ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ

Бежевец Дмитрий Александрович
Муриковская средняя общеобразовательная школа
директор

Аннотация
В статье обозначены основные проблемы духовно-нравственного образования школьников и пути их решения на основе новых федеральных
государственных образовательных стандартов и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Ключевые слова: Духовно-нравственное образование в школе, Духовное краеведение, Наша новая школа, Православная культура


SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE SCHOOL - AN IMPORTANT COMPONENT OF RUSSIA

Bezhevets Dmitriy Aleksandrovich
Murikovskaya Secondary School
Principal

Abstract
The paper outlines the key issues of spiritual and moral education of schoolchildren and their solutions based on the new federal
State educational standards and national educational initiative "Our New School".

Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бежевец Д.А. Духовно-нравственное образование в школе - важная составляющая развития России // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/01/6376 (дата обращения: 18.04.2024).

В изменившихся социально-экономических условиях развития государства одной из актуальных проблем стала проблема модернизации образования. Одним из направлений развития российских школ является включение духовно-нравственного компонента в содержание программ их развития.

Однако проблема духовно-нравственного образования остается, наверное, столь же древней и до конца не разрешённой, как это было в прошлом. Воспитание в семье и педагогический процесс школы – это передача следующему поколению
накопленного духовно-нравственного опыта человечества, культуры, ценностей. Однако современное школьное образование даёт максимум теоретических знаний, отдаляя человека от духовной жизни, оно практически не заставляет его мыслить,
сконцентрировав внимание на запоминании научных фактов. Часто целью школьных воспитательных программ является подготовка вхождения человека в общество – социализация. Однако хорошо социализированные личности зачастую бывают невоспитанны. Поэтому сегодня стоит вопрос: надо ли социализировать детей в псевдокультурное общество, большая часть из которого страдает безнравственностью?

Российская школа, обладающая богатым опытом и традициями воспитания, может и должна взять на
себя заботу о духовно-нравственном облике молодых людей. Развитие общего образования – важная составляющая всего
социально-экономического развития государства. В  посланиях Д.А. Медведева к Федеральному Собранию 2008-2011 гг. образованию уделяется особое внимание: в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» президент видит основную задачу школьного образования в «раскрытии способностей каждого ученика, воспитании личности,
готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», он считает, что «надо больше внимания уделять культурному и нравственному воспитанию детей, учить их взаимоуважению и толерантности», ведь «система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации» [3].

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» даёт основные направления развития общего образования: переход на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского
корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников, расширение самостоятельности школ. С 2011-2012 учебного года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения в начальной школе, содержащие требования к школьным программам, результатам деятельности учащихся, условиям достижения этих результатов.

В соответствии с ФГОС школьному образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. В 2009 году издана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков). Согласно данной концепции, «современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2, с.14].

Позитивные изменения, произошедшие в современном обществе в последнее время, позволили открыто говорить о религии,  сделали возможным приобщение людей к национальным ценностям. В школах вводятся предметы, посвящённые изучению религиозной культуры: «Духовное краеведение», «Православная культура». По данным ВЦИОМ 75% россиян считают себя
православными. Однако, налицо утрата идеалов и ценностей русской православной культуры: 49% россиян не читали Священное Писание, религиозные обряды с той или иной частотой соблюдают две трети россиян.

Изучение нормативной документации и теоретических источников в области духовно-нравственного образования показывает, что накоплены определённые идеи, разработки, теоретические положения и концепции. Проблемы духовно-нравственного воспитания  рассматриваются в трудах философов (Н.А. Бердяева,  В.С. Соловьёва и др.), педагогов (Ш.А. Амонашвили, А.С Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др.).

Особую значимость духовно-нравственного воспитания для современной России в своих педагогических исследованиях выделяют
Э.А. Абдулатипова, А.С. Метелягин, Т.И. Петракова, В.В. Скляднева, Е.В. Цыганова и другие. Принципиальное значение для решения проблемы духовно-нравственного образования имеют работы теологического содержания, представленные трудами свт. Тихона Задонского, свт. Феофана Затворника, свт. Иоанна Златоуста, св. прав. Иоанна Кронштадского, протодиакона А. Кураева, А.И. Осипова, В.С. Соловьёва, К.Д. Ушинского. Исследованию теории и практики православной педагогики с целью духовно-нравственного образования ребёнка посвятили свои труды С.А. Ефименкова, С.Ю. Дивногорцева, Д.Н. Кравченко, А.Н. Кудряшова, Н.В. Маслов, Е.В. Шестун и другие.

Основные научные положения о духовно-нравственном образовании школьников с помощью православной культуры наблюдаются в работах С.А. Ефименковой, Д.Н. Кравченко, Н.В. Маслова, Е.В. Шестуна. Педагоги Н.Ю. Ермолаева Т.И. Петракова ведущими принципами духовно-нравственного воспитания выделяют гуманистические принципы. Гипотезу о духовно-нравственном становлении школьников через систему дополнительного внеклассного образования выдвигают C.И. Абрамов, А.Г. Адамова и др. Особое внимание на духовно-нравственный потенциал уроков литературы обращают Э.А. Абдулатипова, Л.М. Донченко и другие.

По инициативе Министерства образования Российской Федерации, 21 июля 2009 года, в 19 субъектах страны, в качестве эксперимента была введена новая образовательной гуманитарная программа «Духовно-нравственное воспитание», впоследствии переименованное в «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). В её рамках может быть выбран курс изучения основ одной из четырёх основных религиозных культур России: православной, исламской, буддийской, иудейской. Также
предлагается курс истории всех мировых религий или курс светской этики. Эксперимент посчитали успешным, и с 2012 года курс ОРКСЭ будет введён в 4-5 классах повсеместно. Данный курс призван помочь воспитанию толерантности, милосердия, поднятию духовно-нравственного уровня и сплочению россиян, ведь согласно Закону РФ «Об образовании» система образования обязана защищать и развивать национальные культуры и региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства [1, ст.2, п.2].

Таким образом, в современных условиях, в связи с актуальностью проблемы духовно-нравственного образования, учебно-воспитательная и управленческая деятельность образовательных учреждений должна быть направлена на развитие духовно-нравственных ценностей личности школьника, на привитие ему знаний о духовно-нравственной (религиозной) культуре, формирование базовой ценности «религия», так как православное христианство, ислам и другие религии России обладают мощным воспитательным потенциалом. Духовно-нравственное образование должно стать базовой основой не только педагогической деятельности школы, но и государственной политики.


Библиографический список
  1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (с послед. изм.). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
    http://www.consultant.ru/popular/edu/43_1.html#p56. Дата обращения: 10.12.2011.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования:
    проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. ― 29 с.
  3. Медведев Д.А. Послания к Федеральному Собранию 2008-2011 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/messages. Дата обращения: 23.12.2011 г.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «d»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация