УДК 33

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рязанцева Маргарита Васильевна
Московский государственный университет геодезии и картографии
доцент, кандидат техн. наук

Аннотация
Рассмотрен механизм особых экономических зон как формs государственной поддержки инноваций в России; обобщены налоговые льготы, проблемы создания и развития особых экономических зон.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, налоговые льготы, особые экономические зоны, резиденты технико-внедренческих зон


SPECIAL ECONOMIC ZONES AS A FORM OF PUBLIC SUPPORT FOR INNOVATION

Ryazantseva Margarita Vasilevna
Moscow State University of Geodesy and Cartography
associate professor, candidate of technical. Science

Abstract
The mechanism of the special economic zones as forms of state support of innovation in Russia, compiled tax benefits, challenges the establishment and development of special economic zones.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рязанцева М.В. Особые экономические зоны как форма государственной поддержки инновационной деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6095 (дата обращения: 30.09.2017).

Особые экономические зоны – это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального закона об ОЭЗ 22.07.2005 [1].

Цель создания особых экономических зон – развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

  • Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства
  • Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы
  • Предоставляется ряд налоговых преференций
  • Система администрирования  «одно окно» позволяет упросить взаимодействие с государственными регулирующими органами

По данным ЮНИДО  в 120 странах мира функционируют 3000 ОЭЗ. Их годовой экспортный оборот составляет  600 миллиардов долларов. Внутри ОЭЗ работает 50 миллионов человек. [2].

Концепция, которая сложилась в России, отличается от принципа действия мировых свободных экономических зон. В мировой практике ОЭЗ – элемент политики транснациональных корпораций, который позволяет существенно повысить прибыль, снизить издержки [3].  В России – это инструмент государственной политики. Поддерживаются те компании, которые имеют уникальные разработки, но не имеют в достаточном объеме собственных ресурсов  на их осуществление.

Управляющей компанией особых экономических зон  в РФ является ОАО «Особые экономические зоны». В ее ведении 24 действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 24 действующих зон 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов. ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 году, его единственным акционером является государство.

По данным Минэкономразвития России, механизмы, используемые в рамках ОЭЗ,  позволяют инвесторам снизить свои издержки до 30%.

На территории  Российской Федерации созданы четыре инновационные зоны, которые  расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

  • Нано- и биотехнологии
  • Медицинские технологии
  • Электроника и средства связи
  • Информационные технологии
  • Точное и аналитическое приборостроение
  • Ядерная физика

В 2011 г. активно стали развиваться промышленно-производственные зоны. Самую яркую позитивную динамику развития особых экономических зон этого типа в 2011 году демонстрирует Липецкая область, где принято принципиальное решение об увеличении площади особой зоны в два раза (до 20 квадратных километров) [4].  Сейчас в России  работают более 270 компаний (из них  199 технико-внедренческих) с капиталом из 20 стран с заявленным объемом частных инвестиций более 300 млрд. рублей (148, 83 млрд. руб. – инвестиции в технико-внедренческие зоны). Объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней превысил 4 млрд.  рублей, а объем произведенной в ОЭЗ продукции в денежном выражении превышает 50 млрд. рублей [5].

Рассмотрим более подробно льготы, предоставляемые ОЭЗ «Зеленоград».  В данной ОЭЗ зарегистрировано 34 компании.

 

Компании-инвесторы ОЭЗ ТВТ «Зеленоград» имеют следующие налоговые льготы:

• освобождение от налога на землю (действует в течение 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок);

• освобождение от налога на имущество (действует в течение 5 лет с момента постановки на учёт указанного имущества) (с 2012 г. в течение 10 лет);

• налог на прибыль снижен до 15,5%  (действует до 2016 г. с возможностью продления);

• страховые взносы снижены до 14%;

•  освобождение от транспортного налога (действует в течение 5 лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства);

•  режим свободной таможенной зоны (СТЗ)

Компании-инвесторы ОЭЗ ТВТ «Зеленоград» получают следующие преференции:

•        бесплатная инфраструктура;

•        льготные ставки на аренду земли и помещений;

•        доступ к финансовым ресурсам: фонды прямых инвестиций, венчурные фонды, банки.

 

В 2011 г. был принят ряд законопроектов, расширяющий перечень льгот инвесторов и резидентов ОЭЗ.

В частности внесены некоторые изменения в порядок создания и функционирования особых экономических зон [6]. Данный  Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года.

Новый документ закрепляет понятие «кластера». Под кластером понимается  совокупность ОЭЗ одного или нескольких типов, определяемая правительством и руководимая одной управляющей компанией.

Ранее промышленно-производственные экономические зоны образовывались на участках с общей границей, площадь которых не превышала 20 кв. км. Согласно поправкам таких участков должно быть не более 3, а их площадь не может превышать 40 кв. км. Согласно закону утрачивает силу положение о том, что заявки на создание ОЭЗ одного типа отбираются на конкурсной основе.

Теперь  особые экономические зоны будут создаваться на 9 лет (ранее такой срок предусматривался только для портовых ОЭЗ). В отношении каждой ОЭЗ заключается соглашение об управлении.

Резидент промышленно-производственной ОЭЗ наделяется правом оказывать услуги по обеспечению перевозок и складированию товаров. Кроме того, законом расширяется понятие технико-внедренческой и портовой деятельности и закрепляется, как устанавливаются сервитуты в границах ОЭЗ для строительства и (или) эксплуатации объектов ее инфраструктуры.

Документ устанавливает единый порядок заключения, изменения и прекращения соглашения о промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой ОЭЗ (ранее по каждому виду деятельности предусматривался свой порядок).

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 365-ФЗ с 2012-го по 2018 год вводится нулевая ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, для резидентов технико-внедренческой ОЭЗ, до 2023 года – для туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер. Имущество, созданное (приобретенное) для ведения деятельности в ОЭЗ, освобождается от налогообложения не на 5 (как ранее), а на 10 лет.

Кроме того, в перечень плательщиков, для которых в 2011-2019 годах действуют пониженные тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды, включены организации и предприниматели, заключившие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящие выплаты физлицам, работающим в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер [7]. Правда, теперь придется платить с  сумм,  превышающих установленный предельный размер базы (512 000 рублей) для начисления страховых взносов в размере 10% [8].

В таблице для наглядности представлены налоговые льготы для резидентов технико-внедренческих зон.

Таблица  – Налоговые льготы для резидентов технико-внедренческих зон

 

Наименование преференции

Действующая ставка

Для резидентов ТВЗ до 01.01.2012

Для резидентов ТВЗ с 01.01.2012

Прибыль 24% 2%  – в федеральный бюджет.Для резидентов Законом субъекта РФ может быть установлена пониженная ставка налога, в части подлежащей зачислению в бюджет субъекта, но не менее 13,5 %, Для резидентов Законом субъекта РФ может быть установлена пониженная ставка налога, в части подлежащей зачислению в бюджет субъекта, но не менее 13,5 %,(с 2012 по 2018 г.)
НДС 18% 0% для экспортно – импортных операций и закупок в РФ18% для продажи в РФ 0% для экспортно – импортных операций и закупок в РФ18% для продажи в РФ
Взносы во внебюджетные фонды 26% 14%(с 2011 по 2019 г.) 14%(с 2011 по 2019 г.)
Затраты на НИОКР По НИОКР, используемых в производстве расходы списываются в течение 2-х лет.По НИОКР, не давшим положительный результат – в течение 3-х лет. Расходы на НИОКР включаются в себестоимость в полном объеме в том отчетном периоде, в котором они были произведены.
Налог на имущество Постоянно, не более 2,2% Освобождение по налогу на 5 лет Освобождение по налогу на 10 лет (Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество, при определенных условиях)
Земельный налог Постоянно, 1,5% Освобождение по налогу на 5 лет Освобождение по налогу на 5 лет
Амортизационные отчисления Ускоренная амортизация только для оборудования, используемого в условиях агрессивной среды и повышенной сменности. Возможность применения ускоренной амортизации основных средств (с коэффициентом до 2).Уменьшается налоговая база по налогу на прибыль.

Возможность применения ускоренной амортизации основных средств (с коэффициентом до 2).Уменьшается налоговая база по налогу на прибыль.

Транспортный налогНалоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской ФедерацииЛьгота устанавливается Законом субъекта РФ, на территории которого создана  ОЭЗУстанавливается Законом субъекта РФ

 

 

Как видно из таблицы, льготы для резидентов не являются сверхъестественными, льготы, предоставляемые в России, не такие эффективные, как это было в индии и Китае. Правда, налоговые льготы  четко прописаны в законодательстве. Субъектами федерации могут устанавливаться  дополнительные льготы для резидентов, которые действуют только в рамках данной зоны.  Это наглядно показывает приведенный выше пример Зеленоградской зоны.  Более подробно с перечнем льгот можно ознакомиться на официальном сайте Минэкономразвития России.

Рассмотрим теперь другие проблемы, которые сдерживают деятельность ОЭЗ.

Первая проблема заключается в  жестком разделении зон  по типам деятельности. Мировая практика показывает, что таких разграничений быть не должно. Как правило,  рядом с промышленными линиями создаются R&D центры, которые и помогают внедрять разработки на производстве. Данная проблема

Вторая проблема заключается в том, что строительство  ОЭЗ в России  велось с нуля. Это потребовало больших инвестиций, особенно в создание инфраструктуры. И, естественно,  удлинило  срок окупаемости инвестиций, который в инновационной деятельности и без того в среднем составляет 7-10 лет.

Еще одна проблема. Недостаток земельных ресурсов в ОЭЗ.  Спрос на них среди частного бизнеса настолько высок, что некоторые ОЭЗ уже исчерпали свои земельные ресурсы. К примеру, в отношении ОЭЗ “Санкт-Петербург” и “Зеленоград” сейчас решается вопрос об увеличении их площади [5].

Отдельно стоит указать на проблему недостаточной проработки проектных предложений, представляемых на конкурсы. Как свидетельствует статистика, только одна из четырех представленных на рассмотрение заявок соответствует предъявляемым требованиям [3].  .

Выводы.

В данной статье были исследованы налоговые льготы, предоставляемы резидентам технико-внедренческих льгот. Как показал анализ, в России в настоящее созданы достаточно привлекательные налоговые условия.

Также в статье были исследованы основные проблемы, препятствующие  эффективной деятельности ОЭЗ. Их решение позволит сделать данный механизм еще более эффективным, повысить привлекательность ОЭЗ для инвесторов и потенциальных резидентов.


Библиографический список
  1. Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
  2. Жданов Ю.Н. Проблемы развития особых экономических зон в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL:http://www.garant.ru/action/conference/10106/
  3. Михайлов Ю.А. Проекты и проблемы ОЭЗ. [Электронный ресурс]. URL:http://www.stroypuls.ru/vipusk/detail.php?article_id=38412&sphrase_id=106430
  4. Турчак А.А.  Потянулись в зоны.  // Российская бизнес  газета.  –Промышленное обозрение, № 829 (47), декабрь, .2011. . [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/12/27/
  5. Костин О.А. Зонам объявили амнистию. // “Российская Бизнес-газета” – Государственно-частное партнерство №826 (44) , декабрь, 2011.  [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.rg.ru/2011/12/06/
  6.  Федеральный  закон  от 30 ноября 2011 г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  7.  Федеральный закон № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»
  8. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2011 г № 974 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г.»


Все статьи автора «Рязанцева Маргарита Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: