КОЗЛОВА В.А. ЧЕЛОВЕК В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Ключевые слова: , , ,


КОЗЛОВА В.А. ЧЕЛОВЕК В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/10/17886 (дата обращения: 29.09.2017).

Становление основ информационного общества в России происходило в переломный момент крушения административно-командной экономики и начала развития рыночных отношений. В этот период формирование информационного общества в западных странах перестало быть чем-то сродни футурологическим концептам, а стало реальностью, такой же, как и становление мировой экономики или глобальной финансовой системы. В этот период времени имеющиеся проблемы стали условием, усложняющим вхождение нашей страны в мировое информационное пространство и сообщество. Но использование духовных и материальных благ новой информационной цивилизации позволит обеспечить необходимые условия для развития личности, экономическое процветание и достойный уровень жизни.

Последние двадцать лет показали, что уже многое сделано для стабилизации экономической сферы, восстанавливают свой потенциал наукоемкие отрасли, но достижение уровня информационного общества пока еще не реализовано. В связи с этим необходимо предпринимать действия и создавать системные мероприятия, которые позволят современному российскому обществу выйти на качественно новый уровень. Для этого необходимо особое внимание уделить человеку как носителю основной ценности нового общества – информации и знания.

Ключевой признак перехода к информационному обществу – структурные сдвиги занятости в расширенном производстве. Начало информационного этапа, как правило, характеризуется превышением числа занятых в информационном производстве над занятыми в материальном производстве. Здесь информационное производство трактуется расширительно – это все то, что не входит в материальное производство. Так, к информационному производству принадлежит образование, здравоохранение, исследования, разработки, управление, искусство и значительная часть сферы услуг[1, с.43].

Действительно, мир во второй половине ХХ века показал, что информационное производство с каждым годом все больше превалирует над производством материальным. С этого момента начинает действовать новая формула: минимальное развитие материального производства для обеспечения максимально развития нового информационного производства. Ранние этапы развития общества, в том числе, этап индустриального общества не могут быть охарактеризованы как периоды с доминантой информационного производства. Хотя в период индустриального общества развивается одно из основных противоречий информационного общества: информационный продукт не востребован материальным производством. Открытия и разработки не используются, делая информационное производство, на первый взгляд, практически бессмысленным. С развитием информационного общества этот разрыв будет только увеличиваться, и результаты информационного производства будут потребляться лишь самим информационным производством.

В связи со складывающейся ситуацией возникает вопрос о том, как общество и отдельный человек может оценить значимость неиспользуемых открытий, если они не используются в материальном производстве. Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к проблеме смысла жизни, причем при рассмотрении проблемы с позиции приоритета материальных потребностей, данное противоречие не может быть решено. Но еще философы древности отмечали, что человек создан для того, чтобы творить благо. Эту идею можно почерпнуть и во многих религиях. Современное антропологическое знание свидетельствует, что человек становится таковым только в процессе общения с себе подобными. Ребенок получает сигналы о том, что из его действий положительно (поощрение), а что отрицательно (наказание). Безразличное же отношение не может сделать из ребенка настоящего человека. Но безразличие и в старшем возрасте может стать причиной деградации личности. Можно предположить, что человек находится в состоянии потребности оценки своих действий, как отдельными людьми, так и обществом. Соответственно, основной задачей станет здесь решение обществом проблемы занятости людей в общественно полезном труде. В целом, проблема занятости в информационном обществе может быть решена намного проще, чем в обществе индустриальном, ведь занятость обеспечивается с минимальными материальными затратами, а рост производительности перекрывает рост потребления материальных ресурсов, что связано с переходом к информационному производству. Но в этот период возникает другая проблема, связанная с социально-биологическими особенностями человека[2, с.10.]. Люди стремятся достигнуть максимального результата, одобряемого обществом, при использовании минимальных усилий. Более того, многие люди предпочитают физический труд умственному, считая, что последний более трудоемок.

Физиологические потребности человека проявляются гораздо резче, чем социальные. В предыдущие периоды общество использовало в качестве стимула стремление человека к комфорту, учитывающему в первую очередь физиологические потребности человека. С переходом к новому обществу эффективность данного стимула резко падает, так как удовлетворение физиологических потребностей требует незначительных усилий. Это требует поиска новых источников, которые позволят мультиплицировать слабо выраженные духовные стимулы человека, что приводит к развитию идеологических, психологических и педагогических направлений деятельности.

Переход к информационному обществу как правило связывается с масштабным внедрением вычислительной техники в производственную сферу, что приводит к повышению производительности труда в информационном производстве. ИКТ, выступая в качестве усилителя умственного труда, остаются нейтральными по отношению к человеку. И если человек нацелен на сложный умственный труд, то компьютер становится лишь помощником, упрощающим отдельные операции. Человек, нацеленный на получение одобрения собственной деятельности, рассматривает компьютер как средство реализации этих желаний. Первый случай позволяет ускорить развитие человека, а второй – приводит к деградации. Как результат, переход к новому обществу приводит к расщеплению общества. Начинает выделяться группа «интеллектуалов» и группа пассивных потребителей[3, с.56].

Но переломный момент истории России показал и еще одну тенденцию, возникшую при переходе к информационному обществу: расширение возможности информационной и физической коммуникации между людьми. Эта тенденция позволяет удовлетворять свои потребности в общении, не обращая внимание на временные и пространственные ограничения. Тем самым люди получает возможности общения с единомышленниками как основными ценителями их действий, что усиливает профессиональную кастовую группировку. Указанные выше группы начинают замыкаться в себе, мало пересекаясь с представителями другой общности, что влечет за собой расслоение общества на слабо взаимодействующие слои.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс и воспитание также влечет значительное противоречие: человек в большей степени начинает общаться с компьютером, а не с людьми, что также способствует деградации. В целом, индустриальный период для каждого человека выглядел достаточно стабильно: отношения и технологии менялись несущественно, а темпы изменений условий труда были несоизмеримы с темпами той болезненной адаптации, с которой столкнулся человек в новых условиях.

Информационное производство приводит к изменению условий труда посредством прогресса и меньшей инерционности информационного производства.  Мы видим, что переход к информационному обществу влечет за собой ускорение социальных, структурных изменений, изменяющих жизнь современного человека. Несомненно, этот  момент можно называть переломным, так как меняется само общество, меняется и человек. Эти трансформации весьма болезненны, что особенно ощущается в Российской Федерации, когда указанный переход совпал с переходом к рыночной системе хозяйствования. Но указанные проблемы будут решаться по мере развития нового общества, когда число людей, вовлекаемых в информационное производство будет увеличиваться.

Литература

1. Артамонов Г.Т. О противоречиях перехода к информационному обществу // Информационное общество. 1990. №3.

2. Баева Л. В. Информационная эпоха: метаморфозы классических ценностей. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008.

3. Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М.: ПЕР СЭ, 2003.



Все статьи автора «loginza1Ac2quMp8go8EQ8AULnduV»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: