ДВОЕГЛАЗОВ Н.В. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 119 УК РФ КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЯЖКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ.


ДВОЕГЛАЗОВ Н.В. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 119 УК РФ КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЯЖКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ.


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/04/11711 (дата обращения: 29.09.2017).

Двоеглазов Николай Викторович,

преподаватель кафедры общеюридических дисциплин

Восточно-Сибирского института МВД России

Одной из наиболее сложных проблем стоящих перед Россией на современном этапе является катастрофическое снижение численности населения нашей страны. Среди путей решения этой проблемы на первое место Президент России В.В. Путин еще в 2006 году поставил «снижение смертности»[1]. Решение этой задачи невозможно без предупреждения и предотвращения тяжких преступлений против жизни и здоровья, ведь только в результате совершения убийств в нашей стране ежегодно погибает более 30 тысяч человек.

Предупреждение преступлений является одной из основных задач деятельности всей системы органов внутренних дел. Положение о Министерстве внутренних дел, утвержденное Указом Президента РФ от 19.07.2004. № 927[2] ставит задачу предупреждения преступлений на первое место среди задач по борьбе с преступностью. Особое значение и внимание придается предупреждению тяжких преступлений против жизни и здоровья, как наиболее общественно-опасных преступных деяний, покушающихся на самое драгоценное достояние человека – его жизнь.

В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений 17 января 2006 года был издан приказ МВД России №19[4], которым была утверждена «Инструкция по организации деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (далее – Инструкция). Ряд функций по предупреждению преступлений возложен на следственные подразделения органов внутренних дел. Пункт 18.1 указанной Инструкции обязывает сотрудников следственных подразделений устанавливать в процессе расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и другие нарушения закона, а также обязывает следователей контролировать своевременное устранение недостатков. Согласно пункту 18.5 Инструкции сотрудники следственных подразделений «своевременно передают в соответствующие подразделения органов внутренних дел сведения, полученные в ходе расследования уголовных дел, имеющие значение для предупреждения и раскрытия преступлений».

В предупреждении тяжких преступлений против жизни и здоровья огромную роль играет выявление и пресечение преступлений, предусмотренных статьей 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»[5]. Подтверждением этого является тот факт, что около 20 % совершенных убийств предварялись угрозами убийством[6]. Таким образом, каждое пятое убийство могло быть предотвращено при своевременном выявлении угроз убийством и применении ст. 119 УК РФ.

Значительно чаще угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью предшествует совершению таких преступлений, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. В результате исследования судебной практики установлено, что угроза убийством предшествует совершению 43% преступлений, предусмотренных статьей 111 Уголовного кодекса. Выявление преступлений, предусмотренных ст. 119 Уголовного кодекса и привлечение виновных в них к уголовной ответственности предупреждает совершение более тяжких преступлений против жизни и здоровья, как субъектом угрозы (частная превенция), так и иными лицами (общая превенция).

Следственные подразделения органов внутренних дел расследуют более 90% всех случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренных статьей 111 частями первой-третьей Уголовного кодекса РФ. При этом в 35% расследованных и направленных в суд уголовных дел имеются указания на предшествовавшие совершению преступления угрозы потерпевшему со стороны обвиняемого, в 8%  уголовных дел имеются на указания на угрозы обвиняемому со стороны потерпевшего и лишь в 5% дел следователем принимались какие-либо процессуальные решения по этим фактам.

Оставление фактов угроз без внимания в процессе предварительного расследования влечет безнаказанность данных преступных проявлений и приводит к формированию чувства безнаказанности у виновных лиц. Также следует отметить, что установление обстоятельств, предшествовавших совершению тяжкого преступления, в большинстве случаев происходит формально, лишь в 7% дел следователем выносились представления на устранение конкретных причин совершения преступления, в остальных случаях следователи ограничиваются общими фразами. Формальность вносимых следователями представлений влечет формальное же их исполнение, о чем свидетельствуют имеющиеся в уголовных делах рапорта участковых уполномоченных и сотрудников уголовного розыска, что никоим образом не способствует профилактике преступлений.

При расследовании умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, особенно в сфере семейно-бытовых отношений, следователь не должен ограничиваться только вынесением представлений, но и должен проводить активное выявление предшествующих фактов преступного поведения как обвиняемого, так и потерпевшего. О значимости такой деятельности может свидетельствовать предлагаемая схема генезиса тяжкого преступления против личности в семейно-бытовой сфере – 1) противоречие между интересами участников семейно-бытовых отношений, 2) межличностный конфликт на почве противоречия интересов,  3) развитие конфликта и переход его в стадию применения насилия неопасного для жизни и здоровья либо угроз такого насилия,  4) дальнейшее развитие конфликта сопровождается угрозами убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, 5) результатом непрекращающегося конфликта становится совершение тяжкого преступления против личности. В ряде случаев возможно развитие преступного поведения, минуя некоторые стадии предлагаемой схемы, однако в большинстве случаев развитие преступного поведения в семье происходит последовательно по всем указанным в схеме этапам.

В настоящее время статьей 155 Уголовно-процессуального кодекса РФ следователям предоставлена возможность выделения из уголовного дела в отдельное производство материалов о новых преступлениях, которые стали известны в результате расследования. Статья 153 УПК РФ позволяет следователю соединить в своем производстве несколько уголовных дел в отношении одного лица.

По мнению автора, наиболее эффективной была бы следующая организация работы следователя по выявлению и расследованию фактов угроз убийством в семейно-бытовой сфере при расследовании тяжких преступлений против личности:

1) следователь при допросе потерпевших, свидетелей, подозреваемого (обвиняемого) устанавливает наличие в прошлом фактов угроз убийством, иных противоправных действий со стороны подозреваемого (обвиняемого) или потерпевшего (при допросе следователь должен активно выявлять причины тяжкого насильственного преступления, задавать вопросы о предыстории конфликта, его развитии, устанавливать роль в нем потерпевшего и обвиняемого, выяснять имели ли место иные преступные действия в ходе длительного семейного конфликта)  – тем самым, устанавливая обстоятельства, способствовавшие совершению тяжкого преступления и выполняя требования  п. 18.1 Приказ МВД РФ от 17.01.2006;

2) при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления следователь с согласия прокурора в порядке статьи 146 УПК РФ возбуждает уголовное дело по статье 119 УК РФ и принимает решение о соединение уголовных дел в одно производство в порядке статьи 153 УПК РФ – соединение уголовных дел в одно производство позволяет наиболее эффективно организовать расследование и минимизировать затраты труда и денежных средств при расследовании уголовных дел (при этом помощь следователю по сбору доказательств по угрозе убийством могут оказывать участковые уполномоченные милиции);

3) при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления следователь выделяет материалы об угрозе убийством в отдельное производство и направляет их прокурору для принятия решения в порядке статей 144 и 145 УПК РФ – отсутствие в материалах уголовного дела по ст. 111 УК РФ достаточных для возбуждения уголовного дела данных вызывает необходимость выделения материалов об угрозе убийством для их дальнейшей проверки и  принятия по ним процессуального решения, при этом следователь освобождается от работы по проведению проверки и может максимально сконцентрировать свою работу на расследовании тяжкого преступления;

4) прокурор направляет материалы об угрозе убийством по подследственности органу дознания в порядке ст. 145 УПК РФ;

5) орган дознания (дознаватель, либо другой уполномоченный сотрудник органа дознания) продолжает сбор необходимых материалов для решения вопроса о наличии или отсутствии состава преступления в действиях угрожавшего лица и при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, возбуждает с согласия прокурора уголовное дело по статье 119 УК РФ.

6) после возбуждения уголовного дела по статье 119 УК РФ решается вопрос о самостоятельном его расследовании в форме дознания либо о его присоединении к уголовному делу по статье 111 УК РФ – решение вопроса зависит от многих факторов (загруженности следователя, времени, затраченного на проведение проверки, процессуальных сроков по первому уголовному делу и т.д.), но наиболее эффективным является решение о соединении уголовных дел в одно производство, что позволяет экономить не только ресурсы органов внутренних дел, но и прокуратуры и суда.

Приведенная схема организации работы по выявлению угроз убийством в ходе предварительного следствия требует взаимодействия следственных подразделений и подразделений дознания, участковых уполномоченных милиции, уголовного розыска. В настоящее время, интересы указанных подразделений зачастую бывают различны, что обусловлено особенностями действующей системы оценки органов внутренних дел, которая направлена не на контроль за оперативной обстановкой на обслуживаемой территории, а на контроль количественных показателей отчетности.  Тем не менее, в предлагаемом алгоритме работы по выявлению угроз убийством автор, по возможности, максимально учитывает интересы указанных подразделений.

Активная работа следователей по выявлению угроз убийством и иных преступлений, имевших место в семье до совершения тяжкого преступления, позволяет повысить профилактическое воздействие уголовного процесса на насильственные преступления в семье, максимально полно реализовать принцип неотвратимости наказания, повысить эффективность уголовного преследования и снизить затраты на уголовное судопроизводство в целом.


[1] Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. \\   “Российская газета” от 11 мая 2006 г. N 97

[2] Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927 “Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации”\\ “Российская газета” от 21 июля 2004 г. N 15

[3]  См.: Приказ МВД РФ от 23 ноября 2002 г. N 1150 “О введении в действие систем оценки деятельности органов внутренних дел, отдельных подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования”

[4] См.: Приказ МВД РФ от 17.01.2006 №19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»

[5] Далее по тексту – «угроза убийством» (прим.авт.)

[6] См.: Мазуков С.Х. Уголовно-правовая защита личности от угрозы убийством: По материалам Кабардино-Балкар. Респ.: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.08 .-М.: РГБ, 2003 – С. 107.



Все статьи автора «Николай Викторович Двоеглазов»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: