УДК 37

МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Махов С.Ю.
Госуниверситет – УНПК
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Туризм, рекреация и спорт»

Аннотация
Нами определена необходимость создания модели формирования стратегии личной безопасности субъекта с учетом комплекса организационно-педагогических условий.

Ключевые слова: личная безопасность


MODELING PERSONAL SAFETY STRATEGY

Mahov S.U.
Gosuniversitet – UNPK
Ph.D., assistant professor of "Tourism, recreation and sport"

Abstract
We have identified the need to create a model of the formation of the subject of personal safety strategies, taking into account the complex organizational and pedagogical conditions.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Махов С.Ю. Моделирование стратегии личной безопасности // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6165 (дата обращения: 02.06.2017).

Моделирование, как отмечает В.А. Сластенин, это материальное или мысленное имитирование реально существующей педагогической системы путём создания специальных аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации функционирования этой системы. Метод моделирования помогает представить изучаемый объект в его целостном виде, в системе. Под «моделированием» мы понимаем исследование объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов, явлений, процессов.

Прежде чем приступить к моделированию системы формирования стратегии личной безопасности, нами были определены ее границы. Объектом моделирования в нашем случае выступает прикладная подготовка субъекта, а предметом – процесс формирования стратегии личной безопасности субъекта.

Рассматривая процесс формирования стратегии личной безопасности субъекта как образовательную систему, сконструированная модель представляется как сложная система, состоящая из взаимосвязанных элементов: цели, принципов, структурных компонентов, условий, стратегий обеспечения личной безопасности и технологии реализации (рис. 1).

 

Рис. 1. Модель формирования стратегии личной безопасности

Анализируемая модель определяется социальной необходимостью в обществе на обеспечение личной безопасности человека и служит ориентиром готовности субъекта к взаимодействию с агрессивной средой. В качестве цели рассматриваемой нами модели выступает формирование стратегии личной безопасности субъекта во взаимодействии с агрессивной средой.

Цель рассматривается в модели, прежде всего, как необходимое право субъекта. Поэтому нами был спроектирован такой процесс формирования, который побуждал бы субъекта к обеспечению личной безопасности во взаимодействии с агрессивной средой.

Значимым элементом модели являются ее структурные компоненты, рассмотренные выше: мотивационно-личностный, когнитивный, эмоционально-волевой, организационно-деятельностный, физический.

Для реализации модели был выбран личностно-деятельностный подход, который позволяет учитывать в образовательном процессе индивидуальные особенности субъекта, реализуя данные через содержание и форму учебных занятий, характер взаимодействия и взаимоотношений. Деятельностный компонент технологии раскрывает способы усвоения учебного материала и особенности развития мотивационной активности субъекта обучения.

Реализация модели формирования стратегии личной безопасности субъекта реализуется через три основных этапа: мотивационный, содержательный, диагностический.

На первом (мотивационном) этапе формирования стратегии личной безопасности субъекта системообразующую функцию выполняет мотивационный компонент готовности. Цель этого этапа – выявление уровня готовности субъекта, затруднений и их причин в развитии стратегии личной безопасности. Задачи: 1) совместное обсуждение предполагаемых результатов; 2) формирование потребности у субъекта в специализированных знаниях; 3) раскрытие смысла и содержания личной безопасности; 4) распределение функциональных обязанностей; 5) формирование общей цели, задач, мотивов. Для этого используются такие средства, как тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа.

Второй (содержательный) этап формирования стратегии личной безопасности субъекта имеет целью создание условий для самосовершенствования субъекта в обеспечении личной безопасности. При этом решается комплекс следующих задач: 1) проведение текущей диагностики; 2) реализация разработанных программ по созданию условий для самосовершенствования субъекта в обеспечении личной безопасности; 3) анализ и рефлексия процесса реализации программы. Показателями завершенности этого этапа являются способность выдвигать и обосновывать собственный подход к решению конкретной задачи безопасности; умение рефлексировать и оценивать перспективы конкретной стратегии и тактики самообороны. Приоритетными на этом этапе становятся когнитивный и организационный компоненты боевой подготовки. Средствами решения поставленных задач являются тренинги, дискуссии, индивидуальные и групповые консультации, с помощью которых субъект приобретает опыт самопознания, самопонимания циклов боевой подготовки.

На третьем (диагностическом) этапе формирования стратегии личной безопасности субъекта функциональную нагрузку несет его эмоционально-волевой и физический компоненты. Цель этого этапа – выработать волевой компонент боевой подготовки. Задачи этого этапа заключаются в выработке натренированности и развитии осо­знанной нравственной рефлексии, чувственного переживания и восприятия, которые детерминированы результатом проявления личной ответственности в решении задач личной безопасности. Проводятся итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия. Средствами достижения планируемых результатов являются анкетирование, тестирование, сдача контрольных нормативов, спецкурсы «Личная безопасность», «Самооборона».

Реализация модели формирования стратегии личной безопасности субъекта проходит на основе выделенных принципов. Принципом, с точки зрения педагогики, можно считать только тот вывод, который основан на выявленной, подтвержденной и объясненной закономерности или зависимости.

Нами были выявлены закономерности подготовки субъекта и вытекающие из них принципы.

1. Зависимость результатов готовности субъекта от степени их активности (принцип активизации самообучения субъекта в овладении активной самообороной).

2. Зависимость эффективности подготовки субъекта от морально-психологического климата в коллективе, системы сложившихся в нем отношений и характера общения (принцип создания благоприятных условий подготовки, который преду­сматривает развитие интереса к активной самообороне, культа учебы, создание организационно-методических условий).

3. Зависимость потребности в комплексном обновлении содержания учебных дисциплин по личной безопасности от недостаточной способности отдельной части преподавателей к проектированию такого содержания (принцип комплексности).

4. Зависимость субъекта от необходимости уважения и самоценности личности  (принцип доверия, открытости).

Технология формирования стратегии личной безопасности субъекта посредством боевой самообороны, как эффективной технологии выживания, определяется действием выделенных нами требований: адекватности реагирования, индивидуальной адаптивности, атакующего поражения, психической саморегуляции.

Нахождение субъекта в экстремальной ситуации с точки зрения обеспечения собственной безопасности в наибольшей мере подчиняется требованию адек­ватности. Требование адекватности реагирования основано на способности обеспечения личной безопасности, соответствуя с действиями противника с максимальным поражением его боеспособности и минимальным ущербом для себя. В реальном уличном столкновении можно выжить самыми различными способами. Главное в любых ситуациях не терять присутствие духа, если надо, отступить, а когда потребуется – вступить в схватку. Лишь тот, кто способен принимать правильные (адекватные) решения в экстремальной ситуации, может научиться безопасному существованию. Поэтому, истинным ключом к выживанию является адекватность реагирования.

Требование индивидуальной адаптивности реализуется через способы применения техники в соответствии с возможностями конкретного субъекта. Лучше всего что-либо знать и делать может только тот, для кого эти знания и действия являются внутренней, естественной природой, а не тот, кто заучил или освоил что-то не благодаря, а вопреки своей природе. То, что в жизни хорошо и естественно для одного, совсем не обязательно подходит другому и, тем более, всем. Главное заключается в самом человеке, а не в системе, что позволяет каждому субъекту создать собственный и неповторимый стиль самообороны.

Требование атакующего поражения детерминируется неспособностью человека адекватно реагировать на неожиданную ата­ку в пределах дистанции поражения. Ключом к выполнению результативной атаки является дистанция поражения, которая ограничена пределами досягаемости вытянутых рук и ног человека в зависимости от возраста, уровня его развития и психофизичес­кого состояния. В противном случае, контроль зоны пространства за границами вытянутых рук или ног требует участия всего тела, которое должно вытянуться в направлении атакуемой цели. Это движение в несколько раз продолжительнее, чем быстрота удара рукой или ногой, и поэтому против­ник успеет среагировать на атаку и нейтрализовать ее. Другими словами, скорость удара намного превышает скорость реакции субъекта на проводимую против него атаку. Следовательно, неожиданная атака на опережение в переделах дистанции поражения, становится неотразимой.

Требование психической саморегуляции является доминирующим требованием в обеспечении личной безопасности. Данное требование развивает способности студента к саморегуляции психических процессов и эмоционального состояния. Основная цель психической саморегуляции (психосаморегуляция) – оптимальное использование резервных возможностей студента в процессе их деятельности. С помощью психосаморегуляции субъект может решать важные задачи не только в обеспечении личной безопасности, но и в любой деятельности. Основными из них являются:

- овладение навыками самоконтроля психического состояния;

- повышение эффективности восстановления работоспособности;

- оптимизация процесса освоения и закрепления технико-тактических действий и поведенческих реакций;

- совершенствование настройки на обеспечение личной безопасности.

Формирование стратегии личной безопасности – это сложный, поэтапный процесс, который зависит от организационно-педагогических условий, определяющих результативное формирование умений и качеств личности. С одной стороны, организационно-педагогические условия являются относительно самостоятельными, а с другой, они взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Отсутствие одного из них, несомненно, скажется на получаемом результате.



Все статьи автора «stas»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: