ТУЛЕНЕВ А.И. ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ИХ РАССЛЕДОВАНИИ


ТУЛЕНЕВ А.И. ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ИХ РАССЛЕДОВАНИИ


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18472 (дата обращения: 29.09.2017).

Демократизация общества и активное расширение внешнеэкономической деятельности России способствует увеличению числа ее участников, а, следовательно – и более активному вывозу из страны и ввозу в нее товаров. При этом отмечается рост преступности в таможенной сфере [1]. В период с января по декабрь 2011 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 4539 уголовных дел, что на 10,2% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (4116 дел) то есть ежедневно – в среднем 12 уголовных дел [2]. ФТС России, МВД России, ФСБ России и другие государственные органы активно участвуют в пресечении таможенных преступлений и правонарушений, однако криминогенная ситуация в этой сфере остается по-прежнему напряженной [1].

В настоящее время законодателем в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» выделена группа преступлений, подведомственных таможенным органам, которые в науках уголовного права, таких как криминалистика, криминология получили название «таможенные преступления».

Характерно, что криминология, выделяя среди видов преступности – таможенную, определяет ее как «… совокупность таможенных преступлений связанных с нарушением порядка вывоза и ввоза, возврата на территорию РФ через таможенную границу товаров и ценностей» [3.C.761]. Конечно, при решении этого вопроса ряд ученых связывают таможенные преступления с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу в результате внешнеэкономической деятельности. Однако С. Ю. Иванова подчеркивает, что: «Таможенные правонарушения вообще и таможенные преступления, в частности, характеризуются специфической особенностью: они представляют собой сложный поведенческий акт, выражающийся в невыполнении или ненадлежащем выполнении нормативного предписания»[4.C.63].

В таможенном преступлении воздействие происходит на нормативно урегулированные правила поведения субъектов отношения. Отступление от порядка и технологии совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру [п.2 ст. 173 ТК ТС] влечет за собой общественно опасные последствия. Таким образом, в таможенном преступлении можно выделить два момента. Прежде всего, материальный, который отражает процесс причинения вреда общественным отношениям и правовой указывающий на нарушение таможенных правил, закрепленных в законодательстве.

В свою очередь Л.Д. Ларичев отмечает, что это преступления, «… которые в ряде работ получили наименование «таможенных преступлений» очевидно в связи с тем, что их совершение связано с пересечением таможенной границы»[5.С.95]. Подобную позицию разделяет А.И. Сучков [6].

В.А. Жбанков и О.А. Огнева определили таможенные преступления как общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком вывоза и возврата на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету[7].

Таким образом, таможенные преступления можно выделить в отдельную самостоятельную группу преступлений с присущими данной группе признаками:  повышенная общественная опасность; совершение в результате внешнеэкономической деятельности; направлены на нарушение таможенного регулирования в различных сферах таможенного законодательства; причиняют значительный вред деятельности таможенных органов; совершаются преимущественно организованными преступными сообществами; многообъектность; бланкетность; высокая латентность.

К таможенным преступлениям относятся: а) незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); б) невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); в) невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); г) уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ); д) контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей (226.1 УК РФ); е) контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (229.1 УК РФ).

В отличие от прежних взглядов, в условиях таможенного союза, по нашему мнению определение таможенного преступления в настоящее время выглядит следующим образом.

Таможенное преступление это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное законодательством государств – членов таможенного союза под угрозой наказания, в условиях реализации внешнеэкономической деятельности, сопряженное с пересечением границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственной границы Российской Федерации и существенно нарушающее работу таможенных органов по реализации целей и задач, установленных законодательством государств – членов таможенного союза.

Вместе с тем таможенные преступления относятся к категории трудно раскрываемых и трудно доказуемых [8]. Трудности в выявлении и расследовании преступлений, совершаемых в таможенной сфере, на наш взгляд чаще всего обусловлены следующими объективными факторами: высокой степенью их латентности; тщательной подготовкой к совершению преступления; сложность механизма совершения преступления; трудности в обнаружении следов таможенных преступлений.

Большинство из указанных факторов, объективно устранимы за счет возможностей использования достижений науки и техники в ходе выявления и расследования преступлений, которые традиционно связываются с возможностями использования специальных знаний для этих целей.

Учитывая, что таможенные преступления в основной своей части связаны с товарами, в частности контрабандой и недостоверным декларированием товаров, должностные лица таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль и дознание по уголовным делам, достаточно часто привлекают сотрудников экспертно-криминалистических служб ФТС РФ в качестве специалистов и экспертов [9].

В новых экономических условиях таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана накопив значительный эмпирический материал, и кардинально поменяв законодательную базу, возникла необходимость в обобщении, анализе и научной систематизации современного состояния использования специальных знаний при расследовании таможенных преступлений.

Тем не менее, правоприменительная практика свидетельствует, что при рассмотрении понятия и сущности специальных знаний необходимо исходить из того, что Они должны толковаться как в широком, так и узком смысле. В широком смысле специальные знания могут потребоваться в самых различных ситуациях поиска истины, как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве. Они нужны при расследовании налоговых преступлений, востребованы в таможенном деле. Всюду, где нормоприменяющий субъект обнаруживает, что его познания, во-первых, недостаточны, во-вторых, и что главное, его суждения не могут быть положены в основу принятия решения, поскольку соответствующие правила, инструкции, подзаконные акты, законы требуют квалифицированного мнения именно специалиста в данной конкретной области знания. В узком смысле знания наиболее востребованы в раскрытии и расследовании преступлений [10 C. 7].

Основной целью использования специальных знаний в следственных действиях, как это следует из содержания ст. 58 УПК РФ, определяющей понятие специалиста, является содействие следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов которое осуществляется, прежде всего, путем применения необходимых технических средств и способов (ч. 6 ст. 164 УПК РФ) [10 C. 15]. Таким образом, общей целью использования специальных знаний является получение доказательств по уголовным делам [11], которое достигается специалистом путем оказания содействия следователю в применении экспертно-криминалистических методов и средств при собирании, изучении (исследовании), проверке, оценке и использовании судебных доказательств [12].

Исходя из законодательно закрепленных положений, специальные познания в ходе раскрытия и расследования преступлений могут применяться для: 1) производство судебной экспертизы и дача заключения (ст. 57 УПК РФ); 2) участие специалиста в процессуальных действиях (ст. 58 УПК РФ), в том числе:

а) оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов;

б) оказания содействия в применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела;

в) постановки вопросов эксперту;

г) разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в профессиональную компетенцию специалиста.

Так, применительно к расследованию, осуществляемому таможенными органами, нерешенными являются вопросы правовых основ и форм использования специальных познаний на стадии возбуждения уголовного дела: допустимости производства судебных экспертиз, возможностей использования заключений экспертов, полученных в рамках таможенного контроля, административного расследования, оперативно-розыскной деятельности [8 С.4, 5].

Учитывая подследственность преступлений, по которым таможенные органы в настоящее время уполномочены выполнять неотложные следственные действия, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 189 УК РФ, должны передаваться для производства предварительного следствия следователям органов Федеральной службы безопасности РФ. О преступлениях, предусмотренных ст. 190, 193, 226.1 УК РФ – следователям органов внутренних дел РФ. О преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ – следователям Следственного комитета РФ. О преступлениях, предусмотренных ст. 229.1 – следователям органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ.

Если среди участников указанных преступлений будет установлено лицо, указанное в пп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, т.е. должностное лицо органов исполнительной власти, военнослужащий или гражданское лицо персонала Вооруженных сил РФ и других воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей, то после выполнения неотложных следственных действий такие уголовные дела должны быть переданы для продолжения расследования следователям Следственного комитета РФ.

Ввиду рассмотренных изменений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, полномочия таможенных органов как органа дознания, существенно сократились, но их и в настоящее время вполне достаточно для выявления и пресечения преступлений в таможенной сфере и влияния на соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства Таможенного союза [13].

Литература

1. Таможенное право России: учебник для вузов / И.В. Тимошенко – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. С. 413.

2. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в период с января по декабрь 2011 года, в сравнении с аналогичным периодом 2010 годом [Электронный ресурс] Режим доступа: http://customs.ivs/index.php?option=com_content&view=article&id=15537:-2011-2010-&catid=55:2011-01-24-16-40-26.

3. Таможенная преступность / Долгова А.И., Криминология: учебник под редакцией А.И. Долговой 4-е издание переработанное и дополненное // НОРМА ИНФРА-М, Москва, 2010.

4. Иванова С.Ю., Уголовно-правовая охрана деятельности таможенных органов России / Иванова С.Ю. // Ульяновск, 2000.

5. Ларечев В.Д., Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности / Ларечев В.Д., Милякина Е.В., Орлова Е.А., Щербаков В.Ф.,             Шикунова О.Г. // Экзамен, Москва, 2002.

6. Сучков Ю.И., Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации/ Экономика, Москва, 2005.

7. Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России. / Жбанков В.А., Огнева А.О. / К вопросу о сущности и криминалистической характеристике таможенных преступлений [Электронный ресурс] Режим доступа: http://voenprav.ru/doc-3586-6.htm.

8. Жданов С.П. Значение специальных познаний в раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности / Актуальные вопросы применения уголовно-процессуального и уголовного законодательства в процессе расследования преступлений: Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Ч. 2. – М.: Академия управления МВД России, 2009, С. 320 – 327.

9. Нестеров А.В. Актуальные вопросы современной сыскной теории и практики // Оперативник (сыщик). № 1 (26) январь 2011. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hse.ru/org/persons/68747.

10. Криминалист в следственных действиях: Учебно-практическое пособие / А.М. Зинин. – М.: Издательство «Экзамен», издательство «Право и закон» 2004.

11. Cнетков В.А. Применение экспертно-криминалистических методов и средств сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений // Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений. – М., 1996. С. 5.

12. Снетков В.А. Основы деятельности специалиста экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел. – М., 2001.      С. 47.

13. Сайт Федеральной таможенной службы – О компетенции таможенных органов как органов дознания. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/view/mind/858-o-kompetencii-tamozhennyh-organov-kak-organov-doznaniya.html.



Все статьи автора «Анатолий Туленев»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: