Составление расписания движения общественного транспорта является одной из серьезных задач, которые приходится решать каждому транспортному предприятию города.
Расписание является основой организации движения транспорта на маршрутах, обязательно для выполнения всеми линейными работниками пассажирского автотранспорта. Им определяется количество рейсов, время движения между остановочными пунктами и т.д.
При составлении расписания движения стремятся создать условия безопасности работы, удобства проезда, минимум затрат времени на поездку, высокую регулярность движения и производительность, а также возможность выполнения плана по объемным, финансовым и экономическим показателям. Поэтому именно качественное транспортное обслуживание населения является одной из важнейших составляющих уровня жизни населения и приоритетной задачей социально-экономического развития муниципального образования.
Муниципальное предприятие трест «Электротранспорт» создано на базе реорганизованного предприятия «Управление трамвая» магнитогорского металлургического комбината в соответствии с постановлением администрации города Магнитогорска от 29.07.1993 № 215-П. Организационно-правовая форма – муниципальное предприятие. Учредителем треста является администрация г. Магнитогорска. Предприятие является некоммерческой организацией, созданной для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и находится в управлении городской администрации.
В Магнитогорске, как и в других городах России на долю электротранспорта приходиться более 75% всех перевозок осуществляемых городским транспортом. В летний период городской электротранспорт является основным транспортным средством, обеспечивающим своевременную доставку пассажиров до места работы. По мере развития городской инфраструктуры, требования к электротранспорту постоянно возрастают.
Учитывая тот факт, что основной задачей предприятия является эффективная организация пассажироперевозок, особый интерес представляет процесс оперативного составления и контроля расписания движения за транспортной ситуацией.
Составление расписания общественного транспорта и его оптимизация – вопросы,
которые волнуют в первую очередь директора и работников любого транспортного предприятия. Сделав запрос в сети Интернет, можно получить ссылку на сайт компании ЗАО МЕРАКАС – создание программ для составления и координации расписаний всех видов общественного транспорта. ЗАО МЕРАКАС – компанией создана система «PIKAS» предназначенная для составления, оптимизации и координации расписаний всех видов общественного транспорта.
Система имеет уникальный графический редактор не только для составления и моделирования движения неограниченного количества маршрутов и подвижных единиц всех видов транспорта, но и для координации движения этих маршрутов в любой точке города, области, страны в любое направление. Так же есть внутренний редактор карты для установления трасс маршрутов, остановок, динамики скоростей движения между любыми точками на трассе.[4]
Другое предприятие НПП «Транснавигация» предлагает систему «РМТ» – программно-технологический комплекс «Автоматизированная система формирования и ведения расписаний движения маршрутизированного транспорта». Система «РМТ» предназначена для разработки расписаний движения наземного маршрутизированного транспорта, их хранения и коллективного использования.
При решении задачи разработки расписаний как центральной задачи транспортного планирования учитывается и оптимальным образом сбалансирован ряд взаимно противоречивых требований и условий, важнейшие из которых это:
- уровень качества обслуживания населения;
- ресурсные ограничения транспортного предприятия;
- эффективное использование подвижного состава;
- соблюдение нормативов по организации труда и отдыха водителей.[2]
Грамотно и эффективно построенная система расчета расписаний не только предоставляет структурированные и взаимно увязанные данные на все уровни управления, но и позволяет вести непрерывное совершенствование всей системы управления маршрутизированным наземным пассажирским транспортом общего пользования.
Компании «CSBI-Group» и «Бюджетные и Финансовые Технологии» (БФТ)
представили программно-аппаратное решение – Систему Комплексной Автоматизации
Транспорта (СКАТ), обеспечивающую автоматизацию полного цикла процессов по управлению инфраструктурой общественного транспорта – планирование маршрутов, мониторинг транспортных средств, оперативное управление, анализ результатов, бюджетирование и отчетность.
Система СКАТ базируется на современных навигационно-коммуникационных технологиях и использует данные глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS.
Внедрение СКАТ позволяет создать целостную систему управления транспортным комплексом, координировать работы различных служб, предприятий и организаций, способствует повышению качества транспортного обслуживания населения, обеспечивает экономию бюджетных средств и повышение эффективности эксплуатации транспортного комплекса.[1]
Компания «Вертикаль» разработала систему, предназначенную для автоматизации основных бизнес-процессов на пассажирском автотранспортном предприятии. Основой автоматизированной пассажирской автотранспортной системы (АПАС) является контур оперативного учета и управления. Аппаратную основу АПАС (разработка НПЦ «ЭЛВИС») составляют стационарные считывающие терминалы «Senesys RFID», устанавливаемые в контрольных точках маршрута и RFID-транспондеры, которыми оснащаются транспортные средства.
Таблица 1.Сравнительная характеристика автоматизированных инструментальных средств составления и контроля расписания движения общественного городского транспорта.
Показатель |
ЗАО МЕРАКАС система «PIKAS» |
Транснавигация система «РМТ» |
«CSBI-Group» и БФТ система «СКАТ» |
Вертикаль система «АПАС» |
Задачи, которые решает система |
|
|
|
|
Автоматическое составление расписаний движения |
|
|
Ручное составление расписания | |
Выгоды от внедрения системы |
|
|
Таким образом, сегодня к информационным системам по составлению и контролю расписания городского транспорта предъявляется все больше требований. Современные программы должны быть совместимы с последними операционными системами, иметь хороший, удобный, дружественный и продуманный интерфейс, должна быть возможность создавать отчёты, кроме того, программа должна легко модифицироваться. При составлении расписания общественного транспорта даже одна ошибка в расчетах не допустима, так как это повлечет за собой перерасчет расписания. Конечно, диспетчер внимательно производит расчеты, однако может сказаться человеческий фактор. Также стоит учесть, что при составлении расписания вручную диспетчер находится в постоянном напряжении, стараясь не сбиться. Тогда как система с верно указанными настройками не допустит ошибки. Это гарантирует правильность расчетов, хотя не гарантирует того, что при задании входных параметров не сказался человеческий фактор. Однако снимается психологическая нагрузка с работника.
Библиографический список
- Бюджетные финансовые технологии. Система «СКАТ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bftcom.com/company/ (дата обращения: 30 ноября 2012).
- Научно-производственное предприятие «Транснавигация» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.atp.transnavi.runatp.transnavi.ru/projects/rmt/about/about.php (дата обращения: 30 ноября 2012).
- Автоматизированная пассажирская автотранспортная система компании «Вертикаль» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.upgvert.ru/apas/apas.php (дата обращения: 30 ноября 2012).
- Cистема «Pikas» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.merakas.lt/27ru/33ru/ (дата обращения: 30 ноября 2012).