БОГОМОЛОВА М.Н. КОММУНИКАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ КАК ЯВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ


БОГОМОЛОВА М.Н. КОММУНИКАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ КАК ЯВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/09/16736 (дата обращения: 30.09.2017).

Мир устроен очень противоречиво. День и ночь, молодость и старость, добро и зло, хочу и надо, сила и слабость, мечта и реальность, бедность и богатство, щедрость и скупость, любовь и ненависть – когда в этом ряду может зародиться  конфликт? Только тогда, когда противоречия возникают в сфере межличностных отношений между двумя личностями, двумя субъектами, носителями внутреннего автономного мира, уникального по своему содержанию и не похожего ни на чей другой внутренний духовный мир. При чем два лица, столкнувшиеся с течением обстоятельств в противоречии, должны быть готовы к тому, чтобы осознать не только свое внутреннее состояние в этом столкновении, но и состояние другого субъекта. В случае, когда осознание противоречия между двумя внутренними  мирами не происходит, столкновение можно рассматривать как столкновение с препятствием, в результате которого происходит ссора, скандал, драка. Таким образом, можно говорить о том, что конфликт – понятие социальное, личностное, субъективное.

Конфликт как явление действительности становится конфликтом лишь в том случае, когда столкнувшиеся в нем противоречия личностно значимы для каждого из участников состоявшейся коммуникации. Хотя в более широком социальном масштабе возникшие проблемы могут показаться окружающим совершенно бессмысленными. До тех пор,
пока не начнутся столкновения личностных смыслов, не будет и конфликта, а будут лишь различные мнения по поводу одного и того же предмета обсуждения. Так, например, один субъект любит тишину, а другой – шумное веселье. И такое
противоречие не приведет к конфликту до тех пор, пока обстоятельства не столкнут их личностные интересы  в одном
и том же месте и в одно время.

Почему люди так не любят конфликты? Потому, что конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением, дискомфортом, повышенной раздражительностью. После такого состояния очень тяжело восстановить энергию. Причем, чем сложнее конфликт, тем больше сил он требует. А если мы не выдерживаем создавшегося напряжения, то порой начинаем нарушать границы морально-этических норм поведения: повышаем голос, переходим на крик, слишком активно жестикулируем, используем в речи слова и выражения, обидные для партнера по общению. Чаще всего в последствие очень сожалеем о случившемся, порой и стыдимся своего поведения.

Но в момент самого конфликта попросту не способны рационально думать и рассуждать. Чаще всего, после конфликта, человек долго не может успокоиться, вновь и вновь проживает ситуацию в мыслях, проговаривает еще раз какие-то
фразы, ищет другие варианты собственной реакции на поведение оппонента. Даже сознательно понимая, что случившееся следует забыть, любой незначительный эпизод или слово упорно возвращает к происшедшему, порой оставляя неприятный след на душе.

Конфликт – явление сложное, многообразное и далеко не однозначное. По мнению психолога В. С. Кукушина конфликт – это «момент в межличностных отношениях двух субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между этими личностными структурами, возникает противоречие, происходит столкновение личностных смыслов» [1]. Как уже отмечалось ранее, поведение в конфликтной ситуации характеризуется большой степенью напряженности, как физической, так и психологической. А столкновение требует концентрации сил и поиск ресурсов на выход из создавшегося положения.

Как относиться к коммуникативным конфликтам? Вообще конфликты оцениваются с двух противоположных позиций. С одной стороны, конфликт рассматривается как способ развития объекта, его самодвижения, устранения таких
особенностей, которые негативно влияют на его существование; в этом случае конфликтное состояние оказывается показателем жизненности объекта и оценивается как необходимое и желательное, а основная цель его изучения состоит в поиске способов поведения в конфликтной ситуации. Эта традиция восходит к Аристотелю и поддерживается многими исследователями. Рассматривая роль социальных конфликтов, Р.Дарендорф, например, утверждал: «Для реального мира необходимо пересечение различных взглядов, конфликтов, изменений. Именно конфликт и изменения дают людям свободу; без них свобода невозможна» [1]. С другой стороны, конфликт понимается как противоречие, которое возникает в результате не соответствующего неким закономерностям или правилам поведения или развития событий; следовательно, такой конфликт оценивается как недостаток, отрицательное явление, а основная цель изучения конфликтного состояния состоит в его преодолении или предупреждении. Коммуникативные конфликты в большинстве
случаев  разрушают  систему взаимодействия между людьми, делают ее неэффективной, и люди стремятся их избегать. Реакция на коммуникативный конфликт может быть очень разной – от «я никогда не буду слушать человека, который
говорит «прецен дент» до «пусть этот человек делает неправильное ударение, я готов его простить, потому что он говорит об интересных вещах». Но согласимся, что сама ситуация «прощения» за то или иное речевое поведение – это
свидетельство разногласия по поводу того, как должно протекать общение, иными словами, косвенное доказательство коммуникативного конфликта.

«Коммуникативное пространство» человека – это его знания и представления о том, как принято общаться в той или иной ситуации. Чем больше у людей общих знаний и представлений, тем ближе отношения между ними, тем интенсивнее их общение и, наоборот, чем ближе отношения между людьми, тем больше у них общих знаний и представлений.

Коммуникация является ведущей формой деятельности для людей многих профессий – психологов и педагогов, менеджеров и продавцов, врачей, тренеров, консультантов. При всем, при этом, хороших коммуникаторов мало, хотя технологии эффективной коммуникации давно уже не являются секретом. В чем же проблема? На мой взгляд, дело в том, что для успешного применения этих технологий большинству людей не хватает двух очень важных вещей. В первую очередь, коммуникативной стрессоустойчивости, а во вторую – навыков управления конфликтом. Ведь даже в спокойной обстановке угроза конфликта ощутимо влияет на ход коммуникации. И тот из них, кто не готов к жесткому сценарию переговоров, будет скован, напряжен и, соответственно, не эффективен. Исключения есть, но чаще всего это следствие характера отдельных субъектов и условий среды, в которых формировалась личность.

Все конфликты объединяет одно условие: наряду со стремлением разрушать в них присутствует стремление созидать, причем именно созидательный мотив является ведущим. И по этому признаку все конфликты разделяются  на конструктивные и деструктивные.

Для деструктивного конфликта характерны следующие характеристики: усилия сторон направлены на разрушение;  участники поставили перед собой цели, взаимоисключающие друг друга;  процедура взаимодействия не определена и не согласована. Типичные примеры деструктивного конфликта: на уровне тела – драка, на уровне психики – скандал, на уровне интеллекта – неразрешимый спор. В драке каждый стремится разрушить тело соперника, в скандале – психическое состояние, в споре – противоположное мнение. При  конструктивном конфликте: усилия сторон направлены как на созидание; цель участников общая, процедура взаимодействия определена и согласована. Типичные примеры конструктивного конфликта на уровне тела – поединок, на уровне психики – выяснение отношений, на уровне
интеллекта – дискуссия. В поединке стороны выясняют, кто сильнее или какая техника и тактика более эффективна. Во время выяснения отношений определяется, кто прав, кто виноват. Во время дискуссии – чье мнение и решение проблемы
наиболее конструктивно.

Конфликт в коммуникации – это и данность и неизбежность. Именно поэтому многие люди избегают вступать в любую коммуникацию, чтобы не столкнуться с неприятными моментами, связанными с напряжением и дискомфортом. А для того, что их было как можно меньше, необходимо учиться управлять конфликтом.

То, как будет разрешен конфликт, и как будут складываться дальнейшие отношения между субъектами конфликта, зависит от  того, какой характер разрешения они  предпочтут. Если путь разрешения будет конструктивным, то есть плодотворным, то конфликт разрешиться и отношения между субъектами перейдут на новый уровень. Это произойдет в том случае, если, во-первых, каждый субъект конфликтной ситуации готов сопоставить свои интересы  с интересами противоположной стороны. Во-вторых, признать право каждого субъекта реализовывать свои интересы. В-третьих, стараться прогнозировать будущие отношения при выборе того или иного варианта разрешения конфликта. Но путь разрешения конфликта может быть и деструктивным, разрушающим. Тогда,  каждая сторона будет упорно отстаивать свои интересы, не желая учитывать интересы другого, не желая прогнозировать дальнейшие отношения. В этом случае конфликт не будет разрешен, а взаимоотношения либо зайдут в тупик, либо будут прерваны. Итак, конструктивное
разрешение конфликта имеет благоприятный исход, потому, что оба субъекта (участвующие в конфликте) выходят на новый уровень отношений, более высокий. Происходит это потому, что каждый из них научился учитывать интересы
противоположной стороны.

Конфликт очень тесно связан с эмоциями, и как только он возникает, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые, в свою очередь, могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью. А ведь многие, на первый взгляд даже неразрешимые конфликты, можно направить в иное русло и получить другой исход. Следует иметь в виду, что разрешение конкретных конфликтов требует использование различных стилей  поведения и, в зависимости от обстоятельств, применять наиболее предпочтительные. Это может быть и сотрудничество, и компромисс, и избегание и даже приспособление. Так стратегия «сотрудничество» направлена на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. По мнению специалистов, это один из самых трудных стилей поведения, однако именно он позволяет выработать наиболее эффективное решение в сложных конфликтных ситуациях. Такой стиль требует от участников конфликта выдержки, самообладания, уважительного отношения друг к другу. Этот стиль побуждает людей к открытому обсуждению взглядов и интересов. Все это требует, в свою очередь, определенного
времени и терпения. Стратегия «компромисс» – это стратегия урегулирования разногласий через взаимные уступки. Суть данной стратегии заключается в том, что стороны частично выполняют свои желания, а частично желания оппонента.
Компромисс нередко является удачным отступлением или последней возможностью прийти к какому-либо решению. На компромисс приходится соглашаться, когда, к примеру, вы и другой человек хотите одного и того же, но при этом понимаете, что одновременно для вас это невыполнимо. Стиль компромисса в некоторой степени напоминает сотрудничество, однако сотрудничество позволяет выработать долгосрочные взаимовыгодные решения, а в результате компромисса может быть найден лишь временный подходящий вариант. Случается даже, что через какое-то
время обнаруживается неудовлетворенность принятыми решениями. В таком случае возобновление конфликта в измененном виде становится неизбежным. Суть стратегии «избегание» заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее. Обычно к данному стилю прибегают, когда нет необходимости отстаивать свои права, когда стороны не сотрудничают для выработки решения проблемы, а сама проблема не является столь важной, чтобы тратить на нее силы. Такой стиль также уместен, если человек чувствует себя неправым, и у него нет оснований бороться за
собственную позицию. Стратегия «приспособление» подразумевает сглаживание противоречий за счет собственных интересов. Человек жертвует своими интересами в пользу оппонента, уступая ему, а порой и жалея. Стратегия приспособления часто дает возможность выиграть время, добиться отсрочки в решении проблемы.

Итак, конфликт – константа человеческой жизни от периода становления личности до смерти человека. Нет жизни без конфликта, если настоящая активная жизнь, а не простое существование. И природа этой закономерности связана с общим законом развития жизни через преодоление противоречий, то есть конфликтов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кукушин В.С. Психология делового общения. – М.: Феникс, 2010. -С. 266.
  2. Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения. – М.: Смысл, 2000.


Все статьи автора «Мария Богомолова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: