия в отношении несовершеннолетних в целях повышения и поддержания на должном уровне квалификации персонала этих служб, включая их методы, подходы и отношения» (п. 16) [1].

Резюмируя сказанное выше, необходимо отметить то, что заключение под стражу как мера пресечения применительно к несовершеннолетним лицам носит исключительный характер. В соответствии ч. 2 ст. 108 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения может применяться к несовершеннолетнему лицу в случае, если он подозревается, либо обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступного деяния. При этом Пленум Верховного Суда РФ обязывает судей при рассмотрении ходатайств об избрании меры пресечения, в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего лица:

1) тщательно проверять обоснованность изложенных в ходатайстве об избрании меры пресечения мотивов необходимости заключения несовершеннолетнего лица под стражу;

2) проверять обоснованность невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения, предусмотренной ст. 98 УПК РФ (подписка о не выезде, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, домашний арест);

3) на основании положения  ст. 423 УПК РФ обязательно  обсуждать вопрос о возможности отдачи несовершеннолетнего лица под присмотр родителей (опекунов, попечителей), в порядке ст. 105 УПК РФ, и в случае невозможности избрания такой меры пресечения в постановлении, судья должен указывать причины, по которым эта мера пресечения не может быть применена [3].

По данным судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2011 г. было удовлетворено 2 653  ходатайств о заключении несовершеннолетних лиц под стражу из 3 630 заявленных (в 2010 г. – 3 398 из 4 484 заявленных ходатайств); из которых 670 ходатайств было удовлетворено по категории преступления особой тяжести (в 2010 – 1 101 ходатайств), и 1 442 тяжкие [5] (в 2010 г. – 2 386). При этом судами за период 2011 г. были рассмотрены 3 967 ходатайств в отношении несовершеннолетних о продлении срока содержания под стражей, из которых было удовлетворено 3 815, (среди которых по особо тяжким преступлениям 1 759,  тяжким – 1 584) [4].  Таким образом, можно сделать вывод о том, что в среднем удовлетворяются четыре из пяти ходатайств об избрании меры пресечения в отношении несовершеннолетних в виде заключения под стражу.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ, мера пресечения в виде заключения под стражу в исключительных случаях может быть избрана в отношении несовершеннолетнего лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести (ст. 108 УПК РФ). По данным судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2011 г. было удовлетворено 264 ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления категории средней тяжести из 404 заявленных [4].

Несмотря на то, что уголовно-процессуальное законодательство не допускает возможность избрания в отношении несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого, подсудимого), совершившего преступление небольшой тяжести, меры пресечения в виде заключения под стражу, на практике встречаются случаи, когда соответствующие ходатайства судами удовлетворяются. Так, по данным судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2011 г. было удовлетворено 5 подобных ходатайств из 12 [4] заявленных, что Верховный Суд РФ признал грубым нарушением прав несовершеннолетних лиц, в отношении которых осуществляется производство по уголовным делам [5].

Анализируя судебную кассационную практику по уголовным делам, необходимо отметить такой немаловажный факт, что не менее распространенными нарушениями при рассмотрении судами ходатайств об избрании меры пресечения в виде  заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего лица являются следующие:

1. Судьи  зачастую в своих решениях основываются лишь на тяжести совершенного несовершеннолетним лицом преступления и обстоятельствах, при которых оно было совершенно, что является грубым нарушением действующего уголовно-процессуального законодательства РФ, прав и свобод человека и гражданина [6].

2. Судьи не всегда указывают основания избрания меры пресечения в виде заключения под стражу [7];

3. При рассмотрении ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) судьи вступают в обсуждение вопроса о виновности лица в инкриминируемом деянии. Данные действия суда являются существенным нарушением положений УПК РФ и принципа презумпции невиновности, так как согласно ст. 14 УПК РФ обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном УПК РФ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда [8];

4. Суды, рассматривая ходатайства,  не всегда обсуждают вопрос о возможности отдачи несовершеннолетнего лица под присмотр законным представителям. Данное положение закреплено и на уровне международно-правовых норм. В отечественном уголовно-процессуальном законодательстве вышеуказанная международно-правовая норма закреплена в ст. 105 УПК РФ, и дополнительно конкретизирована в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами мер пресечения под стражу, залога и домашнего ареста». При несоблюдении вышеуказанных норм вынесенное постановления суда не может быть признано  законным и обоснованным, и будет нарушать права, свободы и охраняемые законном интересы несовершеннолетних и иных третьих лиц [9].

Таким образом, проведенный нами анализ изученной судебной практики рассмотрения ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении  несовершеннолетних лиц позволяет сделать вывод о том, что суды в целом соблюдают требования действующего уголовно-процессуального законодательства РФ.  Вместе с тем нередки случаи, когда судами допускаются существенные нарушения прав, свобод и охраняемым законом интересов несовершеннолетних лиц, не учитывается, что заключение под стражу несовершеннолетнего является самой жесткой и суровой  мерой пресечения, демонстрируется формальный подход к разрешению ходатайств об избрании данной меры пресечения.


Библиографический список
  1. Минимальные стандартные правила ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, утвержденных 40-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1985 г. (Пекинские правила), где четко сказано «содержание под стражей до суда применяется лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени».
  2. Российская газета. 01 декабря 2010 г.
  3. Постановления Пленума Верховного Суда РФ  от 29 октября 2009 г. № 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста» (Пункты 6, 7) // Российская газета, 11 ноября 2009 г.; Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (Пункт 6) // Российская газета,  11 февраля 2011 г.;
  4. Ведомственное статистическое  наблюдение: Отчет о работе судов по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции за 12 месяцев 2011 г. // [Электронный ресурс]: URL:   (дата обращения: 10.09.2012).
  5. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г. «О рассмотрении результатов обобщения судебной практики об избрании меры пресечения  в виде заключения под стражу подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  6. Определение судебной коллегии Омского областного суда от 28 августа 2009 г. №22-3141. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  7. Итоговая  справка по результатам обобщения судебной практики за 2009 год и первое полугодие 2010 года рассмотрения Рузаевским районным судом уголовных дел в отношении несовершеннолетних и применения постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 года № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». (№ 3/1-83/2009, № 3/1-84/2009).
  8. Обзор кассационной практики судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики за 4 квартал 2009 года. Кассационное дело № 22-2625. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  9. Обзор судебной практики применения судами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2009 год меры пресечения в виде заключения под стражу, продления скора содержания под стражей и отмены или изменения меры пресечения. [Электронный ресурс]  http://oblsud.hmao.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=133; Кассационное определение Челябинского областного суда по делу №22-4820/2011; Бюллетень Верховного Суда РМ № 16, апрель 2009 г. Обобщение судебной практике рассмотрения ходатайств об избрании в отношении подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления меры пресечения в виде заключения под  стражу за 2008 г. (22-к-2323/08).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Фомкин Николай Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация