УДК 37

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ИСЭРТ РАН

Кельсина А.С.
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук

Аннотация
В статье акцентируется внимание на значении исследовательской деятельности как образовательной технологии, представлен опыт вовлечения школьников НОЦ ИСЭРТ РАН в исследовательскую деятельность посредством организации конкурсов и внедрения программы «Основы исследовательской деятельности».

Ключевые слова: Исследовательская деятельность, Конкурс научно-исследовательских работ и эссе в НОЦ ИСЭРТ РАН, Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ИСЭРТ РАН

Kelsina A.S.
Institute of Social and Economic Development of the Russian Academy of Sciences

Abstract
The article focuses on importance of researches as an educational technology and experience of involving schoolchildren NOTC ISERT RAN by organization of competitions and integration program "Researches basics".

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кельсина А.С. Исследовательская деятельность школьников как одно из основных направлений работы Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/05/12113 (дата обращения: 03.06.2017).

 «Заинтересованность школьников в собственной исследовательской работе усиливается наглядностью результатов своего труда, а также успехом выступления на конференции или конкурсе. И задача педагога – довести юного исследователя до такого успеха, дать ему мощный стимул для дальнейшего творческого развития».

А.В. Хуторский, д.п.н, член-корреспондент Российской академии образования

Современные требования к выпускникам школ как к будущим специалистам различных сфер экономики подразумевают наличие стойкого познавательного интереса и развитого аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемыми характеристиками гармонически и всесторонне развитой личности. Требуется, чтобы они не только квалифицированно разбирались в специальных областях знаний, но и умели формировать и защищать свои идеи и предложения. Для этого, прежде всего, необходимо уметь самостоятельно анализировать и обобщать научные факты, явления и информацию. Поэтому все большее значение приобретает участие школьников в исследовательской деятельности, в процессе которой формируются умения и навыки практического применения теоретических знаний.

Включение школьников в исследовательскую деятельность способствует «обучению технологии анализа ситуаций, выбору оптимальных решений, правильному выстраиванию коммуникации, позволяет раздвинуть границы стереотипного мышления, увидеть скрытые возможности там, где другие их не замечают, сформировать творческие подходы к генерированию новых нестандартных идей и действовать адекватно и эффективно в сложных, нестандартных ситуациях, т.е. способствует в целом формированию умения инновационно мыслить» [1]. Развитая исследовательская позиция, отмечает А.С. Обухов позволяет человеку «успешно взаимодействовать с изменяющимися реалиями внешнего мира, социального окружения, а также с субъективной реальностью» [4].

Целесообразность включения исследовательской деятельности в качестве обязательного элемента образования во всех типах школ подчеркивают специалисты разного уровня [2]. Данного мнения придерживается и автор статьи.

Понятие «исследовательская деятельность» включает образовательную технологию, использующую в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – учителя-предметника, научного сотрудника [3].

Наиболее эффективным, на наш взгляд, является вовлечение школьников в исследовательскую деятельность, осуществляемую специализированными учреждениями и педагогически подготовленными кадрами, что позволяет реализовать творческую и практическую направленность школьника.

Одним из таких учреждений является Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий (НОЦ), созданный в Вологде в 2003 году на базе Института социально-экономического развития территорий РАН. НОЦ объединяет в своей структуре учащихся очного факультатива по экономике, состоящего из общегородских групп школьников и профильных экономических классов МОУ «Лицей №32» и МОУ «Гимназии №2» г. Вологды, а также учащихся Экономической Интернет-школы. Общая численность школьников 5-11 классов в 2011-2012 учебном году составляет 555 человек, из них 95 человек – учащиеся Экономической Интернет-школы.

Одной из главных целей Научно-образовательного центра является привлечение молодежи в науку. Важность исследовательской деятельности в образовательном процессе высоко оценивают учащиеся как сами учащиеся НОЦ, так и их родители. По результатам опросов родителей учащихся НОЦ участие в исследовательской деятельности стоит на первом месте по значимости среди возможностей, предоставляемых НОЦ. Выпускники НОЦ знания и навыки научно-исследовательской работы выделяют в числе преимуществ обучения в НОЦ.

Формами реализации исследовательского направления работы с учащимися НОЦ являются преподавание дисциплины «Основы исследовательской деятельности» в 5-11 классах экономического факультатива, организация конкурса НИР и эссе, конференции.

Преподавание дисциплины «Основы исследовательской деятельности» направлено на формирование знаний, умений и навыков самостоятельной  исследовательской деятельности, развитие индивидуальности и творческого потенциала учащегося, его самореализации в продуктивной и разнообразной деятельности.

Задачами программы являются:

– формирование представлений об исследовательской деятельности и ее основных характеристиках;

– обучение структуре построения и правилам оформления исследовательской работы;

– формирование библиографической грамотности;

– ознакомление с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;

– развитие познавательных способностей и потребностей;

– содействие в профессиональном самоопределении учащихся.

Программа дисциплины представляет собой семилетний цикл обучения, осуществляемый по принципу «спирали» с постепенным усложнением подачи материала. По окончании каждого годичного цикла проводится итоговый контроль, осуществляемый в различной форме: экспресс-исследование, презентация, эссе, защита реферата с элементами аналитической работы, научно-исследовательская работа (табл. 1).

Таблица 1

План учебного курса «Основы исследовательской деятельности»

Для повышения мотивации школьников к изучению курса «Основы исследовательской деятельности», выявления и поощрения лучших в НОЦ с 2004 года организуются конкурс эссе и конкурс исследовательских работ.

Для учащихся 6-8 классов проводится конкурс эссе по заранее предложенным темам. Эксперты из числа сотрудников ИСЭРТ РАН оценивают содержание, способность организовать и представить свои мысли, владение экономическими понятиями и терминами, аргументированное изложение основных положений эссе, богатство языка, грамотность. Наиболее популярными среди школьников темами являются следующие: «Я и современная экономика», «Если бы я был президентом РФ», «Если бы я был главой г. Вологды», «Если бы я был директором школы», «Если бы я был частным предпринимателем». Общая численность учащихся, принявших участие в конкурсе, составляет 233 человека.

Конкурс НИР проходит в несколько этапов. На первом происходит распределение школьников по группам, выявление круга их исследовательских интересов и прикрепление к научным руководителям из числа аспирантов ИСЭРТ РАН. Тему, методики исследования, литературу школьники согласуют с научными руководителями. Дальнейшая работа происходит в тесном сотрудничестве с научным руководителем, при этом используются современные средства связи и личное общение. Также дополнительные консультации по написанию исследовательских работ школьникам оказывают методисты НОЦ. Впоследствии работы оцениваются независимыми экспертами из числа научных сотрудников Института, которые определяют 10 лучших работ для участия в конференции-защите. На конференции учитываются умение учащихся отвечать на вопросы по теме исследования, убедительность и логичность выступления.

Решение об итогах конкурса принимается конкурсной комиссией на основе общей суммы баллов (баллов, полученных при оценке исследовательской работы экспертами, и балла, полученного за выступление на конференции-защите). Победители и лауреаты конкурса награждаются дипломами, ценными подарками, а также получают право опубликовать свои работы в сборнике «Экономика региона глазами старшеклассников». За период 2004-2011 гг. в конкурс были вовлечены более 380 старшеклассников (табл. 2), издано 8 сборников, которые распространяются среди общеобразовательных учреждений г. Вологды и Вологодской области.

Таблица 2

Участие школьников в конкурсе научно-исследовательских работ НОЦ

В общем виде схема организации научно-исследовательской деятельности в НОЦ представлена на рисунке 1.

Свои научно-исследовательские работы школьники представляют не только на конференции НОЦ, но и на городских и студенческих конференциях. Только в 2010-2011 учебном году учащиеся НОЦ приняли участие в семи исследовательских конкурсах и конференциях различного уровня, подтверждая при этом высокий уровень исследовательских достижений (табл. 3).

Таблица 3

Участие школьников НОЦ в исследовательских конкурсах и конференциях за период 2010-2011 учебный год

Необходимо и дальше развивать и совершенствовать исследовательскую деятельность в НОЦ, вовлекать в исследовательскую деятельность большее количество учащихся, притом, что в Научно-образовательном центре для этого созданы все условия. Учащиеся имеют возможность пользоваться научной библиотекой, посещать научные семинары и конференции, изучать результаты экономических исследований ученых ИСЭРТ РАН.

Подводя итоги работы по вовлечению школьников к исследовательской деятельности, можно отметить следующее:

– за время функционирования НОЦ в исследовательскую деятельность вовлечено более 600 школьников;

– увеличивается количество школьников, выступающих с научно-исследовательскими работами в конкурсах и конференциях муниципального и регионального уровня и занимающих призовые места, что свидетельствует о высоком качестве исследований.

Необходимо выделить и ряд проблемных моментов, которые возникают в ходе реализации исследовательского направления в НОЦ. Это и низкая мотивация школьников, неравномерность нагрузки школьников и преподавателей на разных этапах работы, риск неудачного окончания работы, повышение эмоциональной нагрузки.

Несмотря на это необходимо и дальше развивать и совершенствовать исследовательскую деятельность в НОЦ, вовлекать в исследовательскую деятельность большее количество учащихся, учитывая, что в Научно-образовательном центре для этого созданы все условия. Учащиеся имеют возможность пользоваться научной библиотекой, посещать научные семинары и конференции, изучать результаты экономических исследований ученых ИСЭРТ РАН.


Библиографический список
  1. Королева Е. В. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство формирования и развития инновационного мышления – генератора инноваций /Е. В. Королева //Исследовательская работа школьников. – 2010. – № 1. – C. 5-6
  2. Леонтович А.В., Обухов А.С. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции: сборник статей /Под общей ред. к.пс.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 612 с.
  3. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся/А.В. Леонтович// Исследовательская работа школьников. – 2006. – № 4. – C. 24-26
  4. Обухов А.С. Исследовательская позиция личности /А.С. Обухов// Исследовательская работа школьников. – 2006. – № 1. – C. 61-73


Все статьи автора «Кельсина Анна Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: