УДК 33

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ БЮДЖЕТА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Горелкина С.Э.1, Криворотова Т.А.1
1Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, студентка

Аннотация
В данной работе проводится исследование проблем бюджета Владимирской области.

Ключевые слова: бюджет, Владимирская область


RESEARCHING PROBLEMS OF THE VLADIMIR REGION'S BUDGET

Gorelkina S.E.1, Krivorotova T.A.1
1Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, student

Abstract
This paper provides researches of problems of the Vladimir region's budget.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Горелкина С.Э., Криворотова Т.А. Исследование проблем бюджета Владимирской области // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/05/12624 (дата обращения: 03.06.2017).

Проблемы, связанные с формированием бюджета достаточно актуальны. Бюджет Владимирской области, остаётся дефицитным, поэтому, назрела необходимость выявить проблемы, связанные с формированием бюджета и предложить возможные пути их разрешения. Владимирская область – это один из наиболее экономически развитых и динамично развивающихся регионов Центральной России. По многим видам продукции область имеет значительный удельный вес в общероссийском производстве.

Промышленность – ведущая отрасль экономики Владимирской области. Производит более 33% валового регионального продукта. В промышленности Владимирской области сосредоточено более 25% основных фондов, на ее долю приходится большая часть прибыли, около половины инвестиций в основной капитал и налоговых поступлений в бюджет области. В промышленности заняты более 180 тыс. жителей области.
Во Владимирской области созданы комфортные условия для развития бизнеса в сфере промышленного производства.
Многие организации региона являются в России ведущими в своей отрасли. По отдельным видам продукции – благодаря высокому уровню конкурентоспособности регион имеет значительный удельный вес в общероссийском производстве. Например, доля региона в производстве сортовой посуды составляет 54%, брезента – 83,0%, стрелочных переводов – 48,2%, шоколада – 25,7%, шелковых тканей – 27,6%, стеклобутылок – 19,1%, электродвигателей – 23,6%, мотоциклов, мотороллеров и мопедов – 59,3%.
По данным департамента финансов, бюджетной и налоговой политики, в консолидированный бюджет Владимирской области за 2010 год поступило доходов на общую сумму 43195,6 млн. рублей (106,1% к уровню 2009 года), в том числе налоговых и неналоговых платежей – 29843,3 млн. (114,8%), безвозмездных поступлений из федерального бюджета – 13352,4 млн. рублей (90,7%).Поступления по налогу на прибыль увеличились на 39,8% и составили 6120,9 млн. рублей. Налога на доходы физических лиц мобилизовано в бюджет на сумму 12010 млн. рублей (103,2% к уровню 2009 года). Доходы от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, составили 1088,3 млн. рублей (121,4%), единого налога на вменённый доход – 996,3 млн. (112%). По акцизам поступления выросли на 22,4% и сложились в сумме 2052,4 млн. рублей (увеличен норматив зачисления доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты в консолидированный бюджет с 60% до 100%). По данным департамента финансов, бюджетной и налоговой политики, в консолидированный бюджет Владимирской области в 2011 году поступило доходов на общую сумму 47862,5 млн. рублей (110,8% к уровню 2010 года), в том числе налоговых и неналоговых платежей – 34527 млн. (114,7%), безвозмездных поступлений – 13335,6 млн. рублей (101,9%).Поступления по налогу на прибыль увеличились на 30,7% и составили 7998,2 млн. рублей. Налога на доходы физических лиц мобилизовано в бюджет на сумму 13431,2 млн. рублей (111,8% к 2010 году).
Доходы от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, составили 1376,8 млн. рублей (126,5%), единого налога на вменённый доход – 1075,7 млн. (108%). Поступления по акцизам сложились в сумме 2489,8 млн. рублей, что выше уровня 2010 года на 21,3%. Расходная часть консолидированного бюджета исполнена за 2010 год в сумме 45006,1 млн. рублей (96,8% к годовому плану). Доля расходов, осуществляемых за счёт налоговых и неналоговых доходов, составила 66,3%.

Расходы консолидированного бюджета на инвестиционные цели сложились в сумме 9609,3 млн. рублей (21,35% от объёма расходов бюджета области), из них в жилищно-коммунальное хозяйство направлены 5926,5 млн. рублей, дорожное – 1981,1 млн., сельское – 1659,7 млн., на природоохранные мероприятия – 41,9 млн. рублей. Расходная часть консолидированного бюджета исполнена за 2011 год в сумме 45900,8 млн. рублей (94,4% к годовому плану). Доля расходов, осуществляемых за счёт налоговых и неналоговых доходов, составила 75,2%. Расходы консолидированного бюджета на инвестиционные цели сложились в сумме 7687,7 млн. рублей (16,75% от объёма расходов бюджета области), из них в жилищно-коммунальное хозяйство направлены 3964 млн. рублей, дорожное – 2126,3 млн., сельское – 1557,9 млн., на природоохранные мероприятия – 39,4 млн. рублей.

Проблемы по формированию доходных частей региональных бюджетов существуют и у других субъектов Федерации. Причем проблемы, с которыми они, сталкиваются, на многих территориях одинаковы. Безусловно, львиная доля доходов бюджетов всех уровней, в том числе и региональных, – налоговые поступления, которые в свою очередь зависят от состояния и динамики налогооблагаемой базы, ее законодательного обеспечения. Немалого эффекта в увеличении собираемости платежей в казну можно добиться целенаправленными, согласованными действиями административных, финансовых и контролирующих организаций.
Основные причины недополучения средств в бюджеты регионов следующие:
 нарушение налогового законодательства;
 нарушения в организации предпринимательской деятельности и малого бизнеса;
 нарушения при применении контрольно-кассовых машин;
 недостаточный учет состояния и динамики налогооблагаемой базы;
 задолженность по платежам в бюджеты;
 наполнение бюджета за счет реальных денежных средств;
 ответственности руководителей предприятий за своевременный возврат полученных бюджетных ссуд;
Основной проблемой, относящейся к получению доходов региональными бюджетами, является их недостаточный для покрытия расходов объем. Наиболее эффективным решением данной проблемы является совершенствование управления принадлежащим Владимирской области имуществом. Проведённый анализ показал, что основными приоритетами расходов областного бюджета в 2011 году являются социальная политика (7835,8 млн. рублей или 24,1% в структуре расходов областного бюджета), образование (5888,5 млн. рублей или 18,1%), здравоохранение (5044,1 млн. рублей или 15,5%) и национальная экономика (5154,1 млн. рублей или 15,8%). Объём расходов областного бюджета, реализуемый через механизм межбюджетных трансфертов общего характера, в 2011 году составит 4466,7 млн. рублей, что на 1% выше уровня текущего года.
К проблемам, связанным с расходованием регионального бюджета относятся: низкая эффективность использования бюджетных средств; нецелевое расходования средств бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов и т.д.
Решением данных проблем могут стать следующие действия: усиление контроля за использованием бюджетных средств; сокращение расходов на содержание государственного аппарата; концентрация расходов бюджета на затратах, гарантирующих наибольшую большую отдачу; обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов и т.д.
Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов также является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции.
Выход в данной ситуации заключается в финансировании ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.
Существует несколько путей решения проблемы дефицита регионального бюджета: эмиссия ценных бумаг, привлечение внебюджетных фондов, заимствования из федеральной финансовой системы и др.
А. Эмиссия ценных бумаг, по существу, означает переложение проблемы неплатежеспособности региональных органов власти на субъекты, имеющие финансовые средства. Это осуществляется путем выпуска ценных бумаг, а именно векселей, для решения проблемы текущей неплатежеспособности, акций и облигаций для решения проблемы недостатка инвестиционных ресурсов.
Перспективы вексельного обращения в регионах страны тесно связаны с формированием единого рынка ценных бумаг, одним из принципов, функционирования которого должно стать взаимное признание и принятие в бюджет в качестве налогов региональных ценных бумаг. Для реализации этой идеи потребуется создание банков с широкой филиальной сетью, надежность и платежеспособность которых не будут вызывать сомнений.
Рынок ценных бумаг в настоящее время органы власти регионов еще только осваивают. Так, администрация Самарской области в целях пополнения бюджета выпустила в середине 90-х гг. облигационный заем на сумму 2 млрд руб., период обращения которого составил один год. Вслед за этим администрация области эмитировала ценные бумаги в виде процентного векселя, всего было осуществлено 7 выпусков. На общую сумму 64 млрд руб. Срок размещения составлял от 34 до 90 дней, процентная ставка по отдельным выпускам колебалась от 35 до 90% годовых и в среднем составила 74%. Практически все 100% векселей были размещены, а по итогам размещения в доход областного бюджета было зачислено 581 млн руб.
Б. Привлечение внебюджетных фондов означает заимствование необходимого объема финансовых средств из доступных региональным органам источников. К числу внебюджетных фондов относятся: пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования и фонд медицинского страхования.
Основные направления расходования средств пенсионного фонда определяются в соответствии с задачами, изложенными в его уставе.
В структуре средств фонда занятости предусматривается, в частности, финансовая помощь работодателям в целях создания новых рабочих мест.
Главным отличием фонда социального страхования от других фондов является использование средств в основном страхователями: удельный вес этих расходов составил более половины общей суммы расходов.
В. К числу других источников заимствования региональной администрацией средств для решения своих финансовых проблем относятся заимствования из федеральной финансовой системы, а также зарубежные заимствования.
Разработка и реализация регионального бюджета — это средство участия региональной администрации в управлении ходом общественного воспроизводства в регионе путем мобилизации финансовых ресурсов и направления их на те или иные государственные нужды, определяемые исходя из экономической и политической целесообразности.
Поступления из федерального бюджета будут неуклонно сокращаться, и, соответственно, будет сокращаться и дотационность Владимирской области.
Сокращение объема дотаций с федерального уровня, а также передача региону ряда финансовых обязательств, не подкрепленных средствами, оставляет бюджет Владимирской области дефицитным. Дефицит областного бюджета в 2012 году, по прогнозам, составит 3,5 млрд. рублей. Это тот предельный уровень дефицита, который допускается действующим законодательством. Несмотря на это, бюджет Владимирской области в ближайшие три года сохранит свою социальную направленность.
При разработке бюджета учитывалась необходимость реализации программ здравоохранения и образования, увеличения расходов на дорожное строительство, создания регионального дорожного фонда, безусловных выплат всех социальных пособий и увеличения фондов оплаты труда учителей и врачей. Также предусмотрены средства на развитие и укрепление школьной инфраструктуры, ремонт помещений, повышение квалификации учителей, создание центров дистанционного обучения. Выделены деньги на завершение строительства школ в Лакинске и Кольчугино. Помимо социальных расходов, вырастет финансирование и на развитие экономики. В 2012 году оно составит 6,2 млрд. рублей это 118,9 % к уровню 2011 года. Одной из особенностей бюджета 2012 и последующих годов является создание и финансирование регионального дорожного фонда, средства которого будут расходоваться на строительство и реконструкцию дорог в регионе. Вырастет и бюджетная поддержка агропромышленного комплекса – расходы на сельское хозяйство в 2012 году предусмотрены в сумме 1,9 млрд. рублей, что в 1,3 раза больше уровня 2010 года.
В обсуждении проекта бюджета приняли участие руководители структурных подразделений областной администрации, депутаты Законодательного Собрания.
Одной из новаций бюджета 2012 и последующих годов будет выделение грантов лучшим муниципальным образованиям. Общий годовой объем этого гранта составляет более 80 миллионов рублей. Средства гранта будут получать те муниципальные образования региона, которые активно наращивают свой потенциал по доходам и наиболее эффективно расходуют имеющиеся средства.



Все статьи автора «Светланка Горелкина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: