УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Тюлеева Гиляна Валериевна
Калмыцкий государственный университет
преподаватель

Аннотация
В данной статье говорится о формировании готовности у будущих специалистов среднего звена к профессиональной деятельности на основе межпредметных связей различных циклов дисциплин.

Ключевые слова: компетентностный подход


FORMATION OF READINESS FOR FUTURE MID-LEVEL TO PROFESSIONAL ACTIVITIES ON THE BASIS OF INTERSUBJECT CONNECTIONS

Tyuleeva Gilyana Valerievna
Kalmyk State University
teacher

Abstract
This article deals with the formation of readiness for future mid-level to professional activities on the basis ofintersubject connections of different cycles of disciplines.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тюлеева Г.В. Формирование готовности будущих специалистов среднего звена к профессиональной деятельности на основе межпредметных связей // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6660 (дата обращения: 29.09.2017).

Присоединение России к Болонскому процессу означает более широкое использование компетентностного подхода для подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям современного рынка труда[1].

Применение компетентностного подхода в педагогической практике требует изменения методов обучения, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть студенты к окончанию образования. Вопрос о том, каким образом формировать готовность к профессиональной деятельности в рамках СПО при изучении дисциплин естественно-математического цикла, остается открытым. Применение компетентностного подхода в системе СПО является актуальным и необходимым, так как в качестве цели реализации такого подхода в профессиональном образовании выступает формирование будущего компетентного специалиста.

Известный советский психолог К. К. Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста — это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять. Формирование готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности – одна из центральных задач учебно-воспитательной работы руководителей и преподавателей ссуза. Готовность будущего специалиста – это существенная предпосылка эффективности его деятельности после окончания ссуза. Готовность помогает молодому специалисту успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться при появлении непредвиденных препятствий. Готовность – решающее условие быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшего профессионального совершенствования и повышения квалификации. Готовность характеризует возможности будущего специалиста решать в условиях обучения задачи близкие к реальным задачам профессиональной деятельности. Существуют различные формы занятий, направленных на формирование готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.

В профессиональном образовании, нацеленном на интересы учащегося, любая изучаемая дисциплина строится в ориентации на функции профессиональной деятельности будущего специалиста. Профессиональная деятельность – это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе. Профессиональное развитие студента понимается как изменение личности в процессе вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение служебного опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества. Изучаемые науки должны способствовать становлению многомерного взгляда учащегося на его будущую профессиональную деятельность.

Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс предполагает применение межпредметных связей, в которых предметные области соотносятся с различными видами профессиональной деятельности, расширение в структуре учебных программ по общеобразовательным дисциплинам межпредметного компонента (межпредметные задачи, которые не могут быть решены средствами одного предмета).

Межпредметные связи находят отражение в самом содержании обучения, и учитываются при разработке учебных планов и программ, учебников, учебных и методических пособий. Эта сторона межпредметных связей определяет подход к отбору и расположению учебного материала таким образом, чтобы знания, полученные учащимися при изучении одного или нескольких предметов, являлись базой для усвоения других предметов.

Кроме того, проявление межпредметных связей происходит непосредственно в процессе обучения, где связи устанавливают преподаватели при изучении учебного материала.

Модель осуществления межпредметных связей должна «охватывать процесс выявления, фиксации и реализации межпредметных связей в целом по профессии с учётом профессиональной направленности преподавания общеобразовательных и общетехнических предметов»[2].

Таким образом, становится очевидной значимость реализации межпредметных связей, которые являются одним из условий повышения качества профессиональной подготовки специалистов.

Межпредметные связи – не постоянная, целостная  система, а важная ступенька к интеграции. Они могут  быть использованы по желанию преподавателя при изучении отдельных тем учебного материала.

Межпредметные связи – не являются  системой, а интеграция – это система, предлагающая объединение, соединение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое.

Соединяться, объединяться могут не только дисциплины внутри образовательных циклов (Например, математический и общий естественнонаучный цикл интегрирует две дисциплины «Математика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (см. рис. 1).), но и сами образовательные циклы. Например, математика (ЕН.01.), экономика организации (ОП.01.), и история (ОГСЭ.02.)(см. рис. 2).

Рис. 1., Рис.2.

Естественные науки и математика составляют основу научно-технического знания и играют огромную роль в формировании готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности. При изучении основ естественных наук учащиеся приобретают знания законов природы и знакомятся с принципами использования этих законов в процессе профессиональной деятельности. Чрезвычайно расширилась область использования математики и информатики в развитии других наук и применения их в общественной практике. Достижения математики и ее методы широко опираются не только естественные науки, но и науки профессионального цикла.

Содержание математического образования в ссузах включает математический анализ (дифференциальное и интегральное исчисления, дифференциальные уравнения), который формирует умение использовать математические методы при решении задач профессиональной деятельности. К наиболее существенным направлениям обучения, оказавшим значительное влияние на формирование готовности к профессиональной деятельности и получившим распространение в ссузах, относятся модели интегрированного, межпредметного, проблемного обучения.

Математический и общий естественнонаучный цикл в образовательных стандартах среднего профессионального образования третьего поколения включает в себя математику, информатику и информационные технологии в профессиональной деятельности.

Математика в ссузах связана со всеми дисциплинами. Она складывалась исторически, и существенное влияние на нее оказывали два фактора: уровень развития самого математического аппарата и степень зрелости знаний об изучаемом объекте, возможность описать его наиболее существенные черты и свойства на языке математических понятий и формул или, как теперь принято говорить, возможность построить математическую модель изучаемого объекта. В цепочке “математика – другие предметы” устанавливается связь не столько для математики, сколько для всех других предметов, т.к. применение сознательных и прочных знаний математических методов при решении прикладных задач профессиональной деятельности, предполагает доступное понимание общих принципов и законов, лежащих в основе дисциплин профессионального цикла, осознание связей между рассматриваемыми дисциплинами. Математические знания и навыки необходимы практически во всех профессиях, прежде всего в тех, которых связаны с естественными науками, техникой, экономикой. Но математика стала проникать и в области традиционно “нематематические” – управление государством, медицину, лингвистику и другие. Несомненна необходимость применения математических знаний и математического мышления врачу, историку, лингвисту и т.д., настолько важно математическое образование для профессиональной деятельности.

Математика и информатика служат инструментами для решения прикладных задач профессиональной направленности. Решение прикладных задач профессиональной деятельности требует особых умений: связывать между собой и обобщать предметные знания, видеть объект в единстве его многообразных свойств и отношений, оценивать частное с позиций общего, что обеспечивает формирование готовности к профессиональной деятельности.

Наиболее распространённой является интеграция математики с информатикой, экономикой организации, бизнес-планированием, статистикой, бухгалтерским учетом, экономическим анализом. А также эти связи могут переплетаться ещё теснее, где интегрируются не две дисциплины, а три и даже больше. Такие занятия способствуют глубокому проникновению учащихся в сущность профессиональной деятельности, развитию и обогащению знаний, развивают умение решать прикладные задачи профессиональной деятельности.

Интеграция математики с дисциплиной «Экономика организации». Математическое описание экономических явлений естественным образом приводит к идее составления экономико-математических задач. Использование задач превращает обучение в творческий процесс, способствуя более глубокому осмыслению и усвоению материала.

Занятия по математике на статистической основе. Статистический материал используется на занятиях экономической географии и регионалистики при изучении различных тем. На таких занятиях используются таблицы, средние показатели по изучаемым странам (регионам). Такая целенаправленная систематическая работа позволяет повысить познавательную активность обучающихся, активизировать интерес к научному познанию мира. Использование статистического материала на занятиях по математике – прекрасное средство для математики, т.к.статистика изучает массовые явления, а математическая дедукция способна сделать вывод для индивидуальных черт данного хозяйствующего субъекта, стремясь установить типичны ли они для отрасли и всего народного хозяйства.

Интеграция математики с дисциплинами «Экономика организации» и «История». Интеграция этих дисциплин играет важную роль в развитии умственных способностей, активизации логического мышления, развитии пространственного представления.На интегрированных занятиях математики и истории предметом изучения чаще всего становятся стратегии знаменитых сражений. По ходу изложения материала преподаватель знакомит студентов с историей сражения. Одновременно, обсуждая и анализируя историческое сражение, внимание студентов сосредотачивается на теме. В результате знакомства с историей, студенты учатся сопоставлять силы и действия противников и обосновывать результат сражения с экономической точки зрения, решая экономико-математическую задачу, а это в свою очередь способствует развитию пространственного и логического мышления.

Интеграция содержания дисциплин математика и «Бухгалтерский учет».

«Приобретение же общемирового опыта ведения учета и отчетности через систему международных стандартов — цель благородная, но, на наш взгляд, труднодостижимая без создания единообразной и математически обоснованной теории бухгалтерского учета. В этом смысле показателен положительный пример создания (1970 год) системы национальных счетов (СНС), с помощью которой удалось добиться единообразного понимания, а главное – одинаковой методологии и методики расчета основных макроэкономических показателей статистики в различных странах. Однако мало кто знает, что данный результат стал возможным благодаря тому, что в основание системы была положена матричная модель «затраты – выпуск» известного американского экономиста Василия Леонтьева.»[3]

В основу построения математической модели бухгалтерского учета положены такие фундаментальные понятия как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка, но не в обычных терминах, а в терминах и элементарных операциях матричной алгебры.

Математика в экономическом анализе. Объективная необходимость в применении математики связана с тем, что при анализе изучается влияние на различные стороны деятельности хозяйствующего субъекта при эффективном использовании множества факторов. При этом определяется, какие факторы оказывали решающее влияние, а какие – незначительное. С этой целью проводится изучение характера связи между факторами, которая чаще всего бывает функциональной. В зависимости от характера связи для расчета количественного влияния отдельных факторов на результат их взаимодействия применяются соответствующие математические методы.

Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Посильно ли студенту – будущему специалисту самостоятельно изучить такой объём материала? Студенты ссузов справятся с подобной работой только, если владеют приёмами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать своё время. Эти вопросы должны стоять перед преподавателем, который всерьёз занят проблемой интеграции на этом этапе обучения.


[1]Акмаева Р.И., Жуков В.М. Возможности и проблемы реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании //Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. — 2010. —№ 1.—С. 124

[2] Бородин Ю.И. Компетентностно-ориентированный подход к подготовке конкурентоспособных специалистов для легкой промышленности: Дис… канд. пед. наук. Москва,2006 г. [2, с. 48-49]

[3]Кольвах О.И., Копытин В.Ю. Адаптивные модели бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности в системе кредитных организаций // Аудит и финансовый анализ, №3,2002 г.; Кольвах О.И. Ситуационно – матричная бухгалтерия как одно из средств развития теории учета в условиях современных программно-информационных технологий // Аудит и финансовый анализ, №3, 2000.


Библиографический список
  1. Акмаева Р.И., Жуков В.М. Возможности и проблемы реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании //Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. — 2010. —№ 1.—С. 123-130.
  2. Бородин Ю.И. Компетентностно-ориентированный подход к подготовке конкурентоспособных специалистов для легкой промышленности: Дис… канд. пед. наук. Москва,2006 г.-206 с.
  3. Варковецкая Г.Н. Методика осуществления межпредметных связей в профтехучилищах: Метод. Пособие. – М.:Высш. шк. 1989. – 128 с.: ил.
  4. Двуличанская Н.Н. Компетентностно- ориентированное естественно-научное образование как основа нового качества подготовки профессиональных кадров // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. –2010. – № 11. – С. 8-8.
  5. Двуличанская Н.Н. Роль естественно-научного образования в повышении профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. – 2011. – № 01. – С. 4-4.
  6. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: Компетентностный подход. -М.: Логос, 2009. -272 с.
  7. Иванов Д. А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? / Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия «Оценка качества образования» / Отв. ред. Курнешова Л. Е. – М.: Моск. центр качества образования, 2008. С. 3-56.
  8. Качанов А.Н. Межпредметные связи в процессе преподавания информатики в туристском ВУЗе: Дис…. канд. пед. наук. Москва,2003 г.-105 с.
  9. Кольвах О.И., Копытин В.Ю. Адаптивные модели бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности в системе кредитных организаций // Аудит и финансовый анализ, №3,2002 г.; Кольвах О.И. Ситуационно – матричная бухгалтерия как одно из средств развития теории учета в условияхсовременных программно-информационных технологий // Аудит и финансовый анализ, №3, 2000.
  10. Монако Т.П., Белогуров А.Ю. Роль дисциплин общеобразовательного цикла в профессиональном становлении современных специалистов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. –2005. – № 15. – С. 160-169.
  11. Олейникова О.Н. Некоторые аспекты решения задач формирования ключевых компетенций личности специалистов в международном контексте // Компетентностный подход к профессионально-культурному становлению специалиста: материалы научно-практической конференции 26/09/1008 г. Казань, Изд-во «Отечество», 2008. – С. 316-319.
  12. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня, 2004. –No 3. – С. 20-26.
  13. Уиддет С, Холлифорд С. Руководство по компетенциям. – М.: HIPPO, 2003. – 228 с.
  14. Читаева Ю.А. Формирование ключевых компетенций обучающихся учреждений НПО-СПО//Профессиональное образование. Столица. -2008. -№11. -С. 35-36.


Все статьи автора «Гиляна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: