СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Андреева Наталья Владиславовна

Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Андреева Н.В. Современные средства формирования коммуникативной компетенции // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/12/5910 (дата обращения: 03.06.2017).

В соответствии с направлениями модернизации образования произошло изменение в целевых установках обучения иностранному языку в школе, главной целью обучения стало формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Коммуникативная компетенция понимается в современной методике как способность осуществлять общение посредством языка, т.е. передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное ситуации общения. Коммуникативная компетенция не является личностной характеристикой человека; она формируется в процессе обучения и предполагает владение всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения; включает знание основных речеведческих понятий, систему коммуникативных умений, среди которых главными являются умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам, ситуациям общения, с учетом адресата, стиля.
Использование современных технологий на уроках иностранного языка способствует эффективному развитию коммуникативной компетенции.
Под языковой (в широком смысле слова) компетенцией Н.Хомский понимал ˝систему интеллектуальных способностей, систему знаний и убеждений, которая развивается в раннем детстве и во взаимодействии со многими другими факторами определяет… виды поведения˝. Н.Хомский выделил в рамках своей менталистской концепции понятия компетенции (прирожденной способности к речи – competence) и продуцирования речи (реального речевого произведения – performance). Компетентный говорящий / слушающий должен, по мнению Н.Хомского, образовывать / понимать неограниченное число предложений по моделям и иметь суждение о высказывании. По Н.Хомскому, порождение речи представляет собой процесс последовательной реализации семантических, грамматических и прагматических правил, формирующихся у носителя языка на базе врожденных когнитивных структур, то есть существует некая универсальная грамматика, состоящая из комплекса глубинных структур и эксплицирующая основные свойства человеческого разума.
Функциональный подход к языку позволил говорить о компонентном составе коммуникативной компетенции – грамматической, социолингвистической, дискурсной (дискурсивной), стратегической компетенциях.
В данной статье представлено, как можно развивать коммуникативную компетенцию с помощью современных технологий, таких как работа с видеофильмом, обучающими компьютерными программами и сетью Интернет.
Вся работа над кинофильмом включает три этапа: преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный.
Преддемонстрационный этап
На этом этапе снимаются языковые трудности восприятия текста и трудности понимания его содержания, вводятся и закрепляются новые слова, анализируются функциональные типы используемых в тексте высказываний, осуществляется проверка понимания ранее изученного лексического и грамматического материала, анализируются непривычные для обучаемых аутентичные разговорные формулы , лингвострановедческие реалии, формируется социально-психологический фон и содержательные ориентиры для дальнейшего восприятия формы и содержания кинофильма.
Демонстрационный этап
Демонстрация фильма должна сопровождаться активной учебной деятельностью зрителей-обучаемых. Им можно предложить программу управления восприятием фильма в форме аннотации, схемы сценария, тезисов, плана, опорных слов и фраз. Обучаемые так же могут делать записи в опорном конспекте к тексту фильма.
Последемонстрационный этап
На данном этапе проверяется эффективность использования в процессе просмотра фильма предложенных на демонстрационном этапе ориентиров восприятия фильма обучаемыми, осуществляется контроль понимания содержания и использованных в фильме языковых и речевых средств.
Организация Интернет-заданий так же обычно проходит в три этапа: подготовительный, работа с ресурсами сети Интернет, работа в классе вне сети Интернет:
1. Подготовка – развитие навыков говорения, актуализация ранее полученных знаний, изучение слов, мотивация учащихся и настрой на дальнейшую работу, введение в тему.
2. Работа в сети Интернет – поиск в сети Интернет, чтение и письмо, поиск специфичной информации и занесение ее в бланки для ответов, поиск ответов на вопросы и т.д. На этом этапе, учащиеся должны четко понимать, что им надо сделать и сколько времени это у них займёт.
3. Работа в классе вне сети Интернет – обмен полученной информацией и обсуждение того, что ученики нашли, узнали во время работы в сети.
Но работа с компьютером может проходить не только во всемирной сети, но и без неё. Мы можем работать с компьютерными обучающими программами. Они могут быть направлены на изучение лексики, отработку произношения, обучение диалогической речи, обучение письму или на отработку грамматических явлений. На последнем хотелось бы остановиться подробнее.
Отработка грамматических явлений.
Все обучающие компьютерные программы, так или иначе, предусматривают отработку определённых грамматических структур. В программе “Bridge to English” 20 уроков, и в каждом уроке отрабатываются свои грамматические явления: утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения, степени сравнения прилагательных, причастие, страдательный залог, местоимения somе, any, структуры there is / there are, предлоги и т.д. Все виды работы одного урока. направлены на отработку определённого грамматического явления.
В разделе “Грамматика” программы “Профессор Хиггинс” имеется два раздела: теоретический и практический. Проверяя знания учащегося программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает.
Программа “English Gold” (“Deutsch Gold”) содержит 144 микродиалога, каждый из которых отрабатывает определённую грамматическую структуру, например, Present Continuous используется во многих диалогах. После прослушивания диалога, учащиеся воспроизводят его с опорой на картинку, затем самостоятельно.
Составление тестов по грамматике, с помощью компьютера, помогает учащимся лучше освоить грамматический материал. Старшеклассники разрабатывают свои компьютерные программы на проверку лексических и грамматических знаний.
В результате проведённого исследования по проблеме формирования коммуникативной компетенции с помощью современных информационных технологий можно сделать следующие выводы:
• данная проблема очень актуальна сейчас, потому что является недостаточно исследованной;
• существуют разные пути использования современных информационных технологий в средней школе;
• дети положительно относятся к нововведениям на уроках, с удовольствием принимают участие в работе с компьютером, сетью Интернет и видео;
Для получения нужной информации была проработана и проанализирована научная литература, связанная с данной темой и изучен опыт преподавателей, использующих современные технологии на своих уроках. Были выявлены особенности работы с современными технологиями на уроках иностранного языка.
Кроме этого в ходе изучения полученной информации, были разработаны собственные уроки с использованием информационных технологий. Эти уроки были проведены, то есть, полученные теоретические знания были применены на практике.
В итоге, можно считать, что использование современных технологий на уроках иностранного языка способствует эффективному развитию коммуникативной компетенции. Подобные уроки мотивируют детей к дальнейшему изучению иностранного языка.



Все статьи автора «Natalie»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: