УДК 33

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

Баумунг Э.В.
Институт права; экономики и управления
Аспирант

Аннотация
В статье рассмотрены исторические аспекты диверсификации производства.

Ключевые слова: диверсификация


HISTORICAL ASPECTS OF PRODUCTION DIVERSIFICATION

Baumung E.V.
Institute of Law; Economics and Management
postgraduate

Abstract
The article deals with the historical aspects of production diversification.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Баумунг Э.В. Исторические аспекты диверсификации производства // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/02/6813 (дата обращения: 03.06.2017).

В конце XIX – начале XX веков концентрация производства и капитала происходила, главным образом, в форме горизонтальной интеграции. Под ней принято понимать увеличение доли крупной компании в определенной отрасли, сосредоточение у нее все большего удельного веса отраслевого производства [8; 20]. Процесс горизонтальной интеграции в промышленности привел к образованию трестов. Эта форма концентрации сохраняла свою ведущую роль до начала 20-х годов нашего столетия.

К этому времени стало очевидным, что тресты, как форма организации бизнеса, плохо приспособлены к изменениям рынка, быстрой смене ассортимента и улучшению качества продукции, появлению новых товаров, межотраслевому переливу капиталов.

На первый план выдвинулась вертикальная интеграция [8; 26]. Суть ее заключается в расширении деятельности крупных компаний за счет присоединения предприятий других отраслей, являющиеся поставщиками сырья, материалов и полуфабрикатов, а так же сбытовыми фирмами. Этот процесс привел к образованию концернов. Данная форма концентрации используется и в настоящее время многими фирмами.

Наряду с ней после Второй Мировой войной зародилась и стала распространяться в промышленности новая форма концентрации производства и капитала – диверсификация [8; 26]. Ее качественное отличие от предшествовавших форм концентрации заключается в том, что в рамках диверсифицированной фирмы отдельные предприятия получают доступ к общему пулу патентов и изобретений, накопленному опыту внедрения новой техники, т.е. связаны общностью техноструктуры [5; 30]. Тем самым, у предприятий появилась реальная возможность не замыкаться на производстве какого-то одного вида продукции, ввиду ограниченных технологических возможностей, а выпускать широкий круг номенклатуры товаров. Естественно, что такая ситуация сложилась не сразу и имеет свой генезис развития.

В мировой экономической науке имеется большое количество трудов, посвященных проблеме диверсификации. Одним из первых в 1951 г. понятие диверсификации сформулировал Кеннет Эндрюс. Диверсификация – изменения, а в самом общем виде расширение номенклатуры товаров, производимых отдельными предприятиями и объединениями [4; 135].

Во второй половине ХХ века диверсификация почти одновременно появилась в США, Японии, Германии – странах с передовой рыночной экономикой. Такое сложное явление не могло возникнуть само по себе, его появление было подготовлено всем предыдущим развитием системы экономических и производственных отношений.

В истории развития рыночного хозяйства теоретические и практические вопросы этого явления также были описаны американским экономистом М. Гортом, определившим диверсификацию как «одновременное обслуживание компанией нескольких рынков». С точки зрения Горта, компания обслуживает несколько рынков, если перекрестная эластичность спроса на продукты, поставляемые на эти рынки, является низкой и если в краткосрочном периоде необходимые ресурсы для производства товаров для одного рынка не могут быть использованы для производства товаров, предназначенных для обслуживания других рынков [3; 228].

Данные Горта указывают на слабую положительную корреляцию между числом продуктов, на которые компании расширили свой ассортимент с 1939 по 1954 год, и ростом объема их продаж в денежном выражении за тот же период. А связь диверсификации с рентабельностью была не положительной во всех случаях.

В середине 60-х годов в США диверсификация бизнеса рассматривалась как наиболее рациональная стратегия развития компании. Топ-менеджеры большинства компаний полагали, что проникновение в новые отрасли производства, выход на новые рынки позволит уменьшить возможные риски, увеличит конкурентоспособность, стабилизирует денежные потоки и, в конечном счете, увеличит стоимость компании.

Однако позднее, в 1970-е годы, многие компании, имеющие несколько бизнес-направлений, начинают ставить перед собой несколько иную цель, а именно найти некий компромисс между ростом и уже достигнутым уровнем зрелости. Берри рассматривает диверсификацию как рост количества отраслей, в которых функционирует компания [1; 380]. Необходимо отметить, что эти наиболее ранние определения диверсификации определяют последнюю с точки зрения границ рынков или отраслей, в которых ведет свою деятельность компания. Группа японских специалистов под руководством Е. Есинары провела исследования в результате которых диверсификация получила признание как «стратегия, снижающая риск рыночной деятельности в неблагоприятных условиях и повышающая степень финансовой устойчивости компании» [7; 27].

В 1980-е годы происходит обратное движение — от диверсификации к специализации. Питс и Хопкинс [5; 625] определяют диверсификацию как «дновременное ведение нескольких видов бизнеса». Буз, Аллен, Гамильтон [2; 255] пытаются учесть в своем определении несколько аспектов диверсификации. Они определяют диверсификацию как «способ расширения основного бизнеса с целью роста и/или снижения риска, который:

1) включает все инвестиции, за исключением тех, которые непосредственно нацелены на поддержание конкурентоспособности существующего бизнеса;

2) может принимать форму инвестиций в новые продукты, услуги, сегменты рынка и географически рынки;

3) может достигаться несколькими способами, включая внутреннее развитие, приобретения, организацию совместных предприятий, лицензионные соглашения».

В работе Раманьям и Варадараджан, [6; 550] диверсификация рассматривается как «вхождение компании или бизнес-единицы в новые сферы деятельности, посредством как внутреннего роста, так и приобретений, что влечет за собой изменения в административной структуре и других управленческих процессах».

Ретроспективный анализ отечественной экономической литературы позволил нам встретить первое упоминание о диверсификации на страницах изданий 1959 г., где автор использовал весьма некорректное выражение, упомянув о диверсификации как о форме, названной «мудреными словами». В словарном фонде, а соответственно, и научной литературе диверсификация рассматривается в весьма различных значениях. Их смешение вызывает неоднозначные оценки экономических процессов, сопровождающих развитие и реструктуризацию различных форм организации экономической деятельности. Одни определения страдают тем, что в них отражены преимущественно внешние, умозрительно схваченные черты деятельности фирм. Смещение целей, причинно-следственных связей и последствий ведет к тому, что определения не работают — они не устанавливают пределы, в которых этот термин имеет значение, не отграничивают диверсификацию ни от интеграции, ни от комбинирования производства. Другие определения характеризуют одно из средств предупреждения финансовой нестабильности субъектов и не могут претендовать на полноту формулировки в силу узости применения [8; 323].

В экономическом словаре под ред. А.И. Архипова диверсификация рассматривается как «рассредоточение капитала между различными объектами вложений с целью снижения экономических рисков».

Е.Е. Румянцева определяет диверсификацию как «общую деловую практику, направленную на расширение номенклатуры товаров и услуг и/или географической территории, для того чтобы рассредоточить риск и
снизить зависимость от цикличности бизнеса».

По мнению А.Н. Петрова, «диверсификация представляет собой в самом общем виде расширение номенклатуры товаров, производимых отдельными предприятиями и объединениями. Она связана с использованием накоплений предприятия не только на производство основной продукции или установление контроля над каким-то этапом производства, но и для организации новых видов производства, проникновения в другие отрасли».

Диверсификация как экономическая стратегия – более общее понятие, включающее в себя диверсификацию как конкурентную стратегию предприятия. Термин «диверсификация» изначально толковался в более узком смысле, т. е. как экономическая стратегия предприятия, связанная с расширением номенклатуры производимых изделий и внедрением в новые отрасли хозяйствования.

Обзор наиболее поздних исследований диверсификации позволяет выявить следующие определения. Рудык Н.Б [13; 177] определяет диверсификацию как «процесс проникновения корпорации в новые отрасли производства и географические сегменты рынка с целью снижения риска ее операций и стабилизации потоков денежных средств, поступающих от этих операций».

Новицкий Е.Г. [11; 100] понимает под диверсификацией «проникновение фирм в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной отрасли их деятельности; в широком смысле – распространение хозяйственной деятельности на новые сферы».

Самое общее определение, данное известным ученым И. Ансоффом, уделившим большое внимание этой проблеме, выглядит следующим образом: «Диверсификация – это термин, применяемый к процессу перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих» [8; 299].

Таким образом, для России характерно позиционировать диверсификацию с расширением номенклатуры, товаров, производимых отдельными предприятиями и объединениями. Она связана с использованием накоплений предприятия не только на производство основной продукции или установление контроля над каким-то этапом производства, но и для организации новых видов производства, проникновения в другие отрасли.


Библиографический список
  1. Berry C.H. Corporate Growth and Diversification // Journal of Law and Economics. Vol. 14, № 2. October, 1971, pp. 371—383.
  2. Booz, Allen, Hamilton, 1985 Booz Allen, Hamilton. Diversification. A Survey of European Chief Executives [Journal]. New York: Booz, Allen and Hamilton, 1985. – 378 p.
  3. Gort M. Diversification and integration in American industry. – Prinston, Prinston University Press, 1962. – 508 p.
  4. Kenneth Andrews. The Concept of Corporate Strategy. Homewood, Homewood University Press, 1971. – 498 p.
  5. Pitts, Hopkins, 1982 Pitts R. A., Hopkins, H. D. Firm diversity: conceptualization and measurement. // Academy of Management Review. – №7, 1982, pp. 620— 629.
  6. Ramanujam, Varadarajan, 1989 Ramanujam V. Varadarajan P. Research on Corporate Diversification: A Synthesis. // Strategic Management Journal. Vol. 10, – №6, Nov. – Dec.,1989, pp. 523—551.
  7. Yoshinara E., Sakuma A., Itami K. (Стратегия диверсификации на японском предприятии). – Tokyo, Nipon Keirai, 1979. – 434 с.
  8. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр.пер. с англ./ Науч. ред. и авт. пре-дисл. Л.И. Евенко. – М.:Экономика,1989. – 519 с.
  9. Кунц Р. Стратегия диверсификации и успех предприятия. – Проблемы теории и практики управления. – 1994. – №1. – с. 96-100.
  10. Немченко Г. Диверсификация производства: цели и направления деятельности / Г.Немченко, С.Донецкая,
    К.Дьяконов // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 1. – с. 107 – 111.
  11. Новицкий Е.Г. Проблемы стратегического управления диверсифицированными корпорациями. — М.: БУКВИЦА, 2001. – 199 с.
  12. Петров А.Н. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер, 2005. – 209 с.
  13. Рудык Н.Б. Конгломеративные слияния и поглощения. Книга о пользе и вреде непрофильных активов. — М.: Дело. 2005. 223 с.
  14. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент, Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов /
    Пер. с англ. под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. – М.: Банки и биржи, «ЮНИТИ», 1998. – 576 с.
  15. Финансово-кредитный словарь / Под ред. проф. Грязновой А.Г. М.: Финансы и статистика, 2002. – 157 с.


Все статьи автора «Eduard1988»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: