РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА (ИСТОРИЯ И ЛИТЕРАТУРА) ПО ТЕМЕ «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»

Шумская Э.Н., Колесникова З.А.

Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шумская Э.Н., Колесникова З.А. Разработка интегрированного урока (история и литература) по теме «Судьба человека в Великой Отечественной войне» // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6549 (дата обращения: 30.09.2017).

Тип урока: интегрированный

Форма организации деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Цели: 1. познакомиться с героическим прошлым народа при помощи разных источников: художественного произведения, критической литературы, документов, произведений искусства, опроса и интервью; 2. учиться сравнивать, сопоставлять документальные и культурные образцы эпохи, производить анализ имеющихся данных; 3. воспитывать в себе и в окружающих уважение к ветеранам, благодарность к ним за проявленные героизм и отвагу.

Материалы и оборудование: мультимедиапроектор, презентация Microsoft PowerPoint, слайдовая презентация репродукций картин на военную тему, карточки с вопросами и заданиями, магнитофон с записями песен военных лет, телевизор и видеомагнитофон для просмотра отснятого интервью.

 Ход урока:

 1.   Организационный этап.

Приветствие.

Регистрация отсутствующих.

2.   Этап подготовки к активному и сознательному усвоению знаний.

Сообщение темы изучения нового материала.

Слово учителя литературы.

Тема сегодняшнего урока «Судьба человека в ВОв» (Слайд 1). Рассматривая эту тему, мы отдаем дань героическому прошлому нашего народа, давшего отпор захватчикам и поставившего преграду на пути распространения идей фашизма. Перед вами – схема (Слайд 2), по которой будет строиться наш урок: три его «узловых» момента:

  • В этом году отмечается 60-летие победы советского народа в ВОв; что мы об этом знаем?
  • О том, как достойны жить победители той войны сегодня, вы знаете, о реальном их положении мы узнаем из специально подготовленного репортажа.
  • И, наконец, о том, через что пришлось пройти ветеранам и участникам ВОв; о том, как это было, мы узнаем из документальных источников и рассказа М.Шолохова «Судьба человека».

Таким образом, соединятся сегодня на уроке история и литература, чтобы помочь нам  разобраться в событиях той войны, чтобы помочь найти ответы на вопросы, которые звучат риторически, так как достоверного и исчерпывающего ответа на них нет.

Слово учителя истории.

В этом году на всем постсоветском пространстве, во многих странах Европы будет отмечаться 60-летие Великой Победы. Война создала смертельную угрозу всему нашему народу и каждому человеку в отдельности. Время идет, все меняется. Люди нынешнего поколения отличаются от тех, кто жил всего лишь несколько десятков лет назад. Но нельзя зачеркнуть те страшные страницы в истории страны, которые наложили большой отпечаток на судьбы миллионов людей.

(Слайд 3) - Для вас, детей ХХ1 века, война – страница истории страны, истории семьи. Без исторической памяти не может быть уважения к своему народу, своим предкам. Давайте окунемся в эту атмосферу и посмотрим репродукции картин, плакаты-призывы военного времени.

- Вам (задание для всех групп) необходимо будет не просто «увидеть» эти картины, но и выделить ведущие темы, заставившие художника создать рисунок.

- Какие события, сражения, исторические моменты военного времени нашли свое выражение в этих репродукциях?

- После просмотра вы должны будете сдать эксперту карточки с перечнем ключевых слов, послуживших ответами на поставленный вопрос. Вашу работу будет оценивать эксперт. (На выполнение задания отводится 5 минут, учащиеся работают под музыку военных лет, затем сдают работы; эксперт проверяет их по образцу и оценивает вслух деятельность каждой группы).

3.   Этап актуализации имеющихся знаний по истории ВОв.

Слово учителя истории.

- Чтобы проверить знания каждого из вас об основных событиях ВОв, проведем мини-тест (Слайд 4). (Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы мини-теста «От Москвы до Берлина»:

  1. Как назывался план решающего наступления войск гитлеровской Германии на Москву? Начало наступления – …
  2. Сколько дней  продолжалось оборонительное сражение за Сталинград?
  3. Операция «Цитадель» была для Германии последним шансом добиться победы в 1943 году. Где она проводилась? Когда?
  4. Где произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны? Когда?
  5. «Ост» – план покорения народов Восточной Европы. Что планировали фашисты сделать с Казахстаном?
  6. К середине осени 1944 года граница СССР была восстановлена почти на всем своем протяжении. Какие страны Европы освободила Красная армия на пути к Берлину?
  7. Когда началось сражение за Берлин? Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

(Результаты работы сдаются эксперту)

4.       Этап усвоения новых знаний.

Слово учителя литературы.

- Ваши знания делают вам честь и оставляют надежду на то, что эти страницы истории останутся в памяти людей, освобожденных народов и всего человечества. О том, что бывает, когда историю забывают (Слайд 5),  наш специальный репортаж

Один из учащихся, взявших интервью:

        – Когда началась война, им было 20-25 лет, сейчас им более 80. Для наших ветеранов война – это часть их жизни и судьбы. К сожалению, с каждым днем все меньше и меньше остается живых, непосредственных, участников ВОв. На долю этих людей выпали тяжелые испытания в годы войны, но и в мирное время ветераны встречаются с проблемами, которые преподносит им наша непростая жизнь. Сейчас мы предлагаем вам интервью с представителем Совета ветеранов г. Костаная.

        – Как живут эти люди сегодня?

        – Чем мы можем им помочь?

        – Как поддержать тех, кто рядом с нами?

        – Какую заботу о них проявить?

(Просмотр видеокассеты).

Слово учителя литературы.

- О проблемах ветеранов вы узнали от них самих. Теперь вы можете познакомиться с данными социологического опроса, проведенного среди учащихся нашей школы…

(Слайды 6-14).

(Один из учащихся озвучивает и комментирует собранную  информацию, представленную наглядно на слайдах 6-14).

Слово учителя литературы.

- Интересно то, что современным школьникам, живущим в ХХ1 веке, хочется узнать о психологическом состоянии человека на войне, о его душевном самочувствии (ответы учащихся на вопрос о том, что вызывает у них интерес: какие события, люди, факты, загадки и «белые пятна» истории ВОв). Немаловажными представляются и вопросы плена и возвращения советских людей на родину… Ведь именно эти вопросы затронуты в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека».

(Слайды 15-17). (Знакомство с отдельными фактами биографии писателя; обсуждение впечатлений учащихся от рассказа; работа с кадрами из кинофильма – выборочный пересказ; блиц-опрос «Отгадай эпизод» по небольшому отрывку с комментарием и анализом текста: отрывки подобраны таким образом, что перед учащимися встает картина войны глазами женщин и детей, глазами истинных героев; через тяжкие испытания солдат; все это подтверждается разговорным стилем с элементами просторечия, повторами, восклицаниями и риторическими вопросами).

Слово учителя литературы.

- Итак, вы прочитали рассказ, каждый воспринял прочитанное по-своему; перед вами – мнения разных людей о рассказе «Судьба человека», которые условно можно разделить на два лагеря; ваша задача – обсудить в группе представленные мнения и подтвердить или опровергнуть каждое из них (Слайд 18). (На обсуждение и защиту отводится 3 минуты)

- Все течет, все меняется… К примеру, лет 30-40 назад, на уроке литературы, произведение анализировали бы, придерживаясь шолоховской точки зрения на происходящее. Сегодня мы не можем обойти резкую критику Солженицыным многих положений этого рассказа  (Слайды 19-20).  (Работа со справочным материалом – выдержками из критических замечаний Солженицына:

Из истории критической литературы об этом произведении: точка зрения А.И.Солженицына

1. Избран самый некриминальный случай плена -  без памяти, чтобы сделать его «бесспорным», обойти всю остроту проблемы. (А если сдался в памяти, как было с большинством, – что и как тогда?)

2. Главная проблема плена представлена не в том, что родина нас покинула, отреклась, прокляла (об этом у Шолохова вообще ни слова) и именно это создает безвыходность, – а в том, что там среди нас выявляются предатели. (Но уж если это главное, то покопайся и объясни, откуда они через четверть столетия после революции, поддержанной всем народом?)

3. Сочинен фантастически-детективный побег из плена с кучей натяжек, чтобы не возникла обязательная, неуклонная процедура приема пришедшего из плена: СМЕРШ – проверочно-фильтрационный лагерь. Соколова не сажаю за колючку, как велит инструкция, но – анекдот! – он еще получает от полковника месяц отпуска! (т.е. свободу выполнять «задание» фашистской разведки? Так загремит туда же и полковник!)».

Обсуждение прочитанного (важно прийти к мысли о том, что Шолохов не ставил цели показать истинность положения военнопленных, он стремился показать искалеченную судьбу обычного, но не сломленного человека, одного из тысяч ему подобных, совершавших подвиг над собой ежечасно).

Комментарий учителя истории.

- Неудивительно, что молодежь мало знает о войне, а некоторых эта тема даже не интересует. Сегодня, когда в нашем обществе существует гласность и плюрализм мнений, когда открыты архивы, ранее недоступные исследователям, возникает множество совершенно противоречивых оценок некоторых событий ВОв. До сих пор остаются «белыми пятнами» темы, связанные с партизанским движением, с немецкой оккупацией, пленом, значением и итогами войны. После войны «отец всех народов» И.Сталин раз и навсегда констатировал уровень наших потерь, назвав цифру 7 млн. человек. Позднее Н.Хрущев скорректировал ее на туманную «свыше 20 млн. человек». Перестройка и гласность дали возможность М.Горбачеву назвать цифру 27 млн. человек… Однако плюрализм взглядов на войну и ее итоги дает право сомневаться и в этих данных. Но даже если мы возьмем эту цифру и задумаемся над ней… Если бы эти жертвы могли разом подняться и встать в одну шеренгу, то эта шеренга протянулась бы на 10000 км – это расстояние от Калининграда на западе до Командорских островов на востоке – такова цена наших потерь.

- А для тех, кто остался в живых, долгожданная победа принесла не только радость освобождения, но и новые страдания. Это сотни тысяч вдов и сирот, инвалидов, идеологически неблагонадежных – бывших военнопленных и узников концлагерей и ГУЛага, спецпереселенцев и т.д. Вы получили задание подготовить информацию, которая отражает судьбу этих людей, и представить  ее в школьной газете.

5.   Этап проверки домашнего задания.

Слово учителя истории.

- Представьте свои информационные листки (каждой группе дается на подготовку и ответ 5 минут; каждая страничка вывешивается на доске; эксперт оценивает работы).

  • Задание 1 группе:

            Война в судьбе детей (что пришлось пережить подросткам в плену?).

  • Задание 2 группе:

            ВОв в новейших исследованиях и документальных публикациях.

  • Задание 3 группе:

            Война и ГУЛаг (сохранение огромного числа заключенных и нехватка людей на фронте).

  • Задание 4 группе:

            Депортация народов.

6.   Этап проверки усвоения новых знаний.

(Слайд 20).

Викторина (учащиеся выполняют задание индивидуально)

7.   Подведение итогов урока, оценивание ЗУН, задание на дом.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Образец слайдовой презентации, сопровождавшей этапы урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Репродукции картин на военную тему

3. Школьная газета



Все статьи автора «elastica»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: