УДК 37

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО В ПЕДАГОГИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Елистратова Н.Н.
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (ви) ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ»
к.пед.н., доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин

Аннотация
В данной работе рассмотрен электронный учебник как дидактическое средство в педагогике высшей школы.

Ключевые слова: электронная книга, Электронный учебник


ELECTRONIC TEXTBOOK AS A DIDACTIC TOOL IN TEACHING HIGH SCHOOL

Elistratova N.N.
Ryazan Higher Airborne Command School (vi) VUNTS NE "Combined Military Academy of the Russian Armed Forces'
candidate of pedagogical sciences, associate professor of humanities and science education

Abstract
In this paper the electronic textbook as a didactic tool in teaching high school.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Елистратова Н.Н. Электронный учебник как дидактическое средство в педагогике высшей школы // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6523 (дата обращения: 02.06.2017).

В основе мультимедийного обучения в вузе лежит система применения электронных учебников, которые дают возможность обучаемым получить необходимый объем учебной информации, справочные материалы, контрольные задания, списки рекомендуемой литературы и ссылки на тематические ресурсы.

При этом некоторые фирмы-разработчики идут по пути создания учебников с помощью распространенных WWW-технологий. Их электронные учебники представляют из себя сложным образом организованный гипертекст с включенными в него иллюстрациями, аппаратом контроля знаний, справочными материалами и, при необходимости, компьютерными моделями, позволяющими, помимо теории, провести серию экспериментальных и практических работ. Создание подобных электронных учебников сопряжено с большими затратами времени и средств.

Другие фирмы идут по пути создания мощных по своим возможностям инструментальных оболочек, с помощью которых можно в довольно сжатые сроки создать большое количество электронных учебников, наполняя «пустую» оболочку текстовыми и графическими материалами. Современные оболочки предусматривают возможность доступа к внешним ресурсам Интернет (выход в поисковые системы и базы данных, работу с тематическими сайтами), участия в телеконференциях и чатах с преподавателями. Значительное место в подобных учебниках занимает тестирование. Очень важным является то, что при использовании инструментальных оболочек удается организовать одновременную работу с ними большого количества обучаемых. В настоящее время подобные инструментальные оболочки создаются практически в каждом российском вузе, занимающемся развитием системы дистанционного обучения.

Также созданием подобных инструментальных оболочек-программ занимаются уже несколько лет такие известные фирмы-разработчики программного обеспечения как Oracle, Lotus, IBM, Maris Multimedia и другие [3].

В настоящее время существует множество определений электронного учебника:

- это компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой, дополняющей печатные издания, информации, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее тестировать обучаемого, его знания и умения;

- это электронный учебный курс, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела или части, соответствующий государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденный в качестве данного вида издания;

- это комплекс информационных, методических и программных средств, который предназначен для изучения отдельного предмета и обычно включает вопросы и задачи для самоконтроля и проверки знаний, а также обеспечивает обратную связь;

- это основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.

Достоинствами электронных учебников являются:

- мобильность;

- доступность;

- адекватность уровню развития современных научных знаний.

Электронные учебники позволяют решать такие основные педагогические задачи, как:

- начальное ознакомление с предметом, освоение его базовых понятий и конструкций;

- базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;

- контроль и оценивание знаний и умений;

- развитие способностей к определенным видам деятельности;

- восстановление знаний и умений.

Средствами создания электронных учебников являются:

- традиционные алгоритмические языки;

- мультимедиасредства;

- гипермедиасредства.

В интернет-учебниках могут использоваться различные технологии представления информации. В настоящее время за основу представления информации во «Всемирной паутине» (WWW) взят гипертекст, представляющий собой модель энциклопедии. Современная электронная энциклопедия, помимо фотографий, содержит звукозаписи, музыкальное сопровождение и видеофрагменты. Модель энциклопедии строится на следующих принципах:

- свобода перемещения по тексту;

- сжатое (реферативное) изложение информации;

- необязательность сплошного чтения текста;

- справочный характер информации;

- использование перекрестных ссылок [2].

Создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний – компьютерное тестирование.

Структуры современных электронных учебников в основном базируются на привычной парадигме «книги» – некотором количестве иллюстрированной текстовой информации (в лучшем случае с небольшим количество гиперссылок). Такая структура вполне подходит, если учебник служит вспомогательным материалом в процессе традиционного обучения, но явно недостаточна в случае обучения дистанционного, когда общение учителя и ученика сведено к минимуму. Учебник, в классическом понимании, это книга, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры. Поэтому печатный и электронный учебники имеют общие признаки: учебный материал излагается на научной основе из определенной области знаний и структурируется на системной подходе.

Электронный учебник превосходит печатный по следующим параметрам:

- имеет больший объем информации;

- содержит материал нескольких уровней сложности;

- обеспечивает наглядность благодаря технологии мультимедиа;

- предлагает многовариантность и многоуровневость контроля знаний;

- экономичен в плане создания и хранения информации на одном диске;

- является «открытой системой» – можно модифицировать в процессе эксплуатации;

-  высокая доступность тиражирования.

К недостаткам электронного учебника можно отнести сложность чтения с дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой [1].

К сожалению, многие курсы дистанционного обучения не предусматривают эффективной обратной связи с преподавателем (например, использование IRC-технологий), многооконную структуру курса, не уделяют достаточно внимания дизайну Web-страниц. Многие не предусматривают и общения с преподавателем (координатором) курса даже по электронной почте. Авторы дистанционных образовательных программ указывают на проблему отслеживания и контроля выполнения заданий учащимися, особенно в тренировочных упражнениях, где задержка информации о правильности/неправильности (при отправке выполненного упражнения координатору по электронной почте) или при выборе из нескольких вариантов ответов (без контроля со стороны куратора) неблагоприятно сказывается на качестве вырабатываемого навыка [3, 5].

Вместе с тем, на ряде серверов Интернет можно уже найти курсы, в которых интерактивность встроена на уровне технологического обеспечения, что, естественно, можно считать решением до определенной степени проблемы организации дистанционного обучения под руководством преподавателя.

Технология создания электронных учебников достаточно трудоемка и включает следующие этапы:

- определение целей и задач разработки согласно руководящих документов;

- разработка структуры электронного учебника;

- разработка содержания по разделам и темам учебника;

- подготовка материалов отдельных структур электронного учебника;

- программирование;

- апробация;

- корректировка содержания по результатам апробации;

- подготовка методического пособия для пользователя.

Рассмотрим основные этапы.

Отправной точкой в создании электронных учебников являются дидактические цели и задачи, для достижения и решения которых используются информационные технологии[1]. В зависимости от целей обучения электронные учебники могут быть следующих типов:

- предметно-ориентированные для изучения конкретной дисциплины;

- предметно-ориентированные для изучения отдельных разделов дисциплины;

- предметно-ориентированные электронные тренажеры с наличием справочного учебного материала;

- электронные автоматизированные системы развития способностей [1].

Структура в общепринятом понимании (от лат. struktura – «расположение», «порядок») –совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Исходя из этого определения при разработке электронного учебника необходимо первоначально выработать его структуру, порядок следования учебного материала, вид навигации по разделам, сделать выбор основного опорного пункта будущего учебника.

Понятие о содержании электронного учебника является частью понятия содержания образования, под которым понимается система знаний, умений, навыков. При разработке содержания учебника необходимо ранжировать учебный материал:

- по степени сложности восприятия;

- по степени сложности подачи.

В ходе этой работы необходимо:

- выделить основной учебный материал;

- определить количество дополнительного материала;

- выявить связи с другими дисциплинами;

- подобрать практические разноуровневые многовариантные задания по каждой теме;

- подобрать иллюстрации, графики, демонстрации, анимационные и видеофрагменты к понятиям, формулировкам, событиям и т.д.

Сценарий электронного учебника – это покадровое распределение содержания учебного курса и его процессуальной части в рамках программных структур разного уровня и назначения.  Процессуальная часть включает в себя все то, что необходимо представить на экране монитора для раскрытия и демонстрации содержательной части[2].

В настоящее время к электронным учебникам предъявляются следующие требования:

- учебная информация должна быть структурирована согласно руководящих документов и учебной программы дисциплины;

- каждый фрагмент, наряду с текстом, должен иметь мультимедийное сопровождение;

- текстовая информация может дублировать некоторую часть «живых лекций»;

- на иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.);

- в основе изложения учебного материала должна лежать система гипертекста;

- наличие разных форм контроля.

Электронный учебник необходим для самостоятельной работы студентов, так как:

-  в мультимедийной форме предлагает изложение учебного материала, облегчая усвоение информации; 

- допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и скоростью восприятия;

- освобождает от поиска дополнительной информации и временных затрат на этот процесс, предоставляя большой объем знаний;

- предоставляет широкие возможности для самопроверки на всех этапах изучения дисциплины;

- выполняет роль бесконечно терпеливого наставника;

- развивает личную информационную культуру студентов, приучая получать информацию из многих каналов одновременно.

Электронный учебник удобен и для преподавателя потому, что позволяет выносить на занятия материл по собственному усмотрению; экономит время на проверке знаний, так как за считанные минуты обучаемые опрашиваются в электронной форме контроля знаний; позволяет организовать индивидуализировать работу со студентами.

Исследователи по-разному определяют классификацию электронных учебников. В основном, их мнение сходится, что на сегодняшний день существуют два основных направления проектирования компьютерных учебников: Internet-технологии и Case-технологии. Учебник, реализованный средствами Internet-технологии, представляет собой гипертекстовый документ. Реализуется он с помощью языков HTML (HyperTextMarkupLanguage) и Java и распространяется по сети Internet. При использовании Case-технологии учебник реализуется как отдельная программа на обычных языках программирования.

Реализованные в любой технологии мультимедийные учебники должны быть доставлены потребителю. Способ доставки также играет роль при выборе технологии изготовления. Если учебник не содержит гипертекстовых сносок на определенные информационные ресурсы Интернета и сам учебник занимает до семисот мегабайт, то лучший способ его тиражировании – лазерные диски. Если же учебник организован как система сносок на образовательные сайты, то такой учебник существует только в системе сети Интернет [4].

По типу организации и способу доставки электронные учебники бывают трех видов:

- на CD-ROM с (или без) печатного приложения;

- на сайтах в сети Интернет с (или без) печатного приложения;

- на CD-ROM, но с привязкой к некоторым сайтам, с (или без) печатного приложения.

Электронный учебник, как одно из средств достижения целей обучения, должен учитывать выработанные дидактической наукой принципы.

Термином принцип (от лат. principium – «начало», «основа») в настоящее время обозначают основание, из которого надо исходить и которым нужно руководствоваться в различных отраслях деятельности. Принципами обучения называются основные исходные положения, на которые опираются теория и практика образовательного процесса. Эти исходные положения обусловлены целями и задачами, стоящими перед обучением, а также объективными закономерностями, установленными философией и науками, изучающими человека и процесс воспитания.

В настоящее время в отечественной науке сложилась определенная совокупность принципов. Первая группа – общедидактические принципы, к которым относятся принципы активности, доступности, наглядности, систематичности, прочности знаний, научности, связи теории и практики.

Принцип активности подразумевает непосредственное участие обучаемого в образовательной деятельности под руководством преподавателя и основан на психологической закономерности, благодаря которой прочное усвоение знаний и умений возможно только при условии личной активности.

Принцип доступности регламентирует степень сложности учебных заданий, каждое из которых должно содержать не более одной новой трудности и быть доступным для выполнения обучаемыми.

Принцип наглядности означает, что используется вербальная и невербальная наглядность для лучшего усвоения учебного материала. Первая разновидность – это текст в широком смысле слова, как в устной, так и в письменной форме. Невербальную наглядность составляют схемы, иллюстрации, разнообразные звуки неязыкового характера.

Сущность принципа систематичности состоит в том, что в изложении материала присутствует определенная логическая система. В этом смысле принцип систематичности является логическим дидактическим принципом. Информация электронного учебника многоуровневая, в содержании выстроена по мере усложнения. Но гипертекстовая структура позволяет нарушать этот принцип, при необходимости изучать материал нелинейно.

Принцип прочности подчеркивает важность прочных знаний, то есть таких, которые закреплены и надолго сохранены в памяти обучаемых и создают основу для дальнейшего развития, для сознательного овладения новыми знаниями. Предлагаемые пути достижения прочности знаний – это в первую очередь отбор материала, подлежащего изучению и специальная работа, направленная на его рассудочное запоминание (логическая, смысловая переработка, активное повторение учебного материала).

Принцип связи теории и практики в свою очередь требует развития у обучаемых умения применять полученные теоретические знания в тех областях практической деятельности, которые эти знания призваны обслуживать. Выполнение данного принципа достигается введением в электронный учебник ряда контрольных заданий, например, тестов.

Электронные учебники могут применяться в вузе в двух вариантах: полностью заменять преподавателя или частично дополнять традиционное обучение.

Создание электронного учебника представляет сложную задачу. Многие электронные учебники при ближайшем рассмотрении оказываются всего лишь гипертекстовыми справочниками с мультимедийными иллюстрациями [4]. Учебник, в отличие от энциклопедии и справочника, по определению предназначен для чтения не выборочной, а всей информации, представленной в нем.

Следует различать понятия «электронный учебник» и «электронное учебное пособие». Большинство обучающих программ (тестирующие программы, компьютерные задачники, гипертекстовые справочники) являются учебными пособиями, то есть лишь вспомогательными инструментами обучения, принципиально не способными заменить традиционный учебник (не говоря уже о замене преподавателя).

Ключевую роль в электронном учебнике  играет методика, реализующая  алгоритм обучения. Электронный учебник должен работать так, чтобы автоматизировать все этапы обучения, от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал должен быть переведен в мультимедийную форму, способствующую его глубокому усвоению.


[1] Елистратова, Н.Н. Методика создания мультимедийного учебника [Текст] / Н.Н. Елистратова / Пути повышения профессионального и методического мастерства руководящего и преподавательского состава в условиях реформирования военного образования / материалы междунар. науч.-практич. конфер. – Рязань : РВВДКУ, 2009. – ч.2. –  с. 222–223.

[2] Елистратова, Н.Н. Основы формирования информационной культуры курсантов высших военных технических учебных заведений средствами мультимедиа [Текст] : монография / Н.Н. Елистратова. – Рязань : РВАИ, 2007. –с 70.


Библиографический список
  1. Елистратова, Н.Н. Методика создания мультимедийного учебника [Текст] / Н.Н. Елистратова / Пути повышения профессионального и методического мастерства руководящего и преподавательского состава в условиях реформирования военного образования / материалы междунар. науч.-практич. конфер. – Рязань : РВВДКУ, 2009. – ч.2. –  с. 222–227.
  2. Елистратова, Н.Н. Основы формирования информационной культуры курсантов высших военных технических учебных заведений средствами мультимедиа [Текст] : монография / Н.Н. Елистратова. – Рязань : РВАИ, 2007. – 101 с.
  3. Основные подходы к созданию электронных учебников для дистанционного обучения [Электронный ресурс] – Электрон. данные. – Режим доступа: http://www.courses.urc.ac.ru.
  4. Патаракин, Е.Д. Создание учебной гипертекстовой энциклопедии в среде ВикиВики: Общероссийский проект Летописи.ру [Текст] / Е.Д. Патаракин, Я.С. Быховский, Е.Н. Ястребцева. – М. : Институт развития образовательных технологий, 2006. – 32 с.
  5. Федоров, А.В.  Медиаобразование и медиаграмотность [Текст] : учеб. пособ. для вузов. – Таганрог : Изд-во Кучма, 2004. – С. 1–20.


Все статьи автора «ennbkn»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: