УДК 37

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Елистратова Н.Н.
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (ви) ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ»
к.пед.н., доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин

Аннотация
В статье приведены эргономические принципы создания программно-методических средств обучения.

Ключевые слова: мультимедийные программы, мультимедийные средства, программно-методические средства обучения


ERGONOMIC PRINCIPLES IN THE CREATION OF SOFTWARE-LEARNING TOOLS

Elistratova N.N.
Ryazan Higher Airborne Command School (vi) VUNTS NE "Combined Military Academy of the Russian Armed Forces'
candidate of pedagogical sciences, associate professor of humanities and science education

Abstract
The paper presents the ergonomic principles of software-training facilities.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Елистратова Н.Н. Эргономические принципы создания программно-методических средств обучения // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/02/7713 (дата обращения: 28.09.2017).

Разработкой конструктивно-технических норм и правил создания программно-педагогических средств занимались ученые В.М. Зеленин,  К.И. Лобанов, В.А. Смирнов и другие. Анализ существующих программных  продуктов (чаще мультимедийных) показал, что они составлены в виде интерактивных энциклопедий, содержание которых не соответствует программам обучения, являясь только дидактическим пособием по отдельным темам. Многие из них проектируются без учета психолого-педагогических особенностей протекания образовательной деятельности и не содержат учебного пути обучаемого.

Большое влияние на образовательный процесс имеет качество компьютерной программы. Способ разработки компьютерных программ с помощью языков программирования высокого уровня обладает существенными недостатками. С одной стороны, очень часто программы, созданные непрофессионалами, имеют примитивный вид. С другой стороны, профессиональные программисты, способные создавать сложные по структуре программы, испытывают очевидные затруднения, связанные с особенностями предметного содержания и методикой его изложения. Разрабатываемые преподавателями по своим дисциплинам компьютерные средства зачастую составлены неграмотно с точки зрения программного языка, психологических особенностей восприятия пользователей, так как педагоги не являются специалистами-программистами. Единственный выход – это содружество высококвалифицированных преподавателей и программистов с целью совместной разработки качественных образовательных программных продуктов.

Но компьютерные средства обучения предоставляет большие возможности, чем любые другие известные ранее. Эти инновационные технологии можно отнести к методам обучения, ведь они выступают способом передачи знаний и одновременно способом их усвоения. Соответственно, компьютерные средства обучения становятся все более популярными, необходимыми в современной педагогике любого уровня.

Мы систематизировали некоторые правила создания программных обучающих средств с точки зрения их восприятия пользователями. Осветим ряд эстетических требований – норм и условий целостности композиции и цветового решения предъявляемой на экране дисплея информации, дизайна программного продукта. А также ряд эргономических требований – совокупность физиолого-гигиенических и психофизиологических характеристик, показателей, параметров и норм, обеспечивающих сервисные и безопасные условия деятельности обучаемого.

Уровень физиологического и умственного комфорта учащегося при работе с программным продуктом определяется качеством интерфейса. Интерфейс в значительной степени определяет утомляемость пользователя при работе с программой, мотивацию обучения, эффективность работы с программой и представление учебного материала.

Дизайн экрана, то есть порядок размещения информации на экране компьютера, можно рассматривать как частный специфический случай дизайна и, следовательно, использовать его общие принципы, установленные О.И. Нестеренко.

Принцип пропорции – касается соотношения между размерами объектов и их размещением в пространстве. Объектами на экране могут являться тексты, картинки, графики, таблицы. Принцип пропорции требует, чтобы различные объекты не были хаотично разбросаны по экрану, а сгруппированы в определенных зонах, которые должны отделяться друг от друга. При этом необходимо учитывать следующие требования:

-   функциональные зоны должны быть отделены друг от друга полями, ограничительными линиями, цветом, яркостью;

-   рекомендуется использовать не более семи зон. Связанные по смыслу, но разнесенные территориально зоны должны оформляться одинаково;

-  для записи различных групп данных можно использовать различные шрифты, подчеркивание, цвет символов.

Принцип порядка элементов означает такую организацию расположения объектов на экране, которая учитывает движение глаз. Установлено, что глаз, привыкший к чтению, начинает движение от левого верхнего угла экрана построчно взад-вперед по экрану к правому нижнему углу. Текст для   быстрого   чтения   (оглавления,   инструкции,   важные сообщения) должен располагаться в левом верхнем углу, занимать по ширине 1/4 экрана и быть выровненным по правой и левой границе, должен быть статичен (не перемещаться и не мигать). Графическую информацию лучше располагать в правой части экрана. Рекомендуется разработать и применять постоянные цвета, шрифты и места на экране для всех типов сообщений и реакций системы – инструкций по работе, сообщений об ошибках, помощь и т.п., пользуясь стандартными формами и настройками системы.

Принцип единства элементов изображения требует, чтобы элементы выглядели взаимосвязанными и правильно соотносились по размеру, форме, цвету. С этой целью необходимо упорядочить данные и фрагменты изображения. Идентичные данные представляются однотипно, разноплановые – по-разному. Для передачи разграничения можно использовать контрастные цвета, а для передачи подобия – похожие, но различные. Для достижения единства изображения используются рамки, оси, поля. Впечатление единства группы создает свободное пространство вокруг нее.

Принцип акцента определяет требование выделения главного объекта, который должен быть воспринят в первую очередь. Средствами акцентирования являются:

- размещение важных сообщений в центре экрана;

- отделение важной информации от остальной свободным пространством;

- применение яркого цвета, крупного шрифта;

- подчеркивание;

- применение окон, различающихся с фоном по цвету.

Важная информация должна быть краткой и выразительной. Она не должна быть пестрой по раскраске — необходим один, но яркий, контрастный по отношению к фону цвет. Сильное акцентирование достигается использованием двигающихся объектов и звуковых сигналов.

Принцип равновесия требует равномерного распределения по экрану оптической тяжести изображения. Считается, что уравновешенное изображение создает у пользователя ощущение стабильности и надежности, а неуравновешенное может вызвать стресс. В связи с этим можно привести ряд рекомендаций по размещению объектов на экране, предложенных М.С. Шехтер:

-  информация не должна скапливаться на одной половине экрана, оптическая тяжесть должна быть распределена равномерно;

- общий заголовок должен быть центрирован относительно вертикальной оси экрана;

-  любой   хроматический  цвет  воспринимается  значительно  тяжелее ахроматического (черного и белого);

-  объекты неправильной формы воспринимаются тяжелее, чем объекты правильной формы; большие объекты на экране воспринимаются тяжелее, чем маленькие;

- светлые линии и объекты на темном фоне кажутся приближенными к зрителю, темные на светлом фоне – удаленными.

Цветной монитор компьютера порождает проблему оптимального сочетания цветовой гаммы. Поэтому при разработке компьютерных средств обучения необходимо учитывать особенности цветовых сочетаний. В противном случае это приводит к затруднению восприятия изображения и повышенному утомлению зрения. Наиболее важным при выработке цветового решения экрана можно считать следующие принципы, предложенные О.И. Нестеренко:

- необходимость учета психофизиологического воздействия цветов на человека;

-  использование при оформлении нечетного числа цветов (3 или 5);

-  использование нескольких цветов в  их правильном сочетании.

Современные мультимедийные средства позволяют воспроизводить 4 294 967 296 (4,3 млрд.) цветов и цветовых оттенков. Цветовые восприятия являются важными для человека впечатлениями внешнего мира, но проблема воздействия цвета на человека далеко еще не решена. Физиологический механизм этого в настоящее время выявлен только частично. Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности труда и цвета. Он установил, что при работе, рассчитанной на короткий срок, производительность труда увеличивается при красном свете, а при синем – снижается. При длительной работе повышению производительности труда способствует зеленый свет, а индиго и фиолетовый снижают ее.

Эти исследования относятся, прежде всего, к физическому труду, к мышечной работе, но их результаты следует учитывать и при умственном труде. Румынский врач Стефанеску-Гоанга исследовал влияние цвета на дыхание и частоту пульса. Согласно полученным данным, частота дыхания и пульса увеличивается при пурпурном, красном, оранжевом и желтом цветах, в то время как при воздействии зеленого, индиго и фиолетового пульс и дыхание замедляются. Физиологическое воздействие должно сводиться, прежде всего, к силе выразительности, то есть сами цвета вызывают определенные физиологические реакции.

К так называемым теплым цветам относятся красный, золотистый и оранжевый, в то время как синий, фиолетовый и цвет морской волны считают холодными цветами. Для подбора приемлемых комбинаций цветов удобно пользоваться кругом естественных цветов Гете.

Хроматические цветовые тона с ахроматическими наиболее гармоничны в следующих сочетаниях: красный, оранжевый, желтый с черным; голубой, синий, фиолетовый с белым. Неконтрастные сочетания фона и переднего плана приводит к повышенному напряжению глаз, вызывает утомляемость и понижение работоспособности. К цветовым сочетаниям, активизирующим восприятие информации, относятся: «желтый-красный», «белый-синий», «черный на оранжевом», «красный-желтый-зеленый», «белый-красный», «красный-белый-синий». Рекомендуется использовать холодные тона для создания фона, так как они визуально «убывают» на расстоянии, создавая ощущение стабильности, а теплые тона  используют для изображений переднего плана. Темные объекты воспринимаются «отяжеленно» по сравнению со светлыми, что, как считают специалисты, является результатом нашего восприятия светлого неба над темным горизонтом.

По той же причине  для лучшего восприятия темные объекты располагают в нижней части экрана

Весьма важным аспектом использования компьютерных средств  в обучении выступает эргономическая безопасность. Несмотря на то, что существуют многочисленные Государственные стандарты и Санитарные нормы и правила, содержащие требования по эргономической безопасности СНИТ, наши наблюдения показали многочисленные нарушения и просто незнание данных правил некоторыми учителями информатики (37%), не говоря уже об учителях культурологии (100%).

Главным фактором, вызывающим большинство проблем психики и зрения, является излучение дисплея и условия освещенности рабочих помещений.

Большое распространение в настоящее время получают современные мультимедийные экраны на основе активных матриц (полупроводниковые). Структура, качество и контрастность изображения таких современных мониторов позволяют говорить о максимальной их безопасности для здоровья. Работу за таким дисплеем можно сравнить с чтением книги.

При проведении компьютерных занятий необходимо учитывать рекомендации по продолжительности работы с компьютером.

 Таким образом, наряду с содержанием оформление экрана и характер диалога в системе «обучаемый-компьютер», оказывают положительное влияние на восприятие, работоспособность и утомляемость и, в конечном счете, на эффективность применения программного средства.

Компьютерные средства обучения открывают новые возможности в организации обучения:

-  превосходят учебник как источник информации;

- предоставляют возможность посредством гиперссылок переходить к нужному материалу и обратно за короткий промежуток времени (включая текст и иллюстрации);

- способствуют активизации познавательной деятельности;

- имеют положительный психологический эффект, если обучаемым созданы условия для самоутверждения в процессе работы с программой. А это положительно влияет на уровень мотивации, и соответственно, на качество образования и формирование информационной культуры.

По нашему мнению прогрессивный характер имеет та образовательная технология, которая ориентирована на рациональный и критический анализ получае­мой информации, построена по проблемно – ориентированным моделям, требующим от обучаемых самостоятельного исследования.

Наиболее перспективным направлением считаем разработку инструментальных систем, предназначенных для создания мультимедийных программ, представляющих собой оболочку, которую преподаватель  наполняет конкретным содержанием, используя мультимедийные средства.


Библиографический список
  1. Елистратова, Н.Н.Основы формирования информационной культуры курсантов высших военных технических учебных заведений средствами мультимедиа [Текст] : монография / Н.Н. Елистратова. – Рязань: РВАИ, 2007. –    101 с.
  2. Нестеренко, О.И.   Краткая  энциклопедия  дизайна [Текст] / О.И. Нестеренко. –  М.: ИНИТО, 1999. – 204 с.


Все статьи автора «ENN-BKN»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: