УДК 336.717

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАНКА

Колесов Павел Федорович
Санкт-Петербургский университет экономики и финансов

Аннотация
Важная роль инвестиционной деятельности в повышении конкурентных преимуществ коммерческих банков на современном этапе развития экономики делает актуальным создание модели оценки данного влияния. Необходимость этого также связана с малой изученностью данной научной проблемы другими авторами.
На основе исследования проведенного автором предлагается следующая модель оценки влияния инвестиционной деятельности на показатели конкурентоспособности банка.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, конкурентоспособность банка, модель оценки влияния


MODEL ASSESSING THE IMPACT OF INVESTMENT ACTIVITY ON THE BANK'S COMPETITIVENESS INDICATORS

Kolesov Pavel Fedorovich
Saint-Petersburg Governmental university of economics and finances

Abstract
The important role of improving the investment competitive advantages of commercial banks nowadays makes it urgent to create a model of the impact assessment. The necessity of this is also associated with poor scientific researches of this problem by other authors.
The study made by the author proposes the following model assessing the impact of investment activity on indicators of competitiveness of the bank.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Колесов П.Ф. Модель оценки влияния инвестиционной деятельности на показатели конкурентоспособности банка // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/05/12846 (дата обращения: 30.09.2017).

1.Выбор методики оценки конкурентоспособности банка

2.Определение весов факторов, субфакторов, критериев  выбранной методики в оценке конкурентоспособности банка

3.Определение критериев, выбранной методики на которые инвестиционная деятельность банка оказывает существенное влияние

4.Определение весов выбранных критериев в общей оценке конкурентоспособности банка
5.Определение влияния инвестиционной деятельности конкретного банка на выбранные критерии (за разные периоды, конкурентов) в %

6.Формирование нового фактора – инвестиционной деятельности банка  

7. Сравнение

Фактора  влияния инвестиционной деятельности за разные периоды времени в Банке 1.

Фактора  влияния инвестиционной деятельности в  Банке 1 и Банке 2

Основным достоинством данной модели является возможность оценки влияния любой деятельности банка: инвестиционной, кредитной, операций с драгоценными металлами и др. на конкурентоспособность банка. Так же существует возможность выбрать за основу исследования любую существующую методику оценки конкурентоспособности банка.

Для адекватной оценки влияния инвестиционной деятельности на показатели конкурентоспособности банка необходимо провести систематизацию факторов, субфакторов, критериев и показателей выбранной методики. Факторы рассматриваются в разрезе субфакторов, которые в свою очередь характеризуются критериями и соответствующими показателями. Критерии могут трактоваться как конкурентные преимущества общего характера, а показатели, раскрывающие содержание критериев, могут трактоваться как более конкретные конкурентные преимущества.

Рассмотрим более подробно последовательно все этапы данной модели.

Первый этап.  Выбор методики оценки конкурентоспособности банка.

Субъект, проводящий оценку влияния  инвестиционной деятельности на конкурентные преимущества коммерческого банка может выбрать любую существующую методику, а так же собственную.

Выбор методики зависит от того какие конкурентные преимущества являются наиболее важными для субъекта и наличия данных преимуществ в выбранной методике.

Мы выбираем методику предложенную автором [1]. Это связано в первую очередь с тем, что в настоящее время оптимальным алгоритмом выбора банковской услуги, которая полностью удовлетворяет потребности клиента, по мнению автора, является следующий  алгоритм.

Выбор надежных  банков

Наличие услуги у выбранных банков
Доступность банков,  в которых есть услуга
Цена услуги в доступных банках
Качество предоставления услуги  при равной цене услуги
Результат – полное удовлетворение потребности клиента 

 

Второй этап. Определение весов факторов, субфакторов, критериев в оценке конкурентоспособности банка.

Выбранная методика представляется в виде аналогичном таб. 1 для определения весов факторов, субфакторов, критериев в оценке конкурентоспособности банка.

Таб. 1 Веса критериев, субфакторов и факторов в структуре оценки конкурентоспособности банка

Оценка

Фактор

Вес фактора

Субфактор Вес  суб-фактора Критерий Вес критерия

Конкурентоспособность банка

надежность

50 %

имидж 40 Известность 40
Собственник 60
Финансовая устойчивость 30 Кредитный рейтинг 60
Капитализация 40
Эффективность деятельности 30 Прибыль 50
Рентабельность 50

клиентоориентированность

50%

Доступность б/у 35 Кол-во отделений 50
Кол-во регионов 50
Ассортимент б/у 35 Основные б/у 60
Дополнительные б/у 40
Привлекательность б/у 30 Цена б/у 60
Качество б/у 40

Источником данных по клиентским предпочтениям могут служить социологические опросы. Так для расчета весов выбранных критериев клиентоориентированности и восприятия имиджа банка для физических лиц могут  использоваться исследования компании Profi Online Research. Для расчета весов критериев компаний могут использоваться исследования Greenwich Research Associates,  Profi Online Research, Финист и др.

В нашем случае сам  субъект, в интересах которого проводится оценка, определяет веса выбранных критериев в зависимости от своих предпочтений, что и отображено в таб. 1.

Из представленной таблицы можно сформулировать следующее равенство  0.5+0.5=1. Т.е. общая конкурентоспособность коммерческого банка равна единице.

При этом 50% составляет фактор надежности и 50% фактор клиентоориентированности.

Третий этап. Определение критериев, на которые инвестиционная деятельность банка оказывает существенное влияние.

По мнению автора, инвестиционная деятельность коммерческого банка на рынке банковских услуг оказывает существенное влияние на следующие критерии данной методики: прибыль, рентабельность, количество дополнительных банковских услуг. На остальные критерии инвестиционная деятельность оказывает несущественное влияние, не оказывает никакого влияния, нет возможности определить это влияние.

Четвертый этап. Определение весов выбранных критериев в общей оценке конкурентоспособности банка.

Определяем последовательно веса выбранных критериев в общей оценке конкурентоспособности (таб.2).

Таб.2 Веса критериев инвестиционной деятельности оказывающих существенное влияние на конкурентоспособность банка.

Критерий

Вес фактора

Вес субфактора

Вес критерия

Вес критерия в общей оценке

Прибыль 50% 30% 50% 0.075 (7,5%)
Рентабельность 50% 35% 50% 0.075(7.5%)
Дополнительные б/у 50% 35% 40% 0.07 (7%)

Итого:

0.22 (22%)

Данная информация указывает на то, что согласно данной методике такие конкурентные преимущества как прибыль, рентабельность, количество дополнительных услуг в общей сложности  не могут составлять больше 22% от 100 %  (0,075+0,075+0,07)=0.22 (22%).

При этом влияние инвестиционной, кредитной и других видов деятельности коммерческого банка в совокупности составляют эти 22%.

Инвестиционная деятельность конкретного банка оказывает различное влияние на конкурентные преимущества в зависимости от инвестиционной политики, методов и приемов этой деятельности.

Пятый этап. Определение влияния инвестиционной деятельности конкретного банка на выбранные критерии.

На данном этапе проводится анализ инвестиционной деятельности конкретного банка и оценка влияния на выбранные критерии.

Автором предлагается проводить раздельную оценку влияния различного вида инвестиционной деятельности банка на эти преимущества.

В  инвестиционную деятельность  коммерческого банка на рынке банковских услуг (инвестиционный банкинг) входят:  IPO   и организация выпуска облигаций, организация и консультации по сделкам M&A, брокеридж, оказание депозитарных услуг, доверительное управление активами, синдицированное кредитование, секьюритизация активов.

Перечисленные виды инвестиционной деятельности оказывают различное влияние на конкурентные преимущества.

По внутренним финансовым документам всегда существует возможность точного определения количества дополнительных услуг, полученных доходов и расходов по данным видам инвестиционного банкинга, что позволяет определить прибыль, рентабельность данных операций.

Так, предположим в результате анализа  инвестиционная деятельность банка «А» оказала следующее влияние на выделенные критерии:  прибыль- 30%, рентабельность – 20%, количество дополнительных услуг-10%.

Шестой этап. Формирование нового фактора – инвестиционной деятельности банка.

Инвестиционная деятельность,  оказывая влияние  на такие критерии как прибыль, рентабельность и количество дополнительных услуг подтверждает предположение автора  о том, что она может рассматриваться как дополнительный фактор, влияющий на конкурентные преимущества, позволяющие банку реализовать свой потенциал.

На основе  проведенных расчетов выделяется новый фактор в данной методике-инвестиционная деятельность, состоящий из указанных выше критериев. При этом величина остальных факторов уменьшается соответственно на размер выделенных критериев в факторе – инвестиционная деятельность.

Проводим следующее вычисления:

0.075*30%+0,075*20%+0,07*10%=0.022+0.022+0.007=0.051 (5,1%);

Величина фактора – инвестиционная деятельность в общей оценке конкурентоспособности конкретного банка составила – 5.1%.

Т.е. из 22 возможных процентов 5,1 % составило влияние инвестиционной  деятельности на конкурентоспособность банка за анализируемый период.

Седьмой этап. Корректировка методики оценки конкурентоспособности банка с учетом фактора – инвестиционной деятельности.

В результате формирования нового фактора – инвестиционной деятельности конкретного банка, корректируется начальная методика оценки конкурентоспособности банка.

0.2 +0.15+ (0.15-0.044) + 0.175-(0.175-0.007) + 0.15=

0.2 + 0.15 + 0.106 + 0.175 + 0.168 +0.15+ 0.051=1;

0.456+0.493+0.051=1.

Данная методика будет включать три фактора оказывающих влияние на конкурентные преимущества коммерческого банка: надежность(0.456), клиентоориентированность (0.493) , инвестиционная деятельность (0.051) или в процентах соответственно: 45.6; 49.3; 5.1 (было: 0.5+0.5=1).

Проведя оценку влияния инвестиционной деятельности любых выбранных банков с использованием данной модели и сравнив на конечном этапе полученные факторы по инвестиционной деятельности этих банков между собой, существует возможность определения, в каком банке инвестиционная деятельность оказала большее влияние на конкурентоспособность банка.

На практике доступ к финансовой отчетности конкурентов ограничен информацией, которую они обязаны публиковать в открытых источниках. Поэтому перспективным является анализ влияния инвестиционной деятельности на конкурентные преимущества своего банка за различные периоды времени и сравнение данных показателей в динамике.

На основе этой оценки у коммерческого банка будет возможность спланировать мероприятия по повышению своей конкурентоспособности путем дальнейшего развития инвестиционного банкинга.

Увеличение объемов и видов инвестиционной деятельности приведет к более высокому росту прибыли и общей рентабельности банка.


Библиографический список
  1. Колесов П.Ф. Модель оценки конкурентоспособности коммерческого банка, журнал «Молодой ученый»  материалы  Международной заочной научной конференции, г. Санкт-Петербург, апрель2012 г., «Проблемы и перспективы экономики и управления».


Все статьи автора «pavel kolesov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: