ЗАХАРОВА Н.С. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СТЕКОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


ЗАХАРОВА Н.С. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СТЕКОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6129 (дата обращения: 02.06.2017).

Российская экономика все активнее вовлекается в процессы глобализации мировой экономической системы. Это выражается в тесных торговых связях крупных и средних российских компаний с зарубежными партнерами, в активной инвестиционной деятельности отечественного бизнеса, в динамичном притоке иностранных инвестиций в страну. Участие в этих процессах оказывает влияние и на развитие внутреннего рынка, стимулируя внедрение новых технологий, услуг и продуктов.  В настоящее время Россия завершает процесс присоединения к ВТО, что приведет к еще большой открытости ее экономики.
На данный момент сложилась ситуация, когда единственная роль страны на мировых рынках заключается в поставке энергоресурсов и сырья для развития других стран. Эта ситуация, устраивающая торговых партнеров России, к сожалению, катастрофическая для нее самой.
В связи с этим проблема глобальной конкурентоспособности российских предприятий, стоящая достаточно остро, вышла на первый план. Конкуренция становится более жесткой, увеличивается количество игроков, играющих значимую роль в мировой экономической системе.
На сегодняшний день, проблемы стекольной отрасли в России практически не исследуются. Не существует институтов, выпускающих специалистов для этой отрасли, издается очень мало литературы по данной тематике. А между тем, проблем в отрасли очень много: это и недостаточная конкурентоспособность российской продукции, и неудовлетворительное состояние минерально-сырьевой базы, и таможенная политика государства, перекрывающая стране доступ на мировые рынки стекла. Все эти проблемы являются значимыми не только для предприятий отрасли, но и для экономики России в целом, однако им не уделяется должного внимания.

Ключевые факторы, определяющие конкурентоспособность предприятий по производству стекла
Структура российского рынка листового стекла
Листовое стекло является базовым продуктом и представляет собой стекло, толщина которого намного меньше ширины и длины. Оно изготавливается методом вертикального вытягивания или методом непрерывного проката без какой-либо дополнительной обработки. Листовое стекло делится на:
Флоат-стекло (термополированое) – стекло, изготовленное методом термического формирования на расплаве металла (флоат-метод), характеризуется равномерной толщиной, прекрасным качеством поверхности, малыми оптическими искажениями. Применяется в качестве готового продукта для остекления светопрозрачных конструкций, а также в качестве полуфабрикатов для изготовления изделий из него: стекло с покрытиями, упрочненных стекол, многослойных стекол, стеклопакетов и др. Может быть бесцветным, окрашенным в массе (тонированным) и особо прозрачным.
ВВС (стекло вертикального вытягивания) – стекло, изготовленное методом вертикального вытягивания. По сравнению с термополированым стеклом, оно характеризуется относительно низким качеством поверхности и большими оптическими искажениями. Применяется для остекления объектов, к которым не предъявляются высокие требования по оптическим искажениям (объекты хозяйственного назначения: склады, теплицы, окна в жилых зданиях и т.д.) Изготавливается так же, как и флоат-стекло, по ГОСТ 111.
Флоат-стекло и стекло ВВС являются основными сегментами стекольного рынка и их соотношение составляет 75% к 25%.

Примерно 65%, включая импорт стекла из Китая, занимает продукция иностранных фирм, построивших заводы на территории России: компании «AGC Flat Glass» (Эй Джи Си Флэт Гласс), «Pilkington» (Пилкингтон Глас) и «Guardian» (Гардиан). Объем чистого импорта из стран ближнего и дальнего зарубежья составляет по разным оценкам 22-27%.
Около 30% рынка приходится на крупных российских производителей. «Саратовстройстекло», «Салаватстекло»; 5% относится на прочих мелких производителей. Китайские производители занимают долю рынка до 15%.
Очевидно, что на текущий момент рынок стекла в России полностью монополизирован иностранными компаниями.
В настоящее время в России действует 11 предприятий производящих листовое стекло. Большая часть предприятий выпускает флоат-стекло, четыре предприятия выпускают листовое стекло, произведенное методом вертикального вытягивания.
По данным на сентябрь 2011 г. загрузка заводов по производству листового стекла достигла 81%. По оценкам Росстат, в 2009 году загрузка составляла 98%. Снижение связано, прежде всего, с переходом части заводов на флоат-технологию, и реконструкцией действующих мощностей на некоторых заводах.
Сегмент производства чистого флоата является самым емким, но малочисленным сегментом. Данный бизнес является затратным по объемам капиталовложений, в результате чего, компаний, присутствующих здесь существует не более 11.
Основные данные о производителях флоат-стекла приведены в Таблице 1.
Таблица 1
Производственные мощности стекольных заводов
Фирма Субъект РФ Объем производства, тыс.т Количество флоат-линий Дата пуска
ООО «Эй Джи Си Флэт Глас Клин» Московская область 440 2 16/09/2005
ООО «Пилкингтон Глас»   240 1 14/02/2006
ООО «Гардиан Стекло Рязань» Рязанская область 225 1 август 2008
ОАО «Эй Джи Си БСЗ» / Борский стекольный завод Нижегородская область 440 2 2000-2002
ОАО «Саратовстрой-стекло» (объединенные стекольные заводы Саратова) Саратовская область 320 2  
ОАО «Саратовский институт стекла»   35 1  
ОАО «Салаватстекло» Республика Башкортостан 375 2 2005-2007
Самый крупный из них, AGC Flat Glass Europe (ранее «Glaverbel») ведет деятельность по производству и переработке листового стекла для нужд строительной отрасли (внешнее и интерьерное остекление), а также для других специализированных отраслей, таких как машиностроение. Компания является европейским подразделением AGC (Asahi Glass Company) Flat Glass – мирового лидера в производстве листового стекла.
Кроме того, регулярно появляются сообщения о планах по строительству новых заводов, некоторые из которых, подтвержденные официальными заявлениями, приведены в Таблице 2.
Таблица 2
Проектируемые стекольные заводы
Компания
Предполагаемый объем производства, т/сутки
Объем инвестиций
Регион
Пуск
ЗАО «Евростекло»




Фирма Henry F. Teichmann Inc.(США)
2 линии по 600
$275 млн. (для запуска 1 линии)
Республика Дагестан
2011 г. (1-я линия)
Gardian Industries Corp., США
750-800
$200 млн.
Ростовская область
2012
AGC Flat Glass Europe SA
600
150 млн Euro

2012

Гораздо большее число компаний сосредоточено в сегменте обработки. Эти фирмы осуществляют следующие виды работ:
Резка стекла, обработка кромки, сверление отверстий;
Закалка и изготовление специального стекла;
Производство стеклопакетов.
Кроме производителей и переработчиков структуру рынка стекла дополняют торговые организации и конечные потребители. К ним относятся строительные компании, производители мебели, дверей и перегородок.
На данный момент, по информации AGC Flat glass, мировой спрос на листовое стекло составляет примерно 45 млн.т. в год (данные 2009 года), практически 50 %  которого поставляется из Азии, 28% из Европы и 15% из Северной Америки. Из всего объема производимого стекла 70% используется в строительной отрасли, 20% идет на отделку интерьеров и декорирование, а 10% находит свое применение в автомобилестроении.
При этом Москва и Санкт-Петербург потребляют около 60% всего общероссийского объема.
Емкость рынка Санкт-Петербурга эксперты оценивают на уровне 30 млн. кв. м в год, рынок Москвы занимает около 40% от всего российского объема потребления, что составляет 120 млн. кв.м.
Развитие российского рынка листового стекла напрямую связано с объемами строительства жилой и коммерческой недвижимости в России. На территории России в строительном сегменте промышленной переработки стекла действует более 2000 компаний. На долю строительного комплекса в России приходится более 70%.
Согласно данным Росстата в прошлом году было введено в эксплуатацию 714,1 тыс. квартир общей площадью 60,4 млн.кв. метров, что составило 119,4% к соответствующему периоду предыдущего года.
Наибольшие объемы жилищного строительства осуществляются в Московской области, где введено 12,6% от сданной в эксплуатацию общей площади жилья по России в целом, Москве – 8,0%, и Санкт-Петербурге – 4,4%. Суммарный объем введеной в эксплуатацию общей площади жилья в этих субъектах Российской Федерации составит 49,2%
Данные о вводе в эксплуатацию жилых площадей позволяет сделать вывод, что спрос на стекло, используемое в строительстве, неуклонно возрастает.
На рынке стекла в России в настоящее время сложились условия, позволяющие привлечь самые передовые западные технологии для организации производств новых  видов стекол непосредственно на территории страны. Так, уже сейчас, в рамках развития линейки выпускаемой в России продукции, группа AGC запустила производство многослойного стекла (триплекса), линию по производству современного декоративного стекла (Matelux).
Для ведущих компаний-переработчиков листового стекла характерным является:
-оснащение предприятий новейшим высокопроизводительным оборудованием;
-переработка стекла jumbo размера (3210х6000 мм);
-производство изделий большого формата, позволяющих удовлетворять самые разнообразные запросы потребителей;
-термическая выдержка закаленного стекла для предотвращения спонтанного разрушения (печи Heat Soak Test), позволяющая получить конкурентные преимущества при участии в тендерах на остекление высотных зданий, сложных и уникальных объектов.
Резюмируя все вышесказанное, можно заключить следующее:
-российский рынок стекла характеризуется нестабильностью;
-спрос колеблется, в зависимости от текущей экономической ситуации;
-основной движущей силой развития стекольной отрасли является строительство;
-увеличение объемов гражданского строительства позволяет надеяться на дальнейшее увеличение объемов производства стекла в России.

Основные проблемы российской стекольной промышленности
Анализ факторов, ограничивающих развитие стекольной промышленности
Основными направлениями развития международных экономических отношений, начиная с 70х годов XX века, стала глобализация экономики, которая в полной мере проявилась в стекольной промышленности. Международные хозяйственные связи превратились в инструмент перераспределения ресурсов и повышения эффективности производства в глобальном масштабе. Это привело к развитию следующих тенденций в мировом производстве стекла:
Усиление роли крупных интернациональных компаний на мировых рынках;
Обострение конкуренции на рынках продукции с высокой добавленной стоимостью;
Распространение применения национальных защитных мер во внешней торговле;
Активизация работ по снижению затрат на производство (при этом самые затратные виды производств перенеслись в страны, обладающие дешевыми природными, энергетическими ресурсами и рабочей силой, обеспечивающими минимальные налоговые и транспортные издержки).
Следует отметить, что все вышеперечисленные явления, положили начало одной из главных негативных тенденций в российской стекольной промышленности – вытеснение российских предприятий с рынков стекла.
Что касается тенденции вытеснения, следует отметить, что на внешнем рынке основными способами воздействия являются различные тарифные и нетарифные ограничения. В основном, государства-экспортеры регулируют рынок посредством таможенным пошлин. Это значит, что, повышая пошлины на ввоз стекла они, тем самым, уменьшают объемы импорта. Именно поэтому такие крупные экспортеры, как Англия, Франция и Япония, имеют очень сложную, многоуровневую систему регулирования таможенных пошлин и высокие пошлины на ввоз промышленной продукции. В противоположность им, правительство России только недавно осознало необходимость повышения таможенных ставок для развития промышленности. Наша таможенная система пока находится в стадии усовершенствования, и, существующие на данный момент, низкие пошлины на ввозимую в Россию промышленную продукцию, оборудование для отрасли, стекло и изделия из стекла, с высокой добавленной стоимостью, способствуют интервенции европейского стекла на российский рынок.
Такое отношение государственной власти к защите интересов отечественной стекольной промышленности привело к тому, что на данный момент крупным предприятиям-потребителям и обработчикам стекла гораздо выгоднее привозить стекло из Европы и Китая, чем поддерживать отечественного производителя.
В основном, листовое стекло импортируется из стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Германия, Финляндия, Польша, Бельгия, Чехия, Швеция, Венгрия, Турция), Азии (Иран, Китай, Япония, Южная  Корея), США и СНГ (Беларусь, Украина, Киргизия). Ключевыми поставщиками являются Китай и страны ЕС – на их долю приходится почти 70% поставок. Основная масса импортного стекла произведена по технологии вертикального вытягивания и не может конкурировать со стеклом, произведенным в России по флоат-технологии. На территории России листовое стекло поставляют более 20 китайских заводов. Практически все листовое стекло из Китая реализуется на востоке РФ, где отсутствуют российские производители. Чуть менее 20% импортных поставок приходится на Европу и США.
Отечественные предприятия сейчас существуют только за счет мелких дилеров, чьи объемы продаж не позволяют импортировать стекло. При этом, именно высокие таможенные пошлины других стран, препятствуют увеличению объемов экспорта российского стекла.
Еще одним существенным ограничением развития стекольной промышленности является недостаточный уровень конкурентоспособности ее продукции, вследствие которого российские предприятия вытесняются с международных и региональных стекольных рынков.
Технологический уровень стекольных производств в России низок в сравнении с промышленно-развитыми странами. Только 30% применяемых в стеклоиндустрии технологических схем соответствуют современному мировому уровню, а 28% являются устаревшими и не имеют резервов для модернизации. Недостаточно высокий технологический уровень производств обуславливает значительное отставание по ряду основных технико-экономических показателей российской стекольной индустрии:
Средняя энергоемкость варки стекла выше на 20-30%
Средняя производительность труда ниже в 1,5-2 раза
Суммарное удельное негативное воздействие на окружающую среду – выше в 2 раза.
Выбор дальнейшего пути развития настоятельно требует коренных преобразований в области повышения конкурентоспособности, организационной перестройки существующей системы производства и управления.
Необходимый подход – реструктуризация, процессное взаимодействие представителей сферы обеспечения конкурентоспособности и деятельности промышленного бизнеса, призванных облегчить адаптацию промышленных предприятий в условиях динамичной, сложной и неопределенной внешней среды посредством своевременно проводимых изменений в структуре, производстве, капитале, собственности, системе управления персоналом.
В этих условиях задача государства – стимулировать прогрессивные технологические сдвиги и создавать условия для перехода стекольной промышленности на инновационный путь развития. Решение этой задачи предполагает с одной стороны, стимулирование внедрения ресурсосберегающих и природоохранных технологий путем разработки и утверждения прогрессивных технологических нормативов выбросов и сбросов веществ в окружающую среду для стекольных предприятий. С другой стороны, учитывая нехватку у предприятий средств на инвестиционные цели (удельные инвестиции в Российской стекольной отрасли в 2-3 раза меньше, чем у зарубежных конкурентов), необходимо создание благоприятных условий для предприятий осуществляющих техническое перевооружение. В этой связи целесообразно отменить пошлины на импортируемое оборудования для стекольной промышленности, не производимое в России, а так же разработать механизм предоставления налоговых и иных льгот, предусмотренных Федеральным законом «Об охране окружающей среды» при внедрении технологий, обеспечивающих существенное улучшение экологической ситуации. Инновационное развитие стекольной промышленности предполагает реализацию комплекса мер по реформированию и развитию отраслевой научной сферы, в частности, создание отраслевого центра науки и высоких технологий в области стекольной промышленности, по концентрации отраслевого финансирования на важнейших инновационных проектах и привлечением стороннего финансирования.
При этом целесообразно осуществление точечных мер по поддержке в том числе, в виде долевого участия государства, проектов освоения производств высокотехнологических импортозаменяющих видов стекольной продукции.
Одной из причин недостаточной конкурентоспособности отечественных изделий из стекла является сложное состояние минерально-сырьевой базы.
Важным фактором развития стекольной промышленности с позиции ее ресурсного обеспечения является расширение использования вторичного сырья.

Мероприятия по оздоровлению российского стекольного рынка
Конкурентоспособность продукции стекольной отрасли во многом предопределяется стоимостью продукции и услуг отраслей-монополистов: электроэнергетики, газовой промышленности, железнодорожного транспорта. Доля затрат на услуги этих монополий достигает 30-35%. В перспективе указанные отрасли монополисты предполагают повысить цены на свою продукцию и услуги в 1,5-2 раза в сопоставимых ценах.
В условиях, когда структурная перестройка стекольной промышленности не завершена и энерго-ресурсоемкость производств остается более высокой, чем у зарубежных производителей, дальнейший рост цен и тарифов естественных монополий неизбежно превратит подавляющее большинство предприятий стекольной промышленности в убыточные. Это приведет к вынужденному резкому сокращению объемов производства, увольнению десятков тысяч трудящихся и осложнению социальной обстановки. В этой связи, становится очевидной необходимость вмешательства «СтеклоСоюза» (Национального Объединенного Совета предприятий стекольной промышленности), созданного в 1999 году именно в целях решений актуальных задач, стоящих перед предприятием отрасли.
В данной ситуации его задачей будет являться недопущение сокращения объемов производства.
Правительству уже необходимо в целях оптимизации цен и тарифов на продукцию и услуги отраслей-монополистов и обеспечения роста производства на предприятиях отрасли установить пределы роста цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на среднесрочную перспективу (4-5 лет) на основе единой методики.
Важнейшим направлением государственной промышленной политики в отношении стекольной отрасли на современном этапе является создание таких общих условий для работы предприятий отрасли, которые бы соответствовали условиям развития в странах – крупнейших участниках мирового рынка стекла. В контексте этой задачи обеспечение конкурентоспособности стекольной промышленности России на мировом рынке предполагает реализацию ряда государственных мер в области налоговой, таможенной и тарифной политики, а так же внешней торговли.
Вторым важным направлением государственной промышленной политики в отношении стекольной отрасли должна стать разработка и создание специальной программы действий, направленных на стимулирование собственного производителя. Эта цель может реализоваться посредством восстановления льгот по прибыли на капитальное строительство, ускорения возврата НДС по экспорту, расширения внутреннего спроса на импортозаменяющую продукцию, налогового поощрения инновационной деятельности в производстве и в процессе реструктуризации предприятий.
В этих условиях необходимо реализовать комплекс мер по защите национальных производителей на внутреннем рынке стекла, используя при этом распространенные в международной практике инструменты государственного регулирования. В первую очередь, нужно расширить практику применения тарифных и нетарифных мер для сокращения объемов необоснованного импорта стеклопродукции, машин и оборудования, причем большое значение имеет оперативность применения этих мер в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. Важнейшими факторами дальнейшего увеличения внутреннего рынка стекла является необходимость обновления основных фондов практически во всех подотраслях стекольной промышленности и привлечение для этих целей инвестиций государства на льготных условиях, через механизмы налоговых освобождений для банков и инвестиционных компаний. Модернизация основных фондов позволит успешно конкурировать с западными монополиями высококачественной отечественной продукцией, увеличивать собственное производство, заменяя экологически вредные для здоровья населения пластиковые контейнеры, организовать повторное использование стеклянной тары и производить глубокую промышленную переработку плоского стекла. Развитие ситуации на Российском рынке стекла будет зависеть от эффективности усилий предпринимаемых крупными компаниями по увеличению объемов производства.
В целях защиты отечественных производителей необходимо активизировать переговорный процесс по вопросам обеспечения доступа российского стекла на внешние рынки. Однако в долгосрочной перспективе для сохранения высоких объемов экспорта российской стеклопродукции и более глубокой интеграции в мировое хозяйство необходимо добиться существенного повышения конкурентоспособности отечественной продукции.
В числе предлагаемых мер по поддержке и защите рынка можно выделить следующие:
1) строительство новых заводов с целью увеличения количества высококачественного стекла.
Создание новых производств позволит решить проблему недостатка высококачественного листового стекла, но потребует решения ряда принципиальных вопросов, в числе которых:
Бесперебойное обеспечение стекольных заводов (производств с непрерывным технологическим циклом) газом и электроэнергией;
Сбалансированное обеспечение стекольных заводов сырьем;
Контроль за ростом тарифов на газ, электроэнергию, железнодорожный транспорт;
Контроль и влияние на ситуацию с ввозными пошлинами на оборудование и комплектующие.
2) установление защитных мер в виде повышенной таможенной пошлины.
С увеличением мощностей действующих предприятий зависимость стекольного рынка России от поставок по импорту существенно сократилась. В связи с повышением тарифов на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки производители листового стекла России лишились основных ценовых преимуществ, которые они ранее имели перед зарубжными производителями.
Установление запланированных мер в виде повышенной (30%) ставки ввозной таможенной пошлины на стекло, термически полированное (без покрытий) и автомобильное, обеспечит защиту внутреннего рынка от:
-импорта листового и автомобильного стекла по демпинговым ценам;
-конкурентных преимуществ экспортеров, получаемых за счет поддержки государственными кредитами для реализации продукции потребителям без предоплаты.
3) поддержка стекольного рынка
В результате снижения объемов строительства предприятия строительной индустрии вынуждены сокращать объемы производства строительных материалов.
В последнее время строительные компании, стремясь снизить стоимость строительства, выбирают более дешевые строительные материалы и конструкции, в том числе за счет снижения характеристик остекления по энергоэффективности и безопасности, зачастую игнорируя требования нормативно-технической документации.
В результате этого, скорее всего, возрастет потребление прозрачного флоат стекла и сократится потребление высокотехнологичных видов продукции (стекол с покрытиями, закаленного и многослойного стекла).
В этих условиях желаемые меры эффективной поддержки стекольного рынка со стороны государства для производителей и переработчиков высокотехнологичных архитектурных стекол, в том числе стекол с покрытием и энергосберегающих.
4) льготы по налогу на имущество в отношении используемого импортного технологического оборудования, не имеющего аналогов в Российской Федерации, на период не более пяти лет с момента начала использования такого оборудования в производственной деятельности;
5) создание необходимых организационно-экономических условий мотивации и стимулирования деятельности участников инвестиционно-строительного процесса в реализации мероприятий по энергосбережению и снижениюэнергопотребления, в том числе для конечных потребителей;
6) материальное стимулирование (в том числе прямые выплаты) применения энергосберегающего остекления;
7) введение обязательных требований к энергоэффективности и безопасности остекления, в том числе скорейшее принятие технического регламента «О безопасности стекла и изделий из него применяемых в зданиях и сооружениях», проект которого находится на рассмотрении в Государственной Думе;
8) стимулирование переостекления старых зданий с применением энергосберегающего остекления: финансирование, льготы на коммунальные платежи и т.д.
9) создание системы технического регулирования для стекольной промышленности.
Отраслевая нормативная база устарела, плохо развита (отсутствуют стандарты на многие распространенные современные продукты: окрашенный в массе флоат, стекла с солнцезащитным покрытием и т.д.), нуждается в расширении и актуализации.
Таким образом важнейшим фактором дальнейшего роста объема производства стекла при достижении минимально возможной себестоимости является обновление производственного аппарата практически всех производств стекольной промышленности, что позволяет успешно конкурировать с западными предприятиями.
Рассмотрев текущее состояние стекольной отрасли в России и выделив ее основные проблемы, можно резюмировать следующее:
-большая часть российского рынка стекла на данный момент контролируется иностранными корпорациями;
-российские предприятия ограничены узкими рамками своей рыночной ниши (с одной стороны это Китай с низкими ценами, с другой Европа с высококачественным стеклом) и вынуждены развиваться только в рамках этой ниши;
-изменить ситуацию на российском стекольном рынке в лучшую сторону поможет принятие правительством мер, направленных на егозащиту и поддрежку.

Разработка и реализация стратегии развития предприятия стекольной промышленности
 Основные проблемы, стоящие перед отдельными предприятиями отрасли
Переходя от отрасли в целом, к отдельным предприятиям, следует отметить, что наиболее подвержены негативным тенденциям отрасли производители стекла. Как правило, в этом сегмента сосредоточены крупные предприятия, с новым европейским высокотехнологичным оборудованием и большими перспективами развития. Однако, в силу недостаточности конкурентоспособности, доступ на мировой рынок им закрыт, и, следовательно, им приходится развиваться в рамках своей рыночной ниши.
На данный момент у крупных предприятий-переработчиков есть выбор: покупать стекло у отечественны производителей, или практически за ту же цену импортировать из Европы более качественное или из Китая более дешевое. Естественно, выбор делается в пользу импорта, и отечественным производителям приходится существовать за счет мелких предприятий, объемы производства которых не позволяют импортировать стекло из других стран.
Таким образом, рыночная ниша российских производителей стекла- мелкие предприятия, специализирующиеся на продаже изделий из стекла. Российские стекольщики сейчас существуют только из-за таких мелких фирм. Они регулярно закупают стекло небольшими партиями, по мере поступления заказов, а затем обрабатывают его и продают уже как свое изделие. Для маленьких фирм плюсы такого сотрудничества очевидны:
-небольшие сроки производства;
-возможность закупать стекло небольшими (мелкооптовыми) партиями;
-небольшие транспортные расходы (заводы расположены в России, а не за рубежом).
Самым первым и решающим этапом реализации стратегии развития должна стать адаптация деятельности стекольного предприятия к целевой группе потребителей, перестройка бизнес процессов на предприятии таким образом, чтобы максимально эффективно взаимодействовать с маленькими фирмами, которые являются целевой группой потребителей. В рамках решения этой задачи нужно:
-работать над снижением издержек;
-улучшать качество продукции, доводя его до общеевропейского;
-уменьшить сроки обработки и выполнения заказов;
-наладить складскую сеть с целью уменьшения сроков поставки стекла;
-разработать систему стимулирования, чтобы поддержать интерес потребителя к данному конкретному предприятию.
Вторым и самым трудоемким этапом реализации стратегии развития предприятия должна стать его структурная перестройка.

 Реструктуризация как способ повышения конкурентоспособности стекольных предприятий
Одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности предприятия является их адаптация к изменяющимся условиям внешней среды за счет реструктуризации их функций и бизнес процессов. Если реформа определенное время проходила на макроуровне и основной целью ставила создание рыночной среды, то дальнейшее развитие ее непосредственно связано с реформированием основного звена – предприятий, целью которого должна являться их трансформация.
В широком смысле реструктуризация (или структурная перестройка) определенного объекта означает его перестройку как системы, изменение состава, содержания его составных частей, пропорций и связей между ними с целью выхода на новую траекторию развития в измененной внешней среде. Более широко, применительно к предприятию, как объекту исследования, понятие реструктуризации может трактоваться как либо разделение ранее единой структуры на ряд самостоятельных организаций, принимающих наиболее адекватную новым для них условиям функционирования организационно-правовую форму, организационную структуру, сохраняя финансовые (посредством участия в капитале) или технологические (кооперированные) связи либо, напротив, слияние предприятий с сохранением или без сохранения ими прав юридических лиц.
Структурная перестройка определяется следующими принципами:
-системность;
-комплексность;
-естественное органическое развитие элементов структуры объекта;
-сочетание инновационности и консерватизма;
-целенаправленность;
-эффективность;
-консенсус интересов.
Реструктуризация позволяет решать следующие задачи:
-устранение низкопроизводительных структурных звеньев (подразделений), что дает возможность повысить эффективность предприятия за счет рационализации использования производственных ресурсов и совершенствования организационных структур, изменения направленности финансовых потоков, изменения структуры кадров;
-создание стратегически эффективных организационной структуры и методов хозяйствования для адаптации конкурентной стратегии предприятия к быстро меняющейся на рынке ситуации;
-формирование нового понимания миссии организации на основе инновационных организационных концепций, что также позволяет повысить конкурентоспособность.
Исходя из вышеизложенного, реструктуризацию можно определить как совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования компании в соответствии с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития.
В российских условиях предприятия часто приходят к осознанию необходимости перестройки в процессе кризиса, когда проблемой является уже не развитие, а выживание. Поэтому следует говорить о концепции, включающей в себя как оперативную, так и стратегическую реструктуризацию. В ходе оперативной перестройки решается, как правило, проблема ликвидности, а в рамках стратегической перестройки осуществляются внутренние преобразования, обусловленные внешней средой. Оперативная реструктуризация осуществляется в ходе антикризисного и кризисного менеджмента; стратегическая же соответствует задачам управления изменениями.
Целью оперативной реструктуризации является улучшение в сжатые сроки результатов деятельности предприятия и его ликвидности, для чего проводится комплекс мероприятий, включающий в себя сокращение расходов на персонал; сокращение затрат на закупки; снижение объема связанного капитала; меры по улучшению структуры баланса; снижение прочих расходов и т.д.
Оперативная реструктуризация предполагает изменение структуры компании с целью ее финансового оздоровления (если последняя находится в кризисном состоянии), или с целью улучшения платежеспособности и реализуется за счет внутренних источников на основе сокращения издержек, выделения и продажи непрофильных и вспомогательных активов и бизнесов и др. Результатом ее должно стать повышение управляемости и выделение приоритетных видов бизнеса, т.е. создание предпосылок стратегической реструктуризации.
Проблема повышения конкурентоспособности тесно связана с проблемой реализации имеющихся резервов предприятия, в том числе и проявляющихся при его реструктуризации. В основе классификации резервов по факторам лежат элементы процесса производства, вследствии этого, все возможности повышения конкурентоспособности производства на основе экономии затрат и повышения качества продукции могут быть разделены на резервы использования основных фондов, резервы использования оборотных средств и резервы использования труда.
На основе дифференциации реструктуризации на оперативную и стратегическую, можно выделить резервы, связанные с реализацией этих форм реструктуризации – оперативные и перспективные.
Решение проблемы повышения конкурентоспособности предприятия представляет собой в укрупненном виде выявление и проектирование направлений развития, которые будут соответствовать действующим и перспективным требованиям системы. Именно в этих направлениях может быть сведена к минимуму разница между существующим и желаемым «выходом».
Исследование процесса управления реструктуризацией компании как основы повышения ее конкурентоспособности, а так же резервов, реализуемых при ее выполнении позволяет сделать следующие выводы:
-управление процессом реструктуризации должно включать три основных этапа: разработку концепции реструктуризации, разработку проекта реструктуризации и реализацию проекта реструктуризации;
-решение о реструктуризации компании принимается ее собственниками в результате предварительной оценки последствий ее реализации и соотношения потерь и выгод. При этом концепция реструктуризации должна формироваться на основе консенсуса интересов основных собственников.
-комплексным и объективным показателем оптимальности варианта реструктуризации является увеличение стоимости бизнеса как характеристики его конкурентоспособности, что обуславливает максимальную нацеленность на более эффективное использование внутренних и внешних ресурсов предприятия.
-эффективность реализации проекта реструктуризации зависит как от учета основных рисков, так и возможности реализации резервов повышения конкурентоспособности на основе реструктуризации.
	Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
-большинство российских стекольных предприятий вынуждены существовать и развиваться в рамках своей рыночной ниши;
-в сложившихся условиях реструктуризация – это единственный способ повышения конкурентоспособности российской стекольной продукции.
-реструктуризация – возможность для предприятий развиваться и расти.
	Реструктуризация способна решить множество проблем стекольных предприятий, однако начинать необходимо с проблем, мешающих нормальному функционированию стекольной отрасли в целом. От государства потребуется принятие таких мер, как:
-создание новой системы таможенных тарифов;
-введение контроля над ценами отраслей-монополистов;
-создание кадрового потенциала отрасли.
	Таким образом, переходить к реструктуризации отдельных предприятий можно только после того, как будут созданы такие условия, в которых структурная перестройка сможет пройти максимально эффективно.


Все статьи автора «ZakharovaN»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: