ЗЕЛЕНКОВА М.М. ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ


ЗЕЛЕНКОВА М.М. ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10661 (дата обращения: 28.09.2017).

Молодежная политика (МП) – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию определенного общественного статуса подрастающего поколения, а вместе с ним – определенного качества жизни и качества самой молодежи, которая в перспективе является экономически активным населением страны.

Данная категория населения – есть некая социальная прослойка, очень важная для государства, поскольку молодежь – это те люди, которые придут на смену правящему в данный момент поколению.

Качество подрастающего поколения, а также степень его соответствия существующим и необходимым стране условиям и стандартам обуславливаются эффективностью молодежной политики. Эффективность МП обеспечивается действенностью реализации комплекса мер самого различного характера: правового, социально-экономического, организационного, духовно-нравственного, психологического и т.д.

Реализация данных мер создает соответствующие приемлемые условия для достижения главной цели молодежной политики. Однако в различных странах и даже регионах нашей страны преследуются самые разнообразные цели МП, используются всевозможные инструменты для достижения данной цели, и, как результат, результаты проведения молодежной политики, а вместе с этим и качество молодого поколения, – получаются различными.

В данной работе рассмотрены особенности МП в России и зарубежных странах. В ходе сравнительного анализа рассмотрены такие основные блоки  молодежной политики как: направления ее реализации и правовые документы, регламентирующие ее проведение.

В настоящее время большое внимание уделяется изучению опыта ряда западных стран, которые в данном вопросе достигли поставленных целей. В связи с этим, анализ молодежной политики западных стран играет немаловажное значение для определения курса российской молодежной политики (безусловно, с учетом особенностей культуры, менталитета и образа жизни российского народа).

Европейские страны сравнительно поздно выделили молодежную политику в специфическую сферу деятель­ности государства, тем не менее проделали в этом направлении большую работу, получив ощутимые результаты.

Итак, принципы и направления молодежной политики в западных странах зарождались в 50-60-е годы на основе благотворительности и добровольности, а также государственной помощи нуждающимся категориям молодежи («группы риска», студенты, маргинальная молодежь и т.д.).

80-е годы стали для молодежи прорывом в области образования. Европейскими государствами все больше внимания уделяется образованию молодых людей, их ориентации на активный труд, профессиональный рост.

2000-е годы в западных странах идут под  лозунгом: «Молодежь – это Мы!». Современная молодежная политика европейских стран основывается на двух направлениях: увеличение занятости молодежи и активная борьба с безработицей, а также образовательная политика и профессиональная подготовка молодых людей. Причем вовлечение человека в данные процессы начинается с раннего возраста.

Подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод, что цель современной МП в европейских странах – бесконфликтная интеграция молодых людей в общество. За 10-12 лет пребывания в молодежной возрастной группе необходимо овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания. Таким образом, во взрослую жизнь молодой человек входит как уже сформировавшаяся, полноценная и сознательная личность.

Как видно из хронологии развития МП в зарубежных странах, отличительной чертой западной молодежной политики также является ее нацеленность на молодежь в целом, а не только на ее «проблемную» часть.

Государственная молодежная политика России имеет существенный ряд отличительных особенностей по сравнению с зарубежным опытом в данной области.

МП в нашей стране насчитывает уже несколько десятков лет. Однако ранее она не была оформлена, вся работа с молодежью проводилась в рамках идеологии и реализовалась партией через все ее механизмы (прежде всего посредством воспитания). В связи с этим, появление понятия «молодежная политика» многие ученые связывают с распадом Советского союза.

Согласно Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006     № 1760-р, цель современной отечественной молодежной политики – развитие потенциала молодежи в интересах России, т.е. «взросление» в нашей стране происходит посредством привлечения молодых людей к участию в общественно-политических процессах, что приводит к увеличению конкурентоспособности страны. Результатом этой работы является формирование открытой и доступной для молодежи системы поддержки инициатив, направленных на решение задач улучшения качества жизни в России в целом. Следствием данной деятельности является осознание молодым человеком своей полезности, востребованности обществу, предоставление молодежи возможности проявить себя.

Основными направлениями молодежной политики современной России являются: духовно-нравственное воспитание (в частности через развитие чувства патриотизма) и информирование молодежи о потенциальных возможностях развития.

Следует отметить, что такой подход к МП не охватывает все 100% молодого поколения страны. Он нацелен лишь на ее малую часть – наиболее активную и дееспособную, а также ограниченную возрастными рамками (в отличие от европейской молодежной политики, которая базируется на вовлечении молодежи с малых лет). Фактически незащищенные слои молодого поколения (лица с ограниченными возможностями), а также менее активные на своем этапе развития молодые люди – остаются в стороне, пополняя ряды маргинальных элементов.

Сложившаяся крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда) и даже гибели людей, как показывают беспорядки, произошедшие в Москве в 2011 году на Манежной площади. И как показывают проводимые соцопросы в обеих российских столицах и многих городах-миллионниках до 76% молодежи поддерживают в той или иной степени действия участников данных акций.

Поэтому опыт западных стран показывает, что необходимо смягчать социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей всех представителей данной части населения (по крайней мере ее подавляющего большинства).

Не менее важным при формировании государственной молодежной политики является ее законодательно-правовой аспект.

В западных странах действует Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне (новая редакция принята в 2003 году). В апреле 2009 года Европейская Комиссия утвердила новую Стратегию Европейского Союза в сфере молодежной политики на период с 2010 по 2018 гг., получившую название «Молодежь – инвестирование и расширение возможностей». Кроме того, в каждой развитой европейской стране молодежная политика основывается на Конституции и различных принятых Федеральных законах, регламентирующих основные направления, инструменты и методы ее реализации.

Принятые законы определяют место и роль молодежи в жизни общества в целом, обеспечивает получение молодыми людьми социальной помощи, защиту их прав и свобод, предусматривает обязательное получение ими образования и последующее трудоустройство (к примеру, в 2006 году во Франции принят закон «О равенстве шансов», который обязывал компании всех форм собственности ежегодно принимать на работу пропорционально численности штатов сотрудников моложе 25 лет, даже если последние не имели опыта работы по специальности).

В нашей стране до настоящего времени нет такого нормативно-правового акта, который бы в достаточной мере регламентировал молодежную сферу.

Первым документом о молодежи был Закон СССР «Об основных началах государственной молодежной политики в СССР», принятый в 1991 году. По мнению многих западных исследователей, это был один из самых лучших законодательных документов в данной области. Однако после событий декабря того же года закон утратил силу.

К сожалению, с момента распада СССР молодежная политика не стала на практике приоритетной политикой Российского государства. С начала 90-х годов было издано несколько законодательных документов, а также подготовлено множество проектов законов о молодежи (Доктрина государственной молодежной политики, Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации и др.). Однако все они (как и большинство решений и целевых программ, принятых на региональных уровнях) носили декларативный характер и напрямую зависели от позиций органов местного самоуправления, а также наличия финансового обеспечения этих целей.

В декабре 2006 года была утверждена уже упомянутая выше Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, которая разработана на период до 2016 года и определяет приоритетные направления, включающие задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов, о чем уже говорилось выше. Однако и она не принесла должного результата.

В сложившихся условиях, можно сделать вывод, что России нужен новый закон о молодежи. Во-первых, потому что сегодня появились новые формы самореализации, которые не закреплены законодательно, а необходимо предоставить молодежи больше возможностей для их использования. Во-вторых, необходимо повысить степень защищенности молодых людей, в первую очередь это относится к социальной сфере.

Таким образом, молодежная политика в целом является важнейшим направлением деятельности для современной России, что особо подчеркивается усиливающимся влиянием молодежных движений на процессы стабилизации и дестабилизации политической системы.

Имеющееся положение молодых людей в России показывает, что МП в стране далеко не совершенна и требует значительной доработки. По данным социологического опроса ВЦИОМ, за последние 20 лет доля россиян, желающих эмигрировать, выросла с 5% до 21%. Наибольший эмиграционный потенциал у 18-24-летних (39%), высокообразованных респондентов (29%), а также активных пользователей интернета (33%).

Как показывает практика последних десятилетий, поиск путей решения данной проблемы не стоит ограничивать пределами России. В сложившихся современных условиях необходим синтез западных течений и отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной молодежной политики с учетом специфики российского образа жизни и мышления.

Отличительной особенностью молодежной политики западных стран является ее строение по отдельным направлениям (спорт, образование, здравоохранение и т.д.). Однако для России наилучшим вариантом действий в сложившихся условиях является комплексность проводимых действий. ГМП должна охватывать одновременно все возможные направления, посредством которых возможно влияние на молодежные структуры страны.

 



Все статьи автора «Зеленкова Мария»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: