УДК 378

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Богомолова О.И.
Казанский национальный исследовательский технологический университет
ассистент

Аннотация
В статье рассмотрена проблема подготовки специалистов в области информационных технологий на примере Казанского национального исследовательского технологического университета. В решении проблемы подготовки квалифицированных кадров предлагается задействовать коммерческие и бюджетные организации, нуждающиеся в специалистах IT – сферы, технические вузы, занимающиеся подготовкой студентов, разработчиков образовательных программ.

Ключевые слова: информационные технологии, ит-специалисты, образование, технические вузы


SPECIFICS OF TRAINING OF IT SPECIALISTS ON THE EXAMPLE OF THE KAZAN NATIONAL RESEARCH TECHNOLOGICAL UNIVERSITY

Bogomolova O.I.
Kazan National Research Technological University
assistant

Abstract
In article the problem of training of specialists in the field of information technologies on the example of the Kazan national research technological university is considered. It is offered to involve the commercial and budgetary organizations needing experts of IT in a solution of the problem of preparation of qualified personnel – spheres, the technical colleges which are engaged in training of students, developers of educational programs.

Keywords: information technologies, IT specialists, technical colleges


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Богомолова О.И. Специфика подготовки ИТ-специалистов на примере Казанского национального исследовательского технологического университета // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/11/5223 (дата обращения: 02.06.2017).

Потребность в специалистах в области информационных технологий растет неуклонно. В течение последних лет в Росси наблюдается ситуация кадрового голода. Эта ситуация характерна как для бюджетной сферы, так и для коммерции. Практически все технические вузы выпускают IT –специалистов. Набор по соответствующим специальностям растет, однако в ближайшее время разрыв между потребностью общества в таких специалистах и предложением на рынке труда будет только увеличиваться. Информатизация стала неотъемлемой частью всех сфер жизни. Необходимость информатизации общества отмечена и на правительственном уровне. В ближайшее время все федеральные органы исполнительной власти должны будут перейти на электронное межведомственное взаимодействие.

В чем же специфика подготовки специалистов в области информационных технологий? Из опыта организации образовательного процесса можно отметить несколько ключевых аспектов:

– оснащенность.

– соответствие учебных программ современным требованиям

– квалификация преподавателей специальных дисциплин

– взаимодействие с работодателями

Оснащенность оборудованием в современном техническом вузе, а это в основном компьютеры, соответствует современным требованиям. В нашем вузе хорошо налажена техническая поддержка компьютеров во всех аудиториях. Очень часто эта работа выполняется студентами профильных кафедр, что позволяет получать дополнительные навыки поддержки компьютеров. Пока, к сожалению редко можно встретить специализированные комплексы и стенды. Такое оборудование можно использовать при изучении специальных курсов, к примеру – сетевые технологии, защита информации, проектирование компьютерных сетей и т.д. Другая сторона вопроса оснащенности – современное программное обеспечение. Вот далеко неполный список программного обеспечения, используемого на кафедре информатики и прикладной математики:

  • Microsoft Office 2007: Word, Excel, Access, PowerPoint, Outlook, Project, Visio, SharePoint Designer;
  • Microsoft SQL Server 2008;
  • IBM Rational;
  • 1C Предприятие 8.0 (учебная версия);
  • Total Commander;
  • Amaya;
  • Borland Developer Studio 2006;
  • FileZilla FTP Client;
  • Microsoft .NET Framework SDK v1.1;
  • Microsoft Visual C++ 2008 Express Edition;
  • Microsoft Visual Basic 2008 Express Edition;
  • Microsoft Visual C# 2008 Express Edition;
  • Microsoft Visual Web Developer 2008 Express Edition
  • Oracle VM VirtualBox;
  • Scilab-4.1.2 (5.2.2);
  • Windows PowerShell 1.0;
  • Adobe Reader 9;
  • Photoshop Portable;
  • pgAdmin III 1.8;
  • PostgreSQL 8.4;
  • Far Manager 2;
  • PortTunnel;
  • Eureka.

Список представляет широкий спектр ПО, что позволяет получить студентам практические навыки в различных областях информационных технологий. Перечислим некоторые из них:

  • Программирование,
  • Базы данных,
  • Компьютерная графика,
  • Математическое моделирование,
  • Интеллектуальный анализ данных,
  • Интернет-технологии
  • Мультимедиа-технологии
  • Проектирование информационных систем
  • Администрирование в информационных системах
  • Бухучет в информационных системах
  • Информационные системы в управлении предприятием
  • Управление данными

Кроме перечисленных выше программных продуктов, установленных на локальных компьютерах, имеется программное обеспечение, установленное на серверах. Это сервер Apashe, СУБД(система управления базами данных) MySQL, программа администрирования MySQL- phpmyadmin. Студенты имеют возможность создавать интернет-сайты и размещать их на http-сервере.

В настоящее время вузы, в частности Казанский национальный исследовательский технологический университет хорошо оснащены специальной литературой. Однако, студенты с каждым годом больше предпочитают электронные источники информации.

Рассмотрим второй аспект - соответствие учебных программ современным требованиям. Информационные технологии развиваются бурными темпами. Учебные программы часто не соответствуют современным потребностям информационного общества. Частично эта проблема решается за счет вузовского компонента. Но в целом учебные программы, как и в прежние годы, ориентированы на подготовку научных кадров, не смотря на то, что большинство студентов(90% и более) не ориентированы на научную или преподавательскую деятельность. Рассмотрим несколько возможных вариантов улучшения данной ситуации:

  • Привлечение специалистов в облати ИТ к разработке образовательных программ
  • Изменение структуры программ в пользу специальных предметов и практических занятий
  • Более частый пересмотр учебных программ

Другой, не менее важный аспект подготовки специалистов – преподавательский состав. Хорошо зарекомендовало себя привлечение преподавателей – практиков, работающих в IT – компаниях и технических отделах предприятий. Таким образом, обучение идет с поправкой на современные требования информационного общества. Все преподаватели регулярно проходят курсы повышения квалификации. В последние годы в Казанском национальном исследовательском технологическом университете многие преподаватели прошли стажировку в других странах. Взят на вооружение опыт передовых зарубежных вузов по организации учебного процесса, методике преподавания дисциплин для IT – специалистов. Особенно интересен опыт университетов США, Германии. Преподаватели, прошедшие стажировку устраивают семинары на кафедрах, тем самым распространяя передовой опыт.

Важной составляющей подготовки IT – специалистов является взаимодействие с работодателем. Студенты должны быть готовы после окончания вуза решать не учебные, а реальные задачи. Поскольку студенты имеют разный уровень подготовки, при составлении заданий важно применять дифференцированный подход. На примере курса “Интернет-технологии”, изучаемом на четвертом курсе, следует заметить, что часть студентов к началу изучения курса имеют большой практический опыт создания или поддержки сайтов. Многим студентам предлагаются индивидуальные задания, сложнее обычных заданий. Распространенной стала практика выполнения дипломной работы у будущего работодателя. Такая работа чаще всего выполняется в рамках проекта компании или предприятия. В последнее время очень часто работодатели сами ищут способных студентов старших курсов. Такое взаимодействие позволяет работодателю заранее присмотреться к будущему сотруднику, а студенту оценить свой реальный уровень практической подготовки.

В решении проблемы подготовки квалифицированных кадров должны принимать участие все заинтересованные стороны – коммерческие и бюджетные организации, нуждающиеся в специалистах IT – сферы, технические вузы, занимающиеся подготовкой студентов, разработчики образовательных программ.



Все статьи автора «Богомолова Ольга Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: