МАМАЙ Е.С. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (ЭКСКУРС В ФИЛОЛОГИЮ)

Ключевые слова: ,


МАМАЙ Е.С. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (ЭКСКУРС В ФИЛОЛОГИЮ)


Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/05/11890 (дата обращения: 02.06.2017).

Сегодня мы много слышим об инновациях в сфере образования, но, к сожалению, большинство педагогов трактует это понятие слишком поверхностно. Чаще всего, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс заканчивается использованием на занятиях технических средств обучения типа ноутбуков с экраном и проектором или интерактивных досок. Приходится признать, что для многих школ в нашей стране даже это является большим достижением, и использование мультимедийных средств обучения позволяет существенно повысить качество обучения.

Однако инновации в образовании – это, в первую очередь, обновление содержания образования, соответствие  его современному информационному миру. Какой смысл транслировать устаревшие знания с помощью новых средств? На современных педагогов ложится тяжелый груз: предстоит не только научить, но и научиться, и даже переучиться.

Ещё  в 2007 году  слово кофе было мужского рода, а сегодня мы должны учить подрастающее поколение тому, что норма изменилась: кофе может употребляться и в среднем роде, и это будет правильно. И теперь всем необходимо перестроиться на новые стандарты, и в первую очередь, преподавателям русского языка.

Второй момент.  Использование устаревших материалов для закрепления теоретических знаний. Не может современного ученика или студента заинтересовать текст о стройках коммунизма или  пионерских отрядах! И пусть этот текст полностью соответствует изучаемым орфограммам и пунктограммам. Здесь, конечно, стоит сразу оговориться: не стоит бросаться из крайности в крайность и брать отрывки из книг Стефании Майер, которые сегодня читает большинство подростков. Важно подобрать такой материал, который соответствовал бы интересам того поколения, которое предстоит научить.

Именно поэтому современный учитель должен быть информационно подкованным, иметь на вооружении самые последние  (и самые достоверные) знания, а помимо этого следить за интересами современной молодежи. А последнюю сегодня всё сложнее заинтересовать и научить. Результат плачевен. И хотя по результатам ЕГЭ Краснодарский край занимает одно из лидирующих мест (по стране), неумение правильно излагать свои мысли красноречиво показывает, что над грамотностью наших школьников и студентов ещё следует трудиться.

К вопросу о ЕГЭ.  В связи с этой формой аттестации во многих школах уроки русского языка превратились в  «натаскивание» на ЕГЭ, что, конечно же, недопустимо. Но, в связи с распространением подобной практики,  перестает уделяться время упражнениям по развитию речи, о чем свидетельствует многочисленные ошибки в употреблении слов, в согласовании слов и проч. Как известно, элемент развития речи должен быть на каждом уроке русского языка. Но, к сожалению, нехватка времени и непродуманность упражнений, направленных на обучение «говорению», не позволяют достичь необходимых результатов.

А уж о монологической речи можно не говорить! Именно монолог обладает определенными лингвистическими и психологическими характеристиками, делающими этот тип речи наиболее трудным для освоения. Это, по определению В.В. Виноградова, продукт индивидуального построения речи. Интонация, лексика и синтаксис здесь сложнее, чем в диалогическом высказывании. К особым трудностям овладения связной монологической речью относятся выбор порядка слов в предложении в связном монологическом высказывании, постановка правильного логического ударения во фразах.

Камнем преткновения  при обучении искусству говорения  становятся следующие факторы: тезаурус школьника/студента, объем его активного словарного запаса; незнание правил согласования; неумение соединять несколько предложений в синтаксическое целое (незнание  средств соединения); неумение грамотно выражать свои мысли в устной или письменной форме.

Более того, современный век информационных технологий характеризуется появлением большого количества новых слов и понятий, поэтому было бы логичным начать урок русского языка именно с изучения новых слов (произношение, значение,  происхождение  и т.д.). Таким образом, мы убиваем двух зайцев: расширяем тезаурус обучаемых и получаем возможность использовать новые слова для развития речи учащихся, пополняя их активный словарный запас.

Устаревающие формы развития речи типа «перескажите текст»,  «перескажите прочитанный текст с изменением некоторых слов» и «составьте словосочетание или предложение» хотя и имеют место на уроках, но  перестают быть эффективными в силу свой непривлекательности для учащегося. Поэтому сегодня одним из самых простых средств для развития речи являются ситуативные упражнения. Монологическая речь характеризуется именно ситуацией, в которую поставлен говорящий. Его речь будет зависеть от многих факторов: темы, цели, аудитории и проч.

То есть вы ставите учащихся в рамки определенной ситуации: «Представь, что ты на собрании. Твоего соседа по парте выдвигают на роль старосты. Ты даешь свое согласие, объясни свою точку зрения».

Или:

«Ты с одноклассниками обсуждаешь  последнюю новинку кинопроката. Тебе фильм не понравился. Объясни друзьям: почему?».

Подобные упражнения, с одной стороны, позволяют учащемуся быстро сориентироваться с выбором языковых средств, с другой стороны,   спонтанность такого задания позволяет активизировать мыслительные процессы и быстрее настроит  обучаемого  на учебный процесс.

При помощи подобных упражнений можно выявить самые острые проблемы, на которые следует обратить внимание при дальнейших занятиях в  этом направлении:  использование слов-паразитов, просторечных выражений или жаргонизмов, незнание значений используемых слов, неумение согласовать предложение или же просто неполнота словарного запаса.

Если у вас есть возможность уделить развитию речи достаточное количество времени, вы можете использовать следующие упражнения.

Упражнение 1. В письме к другу (родным) опишите какое-нибудь событие или предмет, один факт, используя лексику и грамматику разговорной речи.

Упражнение 2. Предложите учащимся взять интервью у вашего коллеги (знакомого, товарища) на одну из тем: 1. Как вы провели каникулы? 2. Как прошло ваше путешествие? 3. Окончание школы (гимназии, лицея). 4. Поступление в вуз. 5. Как вам нравится студенческая жизнь? Можете предложить тему сами[1].

Упражнение 3. Напишите рецензию на ваш учебник по русскому языку  (на известную книгу, фильм, спектакль – право выбора можно предоставить учащемуся), соблюдая все стилистические требования к тексту этого жанра и функционального стиля[2].

Упражнение 4. Напишите рекламный текст для газеты о каком-либо новом фильме, предлагаемом видеопрокатом[3].

Упражнение 5. Напишите репортаж о каком-либо происшествии, свидетелем которого вы оказались в недавнее время[4].

К сожалению, многие молодые люди сегодня поражают своим неумением связать «два слова», поэтому нередко можно услышать: «Я была у сестре», «встретимся на угле»,         «оплатил за проезд», «съездил до родственников», а уж наличие речевых ошибок в письменных работах наглядно демонстрирует проблему неумения  связно  изложить свои мысли.

Основными критериями, выдвигаемым  к устному высказыванию, является его связность и цельность. Целостность монологического высказывания находит свое выражение  в отношениях преемственности между части текста, то есть высказывание строится на движении от данного к новому (тема – рематический принцип). Но не только единство темы является средством связи предложений, но имеются так же и внешние сигналы, указывающими на структурное и семантическое единство текста, к которым можно отнести не только союзы, союзные слова, частицы, синонимы, лексические повторы, но и местоимения и местоименные наречия, выполняющие текстообразующую функцию. Так же показателем связности могут являться слова, принадлежащие к наречиям (времени, места, причины, цели и проч.).

Кстати, в вопросах ЕГЭ по русскому языку уже давно появились вопросы,  касающиеся средств связи предложений в тексте, поэтому рассмотрение всех языковых явлений, способных выполнять текстообразующую функцию является актуальным.

Выберите единственно правильный ответ

Редко найдешь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесет до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, которое произошло в этом селе.

С помощью каких языковых средств связаны эти предложения?

  1.   наречие и частица;
  2.   лексический повтор и местоимение;
  3.   синоним и частица;
  4.   указательное местоимение и наречие.

 

 

Следовательно, при обучении монологической речи (на уроках развития речи, курсах риторики и культуры речи и т.д.) необходимо  обратить внимание учащихся на явление кореференции.

Явление кореференции  – это не просто различное обозначение объекта, проявляющееся при его повторной номинации или переименование одного и того же текстового референта. Помимо повторной номинации упоминание референта сопровождается наделением го дополнительными признаками, тем самым пополняя знания адресата о референте. Кореференция позволяет  удерживать информацию об объекте на протяжении всего текста. То есть кореференция, являясь одним из аспектов связности текста, обеспечивает его функционирование в качестве системы.

Кореферентные выражения формируют тематическое ядро текста с помощью лексически средств – полнозначных лексем, которые служат основой для смыслового каркаса текста и могут быть его ключевыми словами. Эти средства обладают непосредственной денотативной референцией, образуя цепочки разной протяженности и сложности, ведущую роль  в которых играют полнозначные слова, чаще всего выраженные именем существительным, которые могут заменяться синонимами, перифразами, местоимениями, соединяясь союзами и предлогами. Таким образом, формируется микротема текста, а совокупность цепочек образуют макротему.

«После Пришвина осталось большое количество записей и дневников. В этих записях заключенного много размышлений Михаила Михайловича о писательском мастерстве. В этом деле он был так же проницателен, как и в своем отношении к природе».

К. Паустовский. Золотая роза

 

Можем сделать вывод, что важнейшее место в организации текста занимает механизм связи между элементарными единицами текста – простыми предложениями. Именно этот механизм представляет собой основной текстообразующий механизм. Таким образом достигается межфразовая связь, то есть связь между предложениями, ССЦ, абзацами и главами текста, организующая его смысловое и структурное единство.

Связность текста проявляется в его смысловой целостности и выражается разными способами (с помощью лексических и лексико – грамматических средств). С точки зрения О. И. Москальской, основу связности составляет «коммуникативная преемственность» предложений: каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть.

Единство текста достигается с  помощью тождества референции. Под этим явлением понимается следующее: каждый раз, когда  в одном фрагменте текста с одним и тем же референтом употребляется одно и то же имя собственное или нарицательное и их лексические  синонимы, имеется ввиду один и тот же предмет или одно и  то же лицо. Суть же кореференции в том, что появившиеся в тексте или дискурсе референты должны в нем повторяться.

Как правило, учащиеся при выполнении ситуативных упражнений – прибегают именно  местоименным, местоименно – наречным словам, союзам и частицам, реже -  к вводным конструкциям. Поэтому необходимым является объяснение особенностей слов указанных частей речи в тексте, их роли в создании связного текста.

Таким образом, на уроке русского языка  гармонично совмещаются инновации  и проверенные методики, а так же совершается экскурс в филологию, открывающий новые аспекты в изучении устоявшихся тем.

 

Список литературы:

 

  1. Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. 559 с.
  2. Гиндин С.И. Связный текст: формальное определение и элементы типологии. – М., 1971.
  3. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. – М., 1977 г.
  4. Москальская О.И. Грамматика текста. –М.: Высшая школа, 1981.- 184 с.
  5. Назарук Ю.А. Категория связности в аспекте внутритекстовой повторной номинации // Вестник СамГУ.  2006. – № 10/2 (50).

 

 


[1] Такое упражнение можно использовать и как письменное домашнее задание, и  в устной форме (вопросно-ответная форма по предложенной теме: ответивший на вопрос ученик задает вопрос следующему – и так по цепочке).

 

[2] Проведение упражнений подобного плана  проводится в том случае, если ученики уже знакомы  с тонкостями искусства написания очерков, эссе и проч.

 

[3] Развитое сегодня у подрастающего поколения «клиповое» мышление позволяет им мыслить слоганами, а  особенности языка рекламы они наверняка успели изучить благодаря телевидению.

 

[4] С вашей стороны требуется провести небольшой экскурс в журналистику, объясняя особенности данного жанра. А учащимся наверняка понравится роль журналиста.

 



Все статьи автора «Katrin»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: