ПРОБЛЕМА КРЫМА В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ (1991 – 2010)

Косов С.И.

Ключевые слова: Крым, российско-украинские отношения


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ, 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Косов С.И. Проблема Крыма в контексте российско-украинских отношений (1991 – 2010) // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6282 (дата обращения: 02.06.2017).

Как известно, отношения между Россией и Украиной складываются очень непросто, так как между нашими странами существует ряд противоречий. Одной из таких проблем и является положение Крымского полуострова в составе Украины. В данном докладе мы попытаемся определить истоки и причины конфликта и рассмотреть её развитие в контексте российско-украинских отношений.

Значение Крыма для России огромно.

Именно в Крыму, в древнем городе Корсунь (Херсонес) произошло крещение князя Владимира. Сегодня здесь находится множество православных храмов и монастырей, по-прежнему состоящих в иерархии Русской Православной Церкви.

Исторически Крым является территорией, на которой произошла значительная часть всех военных действий России за весь период ее существования – сопротивление русских князей набегам крымского ханства, азовские походы Петра Первого, Крымская война, русско-турецкие войны 18-го и 19-го столетий Великая Отечественная война. Территория Крыма изобилует памятными местами и надгробиями русских воинов, которые погибли, защищая ее.

Крымский полуостров имеет важнейшее стратегическое значение, обеспечивая доступ России к южным морям, – сегодня здесь находится база русского военно-морского флота.

Начиная с времен Екатерины Второй и до развала СССР в 1991 году в экономику, науку, инфраструктуру, оборону Крыма Россией были вложены огромные средства.

Крым – это символ государственной полноценности России. Поэтому сегодня, в момент исторического кризиса русской цивилизации, тем более важно еще раз доказать, что никаких оснований для того, чтобы утверждать о принадлежности Крыма Украине не существует, если не считать таковым нежелание российского руководства отстаивать интересы России.

Крымский полуостров со времен присоединения его в1954 г. к Украинской Советской Социалистической Республике, согласно решению, принятому генеральным секретарем КПСС Никитой Хрущевым, имел особое значение в политическом, общественном и геостратегическом положении Украины, которое серьезно отражалось на внутренних и национальных отношениях в республике в советские времена. Реституция украинской независимости в1991 г. с удвоенной силой поставила заново вопрос о статусе Крыма в рамках суверенной и демократической Украины, о положении русского населения на территории полуострова, о возвращении на малую родину ее коренных жителей – крымских татар и о взаимоотношениях с Российской Федерацией в контексте раздела Черноморского флота и будущего российских военных баз в Крыму, особенно военного порта в Севастополе. Таким образом, закладывалась основа для российско-украинского конфликта по вопросу о статусе Крыма.

Точкой отсчета, превративший Крым в регион наиболее вероятного конфликта на территории Украины, можно считать 20 января 1991 года. В этот день в Крыму состоялся референдум, в ходе которого большинство жителей полуострова высказались за восстановление Крымской АССР как субъекта СССР и участника Союзного договора[1]. После горячих дебатов Верховный совет (ВС) Украины «легализовал» результаты референдума, приняв закон о воссоздании Крымской АССР в составе Украины[2].  Таким образом  было положено начало крымскому сепаратизму,  завязан тугой узел политических, социальных, экономических проблем, осложненных к тому же возросшим межэтническим напряжением. Основными причинами последнего стало массовое возвращение в конце 80-х – начале 90-х годов крымских татар – коренного народа Крыма, депортированного сталинским режимом в 1944 г., и негативная реакция на этот процесс населения, преимущественно русского и русскоязычного. В последние годы эскалации межэтнических трений на полуострове немало способствовали местные средства массовой информации, преуспевшие в создании главного «образа врага» в лице западного украинца[3].

Позиция Киева, устремленная к полной неза­висимости и территориальной целостности молодой республики, привела к обострению украинско-российского конфликта, который длился с начала 1992 г. В центре событий оказались российские территориальные притязания, сформулированные в адрес Украины (Донбасс и Крым), особенно российские требования проведения ревизии статуса Крыма, в котором проживает российское большинство.

Напряженная ситуация вокруг Крыма привела к росту ксенофобных и националистических настроений среди русских жителей полуострова. В результате, по инициативе коммунистов, 26 февраля 1992 г. было принято решение об изменении названия Крымской Автономной ССР на Республику Крым, а в новой Конституции, ко­торую подготовил Верховный Совет Республики Крым, не было указано, что она является частью Украины. Это, естественно, означало открытый вызов властям Украины, тем более, что в начале 1991 г. было основано Республиканское движение Крыма во главе с Юрием Мешковым, базой которого являлась коммунистическая номенклатура, заметно поддерживаемая Москвой. В результате этих событий в 1991 г. Республиканское движение Крыма открыто провозгласило присоединение последнего к Российской Федерации и вступление независимой республики в новый союз. С марта 1992 г. программа движения предусматривала провозглашение независимости Крыма, который затем должен был присоединиться к Содружеству Независимых Государств[4]. Республикан­ское движение Крыма намеревалось даже организовать собственные военные подразделения среди военных, которые не приняли присягу на верность Республике Украине. До апреля1992 г. было собрано 25 тыс. из 180 тыс. подписей, необходимых для проведения референдума по вопросу отделения Крыма от Украины, дату которого назначили на 2 августа. Однако 5 мая Верховный Совет Крыма 340 голосами против 6 провозгласил его независимость и принял конституцию.

Естественно, эти действия нашли понимание и поддержку России, Верховный Совет которой 23 января1992 г. поручил МИД и парламентской комиссии рассмотреть, соответствовало ли постановление о передаче Крыма конституции.

3 апреля 1992 г. вице-прези­дент России Александр Руцкой констатировал, что Крым должен вернуться в Россию, но 13 мая Верховный Совет Украины признал противоречащими конституции постановления от 5 мая, а также касающиеся референдума и потребовал их отмены до 20 мая[5]. Соглашение между президентами Леонидом Кучмой и Борисом Ельциным, а также переговоры делегации Верховного Совета Украины в Москве убедили русских коммунистов в том, что они не добьются поддержки Кремля. В связи с этим Верховный Совет Крыма принял украинский ультиматум. Российский Верховный Совет подчеркнул, что он не предъявляет территориальных претензий на Крым, и признал передаточный акт его Украине недействительным в правовом аспекте, что было равносильно поддержке возможной независимости полуострова. Кризис в украинско-российских отношениях на фоне будущего Крыма был улажен, и с мая1992 г. можно было даже заметить отчетливое ослабление напряжения в отношениях между Крымом и Украиной. 30 июня Верховный Совет Украины предложил Крыму широкую автоно­мию в обмен за отмену референдума. Верховный Совет Крыма 9 июля отказался от референдума.

Верховный Совет Крыма, в кото­ром было подавляющее большинство русских, в августе1992 г. признал государственными три языка: русский, украинский, крымско-татарский, при этом обучение в школах должно было вестись на одном из этих языков, а русский язык получил статус официального. Казалось, что дальнейшей интеграции полуострова с украинским государством послужат одобренные 25 сентября1992 г. в Верховном Совете Крыма изменения и дополнения в Конституции Крыма, ведущие к приспособлению правовой системы Крыма к принятой конституции Украины. В ней нашлись нормы, устанавливающие, что Республика Крым является «государством в составе Украины», а также разделение компетенции между властями Украины и Республики Крым. Дальнейшему процессу нормализации политической и общественной ситуации в Крыму помешали сепаратистские стремления русских жителей полуострова, которые 20 сентября во время съезда Республиканского движения Крыма решили распустить организацию, а затем создали Русскоязычное движение Крыма. Одной из приоритетных целей этого движения было обеспечение для жителей полуострова двойного гражданства: российского и украинского. С этого момента вопрос о двойном гражданстве стал главным требованием крымских россиян, которое сразу же подхватили и поддержали влиятельные группы Кремля.

Действия русских жителей Крыма привели к сотрудничеству украинской и татарской общественности полуострова, обеспокоенных перспективой отрыва Крыма от Украины и принужденной русификации. Несмотря на тревожные сигналы из Крыма, президент Леонид Кравчук и Верховный Совет Украины под влиянием коммунистов заняли пассивную позицию, концентрируя свое внимание на проблеме Черноморского флота, а не Крыма. Позиция властей в Киеве вызвала опасения у крымских татар, которые 17 марта 1992 г. организовали демонстрацию перед зданием Верховного Совета, требуя более жесткой реакции украинских властей по отношению к русским сепаратистским тенденциям в Крыму. Прозвучали следующие требования: распустить Верховный Совет, вернуть территориальную и национальную автономию татарам, ликвидировать автономию Крыма по территориальному принципу, помочь татарам вернуться на полуостров, прекратить продажу земли исключительно россиянам и, прежде всего, ограничить участие Меджлиса в решении этих проблем. Эхо демонстрации та­тар в Киеве вскоре дошло до Симферополя и Алушты, где в октябре 1992 г. произошли столкновения татарских жителей с милицией[6].

Дальнейшее обострение политической ситуации и рост взаимной неприязни последовали после того, как 9 июля1993 г. российский Верховный Совет признал акт передачи Крыма Украине1954 г. недействительным и провозгласил Севастополь российским городом. Этот политический манифест Москвы был принят в Киеве как враждебный акт. 20 июля1993 г. в специальной резолюции Совета Безопасности ООН декларация российского Верховного Совета была осуждена.

Весной1995 г. новый украинский президент Леонид Кучма, используя вовлечение России в чеченский конфликт, склонил Верховный Совет Украины к ликвидации предусмотренного законом поста президента Крыма и отмены крымской конституции, отдаляя тем самым отделение полуострова. В результате принятых решений в Киеве правительство автономии было подчинено президенту Украины, а украинские власти в торжественной обстановке подтвердили статус автономии Крыма.

21 октября1998 г. крымский парламент принял новую конституцию, которая 23 декабря1998 г. была утверждена Верховным Советом Украины. Уже в первой статье Конституции Автономной Республики Крым можно было найти запись о принадлежности по­луострова к Украине как ее неотъемлемой части и о подчинении ее правовым актам. Конституция гарантировала защиту прав человека и национальности, а в языковом вопросе ввела принцип дуализма, т.е. русско-украинское двуязычие. Согласно Конституции, автономия не имела самостоятельной системы правосудия, а использовала украинскую территориальную систему. Кроме того, Конституционный Суд Украины имел решающее значение при проверке соответствия крымской конституции и других нормативных актов украинской конституции. Символическим проявлением крымской независимости было, согласно Конституции, принятие гимна, флага и герба автономии.

Окончательно украинско-российские переговоры завершились 31 мая1997 г. подписанием Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, а 28 мая премьер-министры Украины и России подписали выгодный для Украины пакет договоров, касающийся окончательного раздела Черноморского флота и принципов аренды Россией военной базы в Севастополе.

До полной нормализации украинско-российских отношений было, однако, очень далеко, в связи с нерешенной проблемой государ­ственных границ, с не завершенным процессом делимитации и блокирования Кремлем окончательной демаркации.

Другой, в последнее время чрезвычайно актуальной проблемой в отношениях Украины с Российской Федерацией остается вопрос двойного гражданства.. Правда, Верховный Совет Украины еще 8 октября 1991 г., во время провозглашения независимости, принял Закон о гражданстве, который исключал возможность двойного гражданства (дополнения к закону приняты в апреле 1997 г.). Новый закон от 18 января 2001 г. ввел правовые нормы, в которых указывалось, что на Украине административно-территориальные единицы не могут вводить собственного гражданства[7]. Принятие нового закона лишило власти Автономной Республики Крым надежды на введение крымского гражданства, в чем особенно было заинтересовано русскоязычное население полуострова.

В украинско-российских отношениях, сложных и вызывающих многочисленное напряжение, крымский вопрос занимает особое место, являясь как бы классическим примером трудностей в современных международных отношениях, вызванных национальными проблемами. Вопрос о правовом положении национальных меньшинств или этнических групп перед лицом возрастающих сепаратистских тенденций в разных регионах мира в ближайшие годы будет, несомненно, как орудием воздействия, так и показателем достоверности государств в динамично меняющемся международном окружении, находящем свое выражение в пересекающихся стратегических и геополитических интересах держав. Это явление усилилось после распада Советского Союза и декомпозиции биполярной системы в мире, охватив не только вновь сформировавшиеся государства и страны бывшей Югославии, но также и некоторые западноевропейские страны, страны Южной Америки и Азии.


Библиографический список
  1. http://science.rggu.ru/section.html?id=4673
  2. Предпосылки стабильного развития Крыма. К 225-летию Черноморского флота и Севастополя: Материалы научно-практической конференции. – Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ). – М., 2008. –  С. 15.
  3. Материалы «круглого стола» «Русскоязычная Украина: возможности и проблемы консолидации» (Москва, 27 апреля 2009 года). – Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом. Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ). – М., 2009. –  С. 41.
  4. http://geopolitica.ru/News/5249/
  5. Украина, информационно-аналитический мониторинг № 12, 200. – С. 31
  6. http://www.perspektivy.info/misl/koncept/
  7. Украина, информационно-аналитический мониторинг № 17, 2008. – С. 24


Все статьи автора «ivan1989»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: