БАРАНОВА Ю.П. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ СРЕДСТВАМИ MS EXCEL


БАРАНОВА Ю.П. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ СРЕДСТВАМИ MS EXCEL


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/03/10185 (дата обращения: 29.09.2017).

Баранова Ю.П.

ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого», г. Тула

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является повышение качества обучения. Для реализации этой задачи преподаватели используют различные методы и формы обучения: технологии модульного обучения, рейтинговую систему контроля знаний, метод «Портфолио», индивидуально-ориентированную систему обучения, применение ИКТ и др.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым.

Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих учащихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ.

По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд достоинств: быстрое получение результатов; объективность в оценке знаний; тесты позволяют получить достоверную информацию о качестве и уровне знаний учащихся; дают возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний; тесты более интересны по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.

Компьютерные тесты можно использовать для проведения любого вида контроля: предварительного, текущего, тематического, итогового. Машинные тесты, как эффективный способ контроля знаний, вызывают интерес не только у преподавателей информатики, но и преподавателей других дисциплин, не связанных с информационными технологиями. Однако если создание текстовых документов и электронных презентаций не является проблемой для современных преподавателей, то создание собственных компьютерных тестов вызывает значительные трудности. Не все учителя достаточно компетентны для самостоятельного написания тестов средствами программирования.

Рассмотрим технологию составления компьютерных тестов средствами MS Excel (см. рис.1). Для создания тестов в этой программе не требуется навыков программирования, что позволяет разрабатывать тесты любому преподавателю, владеющему технологией работы в программе хотя бы на уровне пользователя.

рис.1. Тестовая оболочка, составленная средствами MS Excel

рис.2. Рабочий лист, содержащий результат выполнения теста в MS Excel

Редактор электронных таблиц Excel обладает широкими возможностями для создания тестов по любому учебному предмету.

Электронные таблицы позволяют создавать эффективные тесты, позволяющие оценить уровень знаний учащихся: тест открытого типа, тест закрытого типа, тест с заданиями на соответствие, тест с альтернативным выбором.

Для создания тестов в электронных таблицах учителю достаточно иметь навыки форматирования ячеек и уметь использовать функции «ЕСЛИ» и «СЧЕТЕСЛИ». Для усовершенствования тестов может пригодиться умение создавать гиперссылки и макросы.

Можно выделить следующие этапы создания теста:

  1. Продумывание способа оформления вопросов. Составление вопросов.
  2. Выбор способа ввода ответа и оформление ответа.
  3. Выбор способов оценивания и подведения итогов.

Для оформления бланка используются операции (см. рис.3):

    1. заливки ячеек;
    2. объединения ячеек.

рис.3. Окно Формат ячеек

Выбирается режим – переносить по словам и оптимальный способ размещения текста в ячейке, например, выравнивание по центру.

После создания бланка его можно скопировать столько раз, сколько вопросов в тесте.

Программа Excel позволяет создавать тесты со свободным ответом (когда обучаемому не дается варианта ответа) и с выборочным ответом (когда обучаемому предлагаются варианты ответов, из которых он выбирает правильный).

При создании теста со свободным ответом создается группа ячеек для ввода ответа.

При создании теста с выборочным ответом или теста на сопоставление выполняется следующая последовательность действий (см. рис.4):

1. Выбирается позиция меню Данные.

2. В ниспадающем меню выбирается команда Проверка.

3. В диалоговом окне выбирается тип данных Список.

рис.4. Окно Проверка вводимых значений

4. В окне Источник указать диапазон значений, из которых должен будет состоять всплывающий список. Обратите внимание на то, что часть строк первого листа скрыта (после строки 6 сразу следует строка 10, после 11 – 15 и т.д.). В этих скрытых строках и содержатся те значения, из которых формируются всплывающие списки. Отобразить содержимое скрытых строк можно, если выделить начальную и конечную строки (например, 6 и 10) и в контекстном меню выбрать Отобразить.

Результатом выполнения операций будет список с выборочными ответами, из которых обучаемый должен будет выбрать один ответ.

Для подведения итогов тестирования можно предусмотреть специальный лист, на котором будут подведены итоги ответов. Для этой цели можно использовать логическую функцию ЕСЛИ. Для общего подведения итогов и подсчета количества набранных баллов можно использовать функцию СЧЕТЕСЛИ.

Овладение преподавателями технологиями создания компьютерных тестов и использование их на занятиях приводит к следующим результатам: улучшается отношение учащихся к учебной дисциплине и к личности преподавателя, повышается успеваемость и качество знаний учащихся, рационально используется время на занятиях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Булин-Соколова, Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход / Е. Булин-Соколова // Учитель. – 2005. – № 3. – С. 63-66.
  2. Высоцкий, И. Р. Компьютер в образовании / И. Р. Высоцкий // Информатика и образование. – 2000. – № 1. – С. 86-87.
  3. Гермунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования / Б.С. Гермунский. – М.: Педагогика, 2005. – 405 с.
  4. Давыдов, Е. Г. Компьютерная проверка уровня знаний учащихся / Е. Г. Давыдов // Математика в школе. – 2004. – № 7. – С. 57-62.
  5. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для высших педагогических учебных заведений / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 188 с.


Все статьи автора «1989»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: