БОЛОТОВА А.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: , , ,


БОЛОТОВА А.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/02/7672 (дата обращения: 29.09.2017).

Изменение целей образования влечет за собой преобразование содержания, средств и методов обучения, требует пересмотра всего учебно-методического комплекса, в том числе и входящих в его состав рабочих тетрадей для школьников.
Рабочая тетрадь является специфическим средством развития познавательной активности учащихся, позволяющим индивидуализировать процесс познания младших школьников.
Современные исследователи, изучая проблему создания и использования рабочей тетради на уроках выделили следующие условия: специфическое воздействие рабочей тетради на решение проблемы дифференциации и индивидуализации процесса обучения и развития, базирование разработки системы заданий рабочей тетради на комплексном рассмотрении особенностей развития младших школьников, включая параметры развития мышления младших школьников характеризующиеся
сочетанием наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Основные дидактические функции рабочих тетрадей заключаются в следующем: повышение степени наглядности, доступности для учащихся учебного материала, в максимальной степени развитие познавательной деятельности учащихся, интенсификация труда учащихся.
Созданием рабочих тетрадей по математике для начальной школы в разное время занимались многие педагоги, методисты, авторы-составители учебных программ и учебников. В последнее время количество издаваемых рабочих тетрадей по математике для начальной школы заметно увеличилось. Большинство из них предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся с целью закрепления полученных знаний и отработки универсальных учебных действий, для совершенствования умений и формирования прочных вычислительных навыков.
Младший школьный возраст это сенситивный период, когда интенсивно формируются свойства личности, закладываются основы для развития его познавательных способностей, субъектного опыта. С началом школьной жизни у детей усиливается внутренняя потребность в самостоятельной познавательной деятельности (Д. Б. Эльконин).
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО 2009 г.) ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательность, владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать. Формирование такой личности предполагает наличие у неё познавательной самостоятельности.
Как же помочь ребенку младшего школьного возраста в развитии познавательной самостоятельности?
Развитие познавательной самостоятельности может осуществляться преимущественно в рамках обучения конкретному предмету. Среди предметов школьной программы, изучаемых в младших классах, изучение математики, по нашему мнению, наиболее благоприятствует развитию познавательной самостоятельности, так как поиск решения математических задач требует, прежде всего, самостоятельной мыслительной деятельности для построения плана решения, самопроверки полученного результата, умений самостоятельно пользоваться правилами и алгоритмами, а также умений применять систему обобщенных знаний. Математическая деятельность при изучении математики в начальной школе заключается, прежде всего, в создании детьми моделей наблюдаемых фрагментов реальности. Обучение построению математических моделей реальных, доступных наблюдению детей явлений обеспечивает понимание сложных взаимосвязей математического знания, его содержательных аспектов.
При обучении математике младших школьников целесообразно использовать рабочую тетрадь, в которой способы предъявления математических заданий, отвечают следующим условиям:
• направленность на самостоятельный поиск решения задачи;
• опора на наглядно-образное представление математической информации;
• использование моделей рассматриваемых ситуаций разного уровня обобщенности;
• задания каждого листа рабочей тетради структурированы так, что ведут к разрешению одной проблемной ситуации.
Приведем пример такой тетради. Познавательная деятельность младшего школьника на уроке математики строится поэтапно. Этапы отражены в заданиях рабочей тетради. Учитель организует диалог, направляет и корректирует поиск решения заданий.
Познавательная задача, включающая цель и условия, в которых она должна быть решена, ставится перед ребенком в доступной форме для того, чтобы ученик принял задачу и начал ее решать.
Проблемная ситуация представлена в рабочей тетради в виде серии сюжетных картинок. Во фронтальной беседе учитель ставит вопросы, направляя мысль ребенка. Ученики в ходе работы рассматривают картинки, уточняют детали, анализируют их, создают вербальную модель ситуации. Каждый ребенок имеет возможность составить свою задачу по картинкам, предложить свой вариант сюжета, т. е. задания предполагают активизацию творческого начала ребенка. Сюжеты, используемые на уроке, являются понятными, близкими детям, что способствует развитию мотивационного компонента познавательной самостоятельности. На основе имеющегося жизненного опыта ребенку легко представить объекты, о которых идет речь, и осознать их количественные характеристики, что способствует развитию содержательно-операционного компонента.
После сюжетных картинок проводится работа со схемой, отражающей отношений между величинами. Таким образом осуществляется переход от конкретного сюжета к схеме, в которой отражены количественные характеристики ситуации и содержательные связи между ними.
Работа со схемой предполагает активную самостоятельную деятельность ученика, так как в заданиях требуется дополнить схему, дорисовать ее, вписать недостающие данные, сравнить две схемы, выбрать подходящую схему к картинкам, составить задачу по схеме. Увеличение уровня сложности способствует развитию содержательно-операционного компонента познавательной самостоятельности. Проверку правильности выполнения задания учитель организовывает как фронтально, так и при работе в группах. При работе над задачей от ученика требуется проявление умственных усилий, что способствует развитию волевого компонента.
От схемы ученики переходят к знаковой математической модели задачи. На листе рабочей тетради для этого предусмотрено специальное поле в клеточку. Ученик самостоятельно записывает решение. В течение работы на уроке ученики осуществляют переход от одной модели задачи к другой, отличающейся от предыдущей большей степенью обобщенности. В то же время все модели рассматриваемой ситуации представлены перед ребенком, он имеет возможность вернуться к предыдущему этапу, уточнить неясные моменты, проверить свою работу, успешно решить задачу. Ситуации успеха, удовлетворение от результатов своего труда стимулируют положительную мотивацию к познанию. Успешное выполнение заданий стимулирует развитие мотивационного компонента познавательной самостоятельности.
Предложенные способы предъявления заданий в рабочей тетради, способствуют тому, что в процессе выполнения заданий ученик постоянно осуществляет переход от одной модели задачи к другой, от сюжетной картинки к вербальной модели, затем к графической модели и к знаковой; ребенок самостоятельно приобретает знания, а не получает их в готовом виде.



Все статьи автора «alena.bolotova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: