УДК 37

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК КРИТЕРИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Елистратова Н.Н.
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (ви) ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ»
к.пед.н., доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин

Аннотация
В статье рассмотрена информационная культура как критерий информатизации высшего образования.

Ключевые слова: информатизация высшего образования


INFORMATION CULTURE AS A CRITERION FOR HIGHER EDUCATION INFORMATIZATION

Elistratova N.N.
Ryazan Higher Airborne Command School (vi) VUNTS NE "Combined Military Academy of the Russian Armed Forces'
candidate of pedagogical sciences, associate professor of humanities and science education

Abstract
In this article the information culture as a criterion for higher education informatization.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Елистратова Н.Н. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/02/7718 (дата обращения: 02.06.2017).

Процесс переориентации человечества на всестороннее овладение и использование информационных ресурсов получил название информатизации общества. Информатизация, преобразуя материальное производство, охватывает все сферы деятельности общества, ведет к серьезным духовным инновациям. Главной ее проблемой становится производство, преобразование и распространение общедоступной информации. А критериями информатизации становятся степень и уровень информированности всех членов общества.

Информатизация ведет к радикальному изменению сущности и организации высшего образования. Целью обучения становится развитие опережающего мышления и способностей к обучению методам нестереотипного мышления и действия. Это предполагает усиление креативных (акмеологических) компонентов образования и ведёт к расширению его гуманитарных рамок. Эта задача реализуется в современной педагогике в контексте проблемы гуманизации образования, актуальной на сегодняшний день для всей мировой системы образования

В условиях информационного общества закономерно появление нового типа культуры – информационной культуры. Некоторые ученые отождествляют с компьютерной грамотностью и вкладывают в понимание данного типа культуры именно такое значение. Однако компьютерная грамотность – это лишь приобретенные навыки работы с новыми компьютерными технологиями. Информационная культура – это гораздо более масштабное явление. Поэтому вопросы развития информационной культуры общества, как необходимого условия его устойчивого и безопасного развития в принципиально новой высокоавтоматизированной и чрезвычайно насыщенной информационной среде, находятся сегодня в центре внимания не только государственной политики всех стран мирового сообщества, но также и многих международных организаций. Примерами таких организаций являются ЮНЕСКО, ЮНИДО, ЮНЕП. Вопросы развития информационной культуры общества в последние годы все чаще находят свое отражение в докладах, программных документах и рекомендациях ЮНЕСКО, посвященных перспективам направления развития образования для XXIвека.

Основными факторами развития информационной культуры современного общества являются следующие:

- система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей;

- информационная инфраструктура общества, определяющая возможности людей получать, передавать и использовать необходимую им информацию, а также оперативно осуществлять те или иные информационные коммуникации;

- демократизация общества, которая определяет правовые гарантии людей по доступу к необходимой им информации, развитие средств массового информирования населения, а также возможности граждан использовать альтернативные, в том числе зарубежные источники информации;

- развитие экономики страны, от которого зависят материальные возможности получения людьми необходимого образования, а также приобретения и использования современных средств информационной техники.

Информационная культура, подобно интеллектуальной культуре, присутствует во всех видах культуры, имеет разные уровни проявления – на уровне общества, определенных социальных групп и конкретной личности. на состоит из компонентов, имеющих разное функциональное назначение.

Одним из оснований классификации информационной культуры является выделение ее видов:

- информационная культура пользователей с общей подготовленностью;

- информационная культура специалистов различных профилей;

 - информационная культура специалистов-информаторов.

Несмотря на осознание значимости этой проблемы и отражение ее в достаточно большом числе публикаций, на сегодняшний день не выработано единого определения дефиниции «информационная культура». Еще менее разработанной является проблема информационного поведения личности.

Мы определяем информационную культуру личности как составную часть базисной культуры индивида, которая позволяет свободно ориентироваться в современном информационном пространстве, эффективно осуществлять все виды поиска, обработки и создания информационных ресурсов с помощью вычислительной техники с целью практического использования полученной информации в профессиональной деятельности и самообразовании.  Информационная культура включает грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную деятельность, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности. В структуру информационной культуры личности входят следующие компоненты, представленные в таблице:

- когнитивный (знания и умения);

- эмоционально-ценностный (установки, оценки, отношения);

- действенно-практический (реальное и потенциальное использование знаний и умений).

В образовательной политике вузов для развития информационной культуры студентов большую роль играют современные компьютерные технологии обучения, ставшие альтернативой традиционной педагогической системе. Однако в настоящее время все острее обнаруживаются противоречие между инновационными процессами, происходящими в обществе, информатизацией высшего образования и недостаточным  уровнем информационной культуры выпускников вузов, связанным с отсутствием в современной образовательной системе методик формирования информационной культуры студентов.

 

Таблица 1- Компоненты информационной культуры личности

Компоненты информационной культуры личности

Когнитивный

Эмоционально-ценностный

Действенно-практический

1 Компьютерная грамотность

2 Навыки обращения с информацией:

·         умение организовать поиск информации;

·         умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать;

·         умение использовать информацию в коммуникации

1 Содержание информационных потребностей и интересов

2 Мотивы обращения к различным источникам информации

3 Предпочтительность каналов получения необходимой информации

4 Самооценка степени удовлетворения информационных потребностей

5 Отношение к компьютерным технологиям

1 Способы поиска и каналы получения необходимой информации

2 Интенсивность обращения к различным источникам информации

3 Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности

4 Степень  включенности в Интернет-сообщество

5 Формы деятельности в Интернет

 

По нашему мнению, формирование информационной культуры выпускников вузов будет эффективным при соблюдении ряда условий:

-  если система информационной подготовки носит  непрерывный и комплексный характер;

- если интеграция педагогических и информационных технологий является  основой образовательного процесса;

- если преподавательский состав обладает высоким уровнем профессиональной подготовки в области информационных и компьютерных технологий;

- если обеспечен опережающий характер содержания профессионального образования с учетом перспективы развития средств информационных технологий и средств автоматизации учебного процесса.



Все статьи автора «ENN-BKN»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: