УДК 33

НЕОБХОДИМОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВОМ КУРОРТНЫХ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД)

Саркисянц Артур Александрович
Воронежский государственный университет
кандидат экономических наук

Аннотация
Необходимость информационной поддержки государством курортных регионов (на примере Кавказских Минеральных Вод).

Ключевые слова: курорт, маркетинг, реклама, санаторно-курортные комплексы, трудовой потенциал


NEED OF INFORMATION SUPPORT OF THE RESORT REGIONS OF THE STATE (ON THE EXAMPLE OF CAUCASIAN MINERAL WATERS)

Sarkisyants Artur Aleksandrovich
Voronezh State University
PhD in economics

Abstract
Need of information support of the resort regions of the state (on the example of Caucasian Mineral Waters).

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Саркисянц А.А. Необходимость информационной поддержки государством курортных регионов (на примере Кавказских Минеральных Вод) // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10545 (дата обращения: 03.06.2017).

В течение многих поколений значительная часть населения России пользовалась санаторно-оздоровительными услугами, в результате чего потребность в них была массовой, привычной и превратилась в неотъемлемую часть национального образа жизни.

Ранее государство осуществляло единую политику развития санаторно-курортного комплекса, который был рассчитан на массового потребителя, при этом массовость достигалась хорошо отработанной системой финансирования. За последние же пятнадцать лет в стране выросло поколение, которое слабо разбирается в преимуществах санаторно-курортного лечения. При этом следует отметить, что граждан с относительно высоким уровнем достатка, как правило, не удовлетворяет отечественный сервис санаторно-оздоровительного учреждения, и они предпочитают более комфортабельные заграничные курорты, а экономическое положение большинства населения (прежде всего и нуждающегося в оздоровлении) не позволяет ему осуществить поездку и пребывание в санаторно-оздоровительных организациях.

Между тем в условиях переживаемого Россией длительного экономического кризиса, сопровождаемого снижением материального уровня многих людей, падением уровня здоровья нации, напротив, усиливается функциональное значение санаторно-курортного комплекса в социальной защите и здоровье людей.

В связи с этим одной из наиболее важной составляющей продвижения санаторно-курортных услуг на рынок является государственная информационная поддержка курортов, в частности региона Кавказских Минеральных Вод (КМВ).

В настоящее время регион КМВ практически представляет собой единую экономическую систему, сложившуюся на основе взаимозависимости и общности интересов отдельных муниципальных образований, хозяйствующих субъектов и жителей. Уже сейчас о регионе можно объективно говорить как о курортном мегаполисе с численностью постоянного населения, близкой к 1 млн. человек.

В ближайшие десятилетия регион будет развиваться с опорой на уникальные конкурентные преимущества в лечебно-курортной сфере. К2020 г. предполагается увеличение ёмкости санаторно-курортного комплекса КМВ в 1,5 раза за счёт строительства новых санаторно-курортных комплексов (детских, семейных, специализированных элитных), путём привлечения частного капитала, освоения новых курортных площадок и недоиспользуемых месторождений минеральных вод.

Так, емкость потенциального сегмента потребителей, из которого КМВ имеют возможность привлекать к лечению в своих здравницах, составляет порядка 1 млн. человек. Это обстоятельство, крайне важное с точки зрения реализации национальных интересов России в условиях демографического спада и ухудшения здоровья населения, предопределяет основное направление развития региона КМВ и необходимость его государственной поддержки.

Потенциальные потребители услуг данной категории – люди старшей возрастной группы (после 45 лет), испытывающие недостаток в финансовых средствах и в то же время нуждаю­щиеся в нормальном (не элитном) лечении. В большинстве своем представители этой группы населения до 1991 года имели возможность лечиться в различных здравницах бывшего Советского Союза и охотно использовали эту возможность. Однако, начиная с 1991 года, вплоть до настоящего времени, эта возможность практически исчезла в связи с резким понижением уровня доходов населения, с одновременным подорожанием санаторно-курортных услуг и ухудшением геополитического положения популярных здравниц бывшего Советского Союза (так опасно стало ездить в Закав­казье, Молдавию, некомфортно – на Украину и т. д.) Эти процессы привели к тому, что у подавляющего большинства населения России произошел своеоб­разный “сбой” в сознании – большинство из них не считают возможным в на­стоящее время лечиться в ранее известных им здравницах и утратили к ним всякий интерес.

Таким образом, в настоящее время, когда возможность лечения на тра­диционных курортах России вновь появляется, у людей срабатывает стереотип недоверия преувеличенной боязни и укоренившаяся за последние годы при­вычка перебивает бывшую традицию. Поэтому рекламная компания должна быть направлена, прежде всего, на искоренение этого негативного стереотипа – люди должны поверить в то, что на курортах региона КМВ в настоящее время можно недорого, а главное – безопасно пройти традиционный лечебный курс, при этом ставка должна делаться на бывших традиционных клиентов объеди­нения, их детей и знакомых.

Также не следует забывать о людях, раньше имевших привычку прово­дить свой отпуск и в других местах бывшего Советского Союза – курортах Ук­раины, Молдавии и т д., также составляющих группу потенциальных клиентов. С целью их привлечения гораздо более важно, чем для бывших постоянных клиентов курортов региона КМВ, в рекламе уделять внимание описанию экзотичности местного ландшафта, целебности климатических условий и куль­турно-исторической достопримечательности КМВ.

Принципиально новым направлением в стратегии продвижения своих услуг на рынок лечебного туризма должна стать стратегия привлечения людей, являющихся больше туристами, нежели больными. Необходимо перестать ори­ентироваться исключительно на людей, нуждающихся в лечении. Маркетинговые исследования неоднократно показывали, что большая группа отдыхающих по санаторно-курортным путевкам использовала эту возможность не столько с целью полноценного лечения, сколько с целью отдыха, смены привычной об­становки и поиска новых знакомых. Поэтому в план развития общей инфра­структуры, прежде всего, необходимо включить мероприятия, увеличиваю­щие объем предоставления культурных услуг для желающих интересно и по­знавательно отдохнуть, а заодно для общей профилактики пройти оздорови­тельный курс санаторно-курортного лечения.

Поскольку в настоящее время курорты региона КМВ не имеют возмож­ности для достижения лидерства на рынке лечебного туризма для успешной деятельности им необходимо сконцентрировать свои усилия на выделенном по­тенциальном сегменте (группе малообеспеченных людей старшей возрастной группы, потенциально являющихся клиентами здравниц России) и наращивая на нем преимущество по отношению к основным конкурентам. Такими конку­рентными преимуществами на начальном этапе будут являться низкая стои­мость лечения и многообразие профилирующих направлений здравниц города.

В связи с этим, широкая рекламная кампания необходима как на федеральном, так и на региональном уровнях. Необходимо в средствах массовой информации организовывать циклы медицинских передач о лечении на курортах, о различии курортологических школ, о возможности лечения не только клиническими методами и фармацевтическими средствами, но и с помощью природных лечебных факторов. В этих целях необходимо создать единый фонд рекламы для всех санаториев с привлечением бюджетных средств (например,  во Франции, Турции и др. странах с развитой курортной отраслью, на информационную поддержку курортов выделяется отдельная статья в госбюджетах этих государств).

При разумном ведении рекламной кампании и оперативной деятельности мар­кетинговой службы, регион вполне сможет занять нишу в общем объеме главного для него потенциального сегмента. Пополнение бюджета будет происходить путем увеличения налоговых поступлений при росте товарооборота от увеличения числа курортников и туристов в регионе.

Таким образом, вышеперечисленные мероприятия будут способствовать устранению коллапса, который возник  в результате значительного сокращения потенциальных потребителей отечественного рынка санаторно-курортных услуг.



Все статьи автора «Artur Sarkissyants»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: