ПЕРВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ АНГЛИЙСКОГО ПЛАКАТНОГО ИСКУССТВА

Апраксина-Сырская Е.А.

Ключевые слова: графика, плакат


Рубрика: 17.00.00 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Библиографическая ссылка на статью:
Апраксина-Сырская Е.А. Первый этап развития английского плакатного искусства // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/08/16344 (дата обращения: 28.09.2017).

Появление первых плакатов в Англии относится к 1870-годам, однако широкое развитие плакатная графика в Англии получает в 1890-х годах, что двумя десятками лет позже, чем например во Франции. В это время в среде плакатного творчества появляются такие имена как – братья Беггарстафф, Обри Бердсли, Дадли Харди, Джон Хассл.
Первые художники плаката в Англии вышли из среды прерафаэлитов, это такие мастера, как Уолтер Крейн и Морис Грейффенхаген, Фред Уолкер, Сидней Рэнсом, их плакаты создавались в популярном ключе, в стиле ар нуво. Эти образцы были слишком орнаментальные и отвлекающие от того, чему они посвящались. Тем не менее Уолтеру Крейну удалось добиться определенного успеха, хотя его плакатные работы немногочисленны. В стиле ар нуво также работал первый самый яркий представитель плаката, вышедший так же из книжной графики – Обри Бердсли.
В 1880 – начале 1890 -х члены королевской академии принимали участие в создании плакатов, но и эти работы были далеки от целей, которые диктовал жанр плаката. Большинство из них в целом больше напоминали воспроизведенные живописные полотна, не соотносимые с тем, что плакат должен был донести зрителю.
Более успешными были художники, которые представляют профранцузскую ветвь плаката в Англии. Развивая популярную идиому плаката, английские графики Джон Хассл и Дадли Харди создавали яркие и мажорные работы. Они как нельзя лучше гармонируют с эпохой конца века и иллюстрируют первую ступень развития английского плаката, как самостоятельного жанра. На их плакатное творчество оказал влияние стиль французских художников Анри де Тулуз-Лотрека и Жюля Шере. От Анри де Тулуз-Лотрека они позаимствовали контурную линию, от Жюля Шере позы и стиль барышни – «шеретки», но это не было копированием, все равно их творчество развивалось на английской почве богатой своей графической традицией. Данные художники работали в основном над театральными плакатами, это яркие, привлекающие глаз изображения, легкие по настроению, простые по композиции, отражающие исключительно английскую специфику. Женский образ в их работах является так же самым используемым, но коренным образом отличается от французского своей сдержанностью и английской эстетикой.
Мастера Беггарстафф – Джеймс Прайд и Уильям Николсон в своем творчестве основывались скорее на японской каллиграфии. Их стиль базировался на сочетании больших плоскостей чистого цвета на однородном фоне. Они выработали собственную манеру, использую графику и коллаж, что обеспечило им звание новаторов, они абсолютно отказались от популярных тенденций и стиля ар нуво. Их плакатам был свойственен абсолютный лаконизм и художественная независимость от желания заказчика, что отрицательно сказалось на их финансовом состоянии. Братья Беггарстафф наглядно продемонстрировали высокий художественный потенциал рекламного искусства Англии.
Несмотря на быстро нарастающую популярность, развитию английского плаката оказывалось сильное противодействие, издавались законы, регулирующие его содержание. Так был издан закон против непристойной рекламы, были запрещены откровенные изображения, в это проявляется, безусловно, и специфическая черта, мы не увидим среди английских плакатов изображений разнузданных страстей и барышень задирающих ноги выше головы. Среди подобных фактов, запрет, в 1890 году рекламы цирковых представлений, на которых изображались циркачки в трико телесного цвета. В это же время в ассоциации плакатистов создается цензорский комитет, а в 1893 национальное сообщество по контролю за рекламными злоупотреблениями[6,165].
В тематическом плане в конце века основной приоритет у театральных, концертных афиш, анонсов книг и периодических изданий, позднее, в 1910-х годах появляются социальные и политические плакаты, и большое развитие получает транспортный плакат.
Самым первым британским плакатом считается ксилография, изготовленная в 1871, чтобы анонсировать пьесу «Женщина в белом» Фреда Уолкера, члена Королевской академии живописи.
Любопытно ее отличие от афиш того же времени француза Жюля Шере: обыгрывая как и тот, женский образ, Уолкер делает не литографию, а рисунок для гравюры на дереве, вырезанный В.Х.Хоопером. Его афиша не цветная, а черно-белая, настроение не радостно фривольное, а тревожно-мрачное. Но эта единственная афиша Уолкера повлияла на дальнейшее развитие английского плаката[1,18].Черно- белый рисунок весьма лаконичен и сам характер избрания гравюры, а не литографии обращает на себя внимание. Данная работа была высоко оценена современниками Уолкера, но он не смог дать в то время толчок развитию плаката, как самостоятельного жанра. Продолжало существовать отчуждение со стороны общества и художественных критиков к искусству плаката. Свое полное развитие он получает в 1890-х годах.
Непосредственно мастерами театральной и концертной афиши стали художники – Дадли Харди и Джон Хассл. Это уже были многоцветные красочные плакаты, несущие радостное настроение и выполненные в технике литографии. Расцвет театрального плаката в Англии- 1890-е годы.
Дадли Харди вдохновляясь французскими образцами афиш, в частности работой Анри де Тулуз-Лотрека и Жюля Шере создал множество прекрасных театральных афиш. От его французских коллег его отличали толстая контурная линия, более яркие кричащие цвета и Харди не пытается в плакате имитировать живопись, все цвета локальные, так же Харди первый создал свой собственный шрифт вместо рисованных букв, названный по его первому популярному плакату – «Весёлая девчонка».
Два плаката, созданные им для музыкальной комедии – «Веселая девчонка» демонстрируют танцовщицу, в них она представляется намного больше, чем персонажем, и восходит к женскому типу на французский манер. Дадли Харди быстро стал модным художником плаката, работая в жанре театрального плаката. Его манера раскрытия сюжета, понятный юмор и лаконизм безупречно подходили к репертуару Гильберта и Салливана.

Второй художник золотой эры театрального плаката – Джон Хассл работая с типографией «Давид Аллан и сыновья» за 7 лет исполнил около сотни афиш для спектаклей. Его афиши отличаются большей согласованностью с сюжетом и большей красочностью. Впечатление радости жизни демонстрируют такие плакаты, как «Французская девушка», «Продавщица».
Второй большой областью применения плаката – была реклама периодических изданий, книг и журналов. Такой плакат имеет больше общего именно с книжной иллюстрацией, расположение рисунка и соотношение его со шрифтовой частью постоянно отсылают к ней, что особенно отразилось в плакатах Обри Бердсли.
Плакаты для рекламы периодических изданий «Харпер» и «Иллюстрированный час» выполнили самые большие оригиналы английского плаката – Братья Беггарстаф. В их плакатах используется минимум оттенков, чаще всего черный и белый цвета в сочетании с одним ярким акцентом – красным, оранжевым, желтым. Рисунок, создаваемый с помощью коллажа из бумаги, подразумевает и минимум деталей. Используя лаконичные образы эти мастера, добиваются особой выразительности своих графических работ.
Рекламный плакат теснее других связан с коммерцией, поскольку рекламные плакаты не исполняют призыва пойти на концерт или купить том антологии поэзии, они призывают купить конкретный товар. Здесь появляется роль бренда, появляются заказчики, конкуренция, всё это приводит в большинстве случаев к работам более сдержанным по художественному выражению. Это, однако, не относится к рекламному плакату «Шампанского «О» авторства Уолтера Крейна. Один из прерафаэлитов, участник движения искусств и ремесел, Крейн создал плакат в стиле ар нуво. Все плоскость плаката сплошь покрыта орнаментом из виноградной лозы с листьями, сквозь который едва проступает голубой фон. На этом фоне изображена женская фигура с кувшином вина на плече.
Плакаты братьев Беггарстафф отличаются присущим им минимализмом. В афише «Выбор мистера Роунтри – какао» для рекламы импортера какао Роунтри Йорка, Беггарстаффы создали плакат, освобожденный от прямой рекламы продукта, кроме едва значимой чашки, и сконцентрированный на изображении личностей самих производителей.
Так, основной чертой рекламного плаката продуктов массового потребления, является символический характер его изображения. Продукт демонстрируется не нарочито, формируя у публики конкретный образ, связанный с ним.
В начале века коммерческое искусство продолжает доминировать на городских улицах. Огромными щитами из крупномасштабных плакатов были заклеены стены домов, а также стены обклеивались несколькими одинаковыми изображениями, что оказывало сильное воздействие на зрителя. Большая часть этого материала была довольно обычной, но некоторые работы так, же выделяются на фоне затишья после мощного прорыва достигнутого братьями Беггарстафф[7,68].


Библиографический список
  1. Левитин Е.С. Английский плакат. // Творчество. -1978. -№5.-С. 18-21.
  2. Никифорова И.А. Английский литографированный постер из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Каталог выставки. М., 2009. 272 с.
  3. Охочинский В.К.Плакат. Развитие и применение.Л.,1926. 92 с.
  4. Barnicoat J. Posters. A concise history. London,1972. 288 с.
  5. Brockmann M.History of the poster.NY.,2004. 244 с.
  6. Elliot B. A history of English adversting. London, 1962. 231 с.
  7. Weill A. Affiche dans le monde. Paris, 1984. 408 с.


Все статьи автора «Katerina Syrskaia»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: