УДК 62

ПРОБЛЕМЫ АВАРИЙНОСТИ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ УКРАИНЫ, ПУТИ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Осипов В.А.
Луганский строительный колледж

Аннотация
В данной статье предложены пути и методы решения проблемы аварийности на автомобильных дорогах Украины.

Ключевые слова: автомобильные аварии


PROBLEMS OF ACCIDENTS ON THE ROADS OF UKRAINE, THE WAYS AND METHODS OF THEIR SOLUTIONS

Osipov V.A.
Lugansk Construction College

Abstract
This article suggests ways and means of solving the problem of accidents on the roads of Ukraine.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Осипов В.А. Проблемы аварийности на автомобильных дорогах Украины, пути и методы их решения // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/4872 (дата обращения: 02.06.2017).

“Нельзя достигать мобильности ценой здоровья и жизни людей ” отмечается в Резолюции 58/289 Генеральной ассамблеи ООН от 14.04.2004″Улучшение глобальной безопасности дорожного движения “.

Человек, его жизнь, здоровье и безопасность в соответствии с Конституцией Украины, признаны высшей социальной ценностью в нашем государстве. Однако по сравнению со странами Европы состояние безопасности дорожного движения в Украине можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительное через высокий уровень смертности и дорожно-транспортного травматизма.

Ежегодно тысячи граждан нашего государства гибнут, становятся инвалидами, что влечет за собой глубокие душевные страдания миллионов граждан – кроме пострадавших, их близким и родственникам.

Невосполнимой потерей для общества является гибель или увечье детей, молодежи, что наносит огромный вред будущему государства [1].

В 2000 году ООН приняла Декларацию Тысячелетия. В этом программном документе изложены основные направления действий, реализация которых поможет достичь существенного прогресса в жизни людей к 2015 году. Травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий, не были признаны тогда как одна из самых серьезных проблем здравоохранения [2]. Та же ситуация повторилась при принятии итогового документа и на Мировом Саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 году. И хотя документ действительно содержал короткое упоминание о безопасности передвижения в целом, он не определял дорожную безопасность как предмет особого беспокойства.

Показательно, что в то время как малярия и туберкулез, обширно представлены в Декларации тысячелетия ООН, дорожно-транспортный травматизм там отсутствуют, несмотря на то, что он аналогичным образом влияет на уровень смертности и увечий (Таблица 1). Малярия, туберкулез и дорожно-транспортный травматизм занимают схожие позиции среди насущных проблем общественного здоровья. Рассмотрим ситуацию со смертностью для приблизительного сравнения с уровнем глобальной поддержки профилактики дорожно-транспортного травматизма [3].

Таблица 1

Двенадцать основных причин смертности на Земле

 

Рейтинг смертности

Причина

Процент от общего количества

1

Ишемическая болезнь сердца

12,6

2

Нарушение черепно-мозгового кровообращения

9,7

3

Инфекция нижних дыхательных путей

6,9

4

ВИЧ/СПИД

4,8

5

Хронические обструктивные  заболевания легких

4,8

6

Перинатальное состояние

4,3

7

Заболевание желудочно-кишечного тракта

3,3

8

Туберкулез

2,7

9

Рак трахеи, легких, бронхов

2,2

10

Дорожно-транспортный травматизм

2,1

11

Сахарный диабет

1,7

12

Малярия

1,6

В Украине один из самых высоких уровней риска гибели в ДТП (показатель количества погибших на 100 ДТП у нас составляет 15-17, что в 7-8 раз больше, чем в Германии, Португалии, Швеции, Австрии и в 3-4- чем в Венгрии, Дании, Финляндии и Франции.

Учитывая ситуацию, сложившуюся в Стране, Кабинет Министров Украины Распоряжением от 30.10.2008 утвердил Концепцию Государственной целевой программы повышения безопасности дорожного движения на 2009-2012 годы [1].

Основной целью Программы является снижение уровня аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, создание безопасных и комфортных условий движения транспортных средств по улично-дорожной сети, а также усовершенствование системы государственного управления безопасностью дорожного движения.

Одной из основных причин низкого уровня безопасности дорожного движения по определению Концепции является низкая эффективность системы организационно-планировочных и инженерных мероприятий, направленных на совершенствование организации движения транспорта по пешеходов [4].

Актуальность темы. Относительное количество погибших у нас в 7 – 10 раз больше, чем в развитых странах. Последствия ДТП в Украине наносят ущерб в размере 1,4 % ВВП. Через несколько лет количество автомобилей, риски аварийности и убытки удвоятся. При неосуществлении кардинальных мер по повышению безопасности на дорогах будут сдерживаться инвестиции в экономику страны, через опасность передвижения и транспортировки. Важным аспектом международных отношений является отношение к жизни и здоровья человека [1].

Автомобильный транспорт представляет собой одну из важнейших отраслей народного хозяйства. В Украине, как и в других странах мира, автомобиль находит широкое применение для хозяйственных и деловых поездок, для поездок к местам кратковременного и длительного отдыха и др.

Происходит процесс автомобилизации, суть которого заключается в быстром росте автомобильного парка и в проникновении автомобиля во все сферы экономической и социальной деятельности человека.

Продуктивная работа автомобильного транспорта, эффективное использование личных автомобилей требуют наличия развитой сети автомобильных дорог с качественным их обустройством.

Эффективность работы автомобильного транспорта во многом зависит от технического уровня и состояния дорог. При ухудшении технического состояния дороги снижается производительность и безопасность дорожного движения, повышается себестоимость перевозок.

Современные автомобильные дороги должны обеспечивать безопасность дорожного движения, учитывая при этом психофизиологические способности восприятия водителями дорожных условий. Должны быть повышены и требования к удобства движения на дорогах.

Наиболее острой проблемой, вызванной резким ростом автомобилизации, является аварийность. По данным Всемирной ассоциации дорожных конгрессов и Международной дорожной федерации на автомобильных дорогах всех континентов ежегодно погибает более 200 тыс. чел., а потери от аварийности во многих странах составляют около 1 % национального дохода [5].

Скопление автомобилей на дорогах и улицах, увеличение интенсивности и плотности движения влечет за собой снижение скорости, способствует возникновению заторов, что в свою очередь увеличивает себестоимость перевозок, снижает производительность работы автомобильного транспорта.

Обеспечение эффективных мер по повышению безопасности дорожного движения, уменьшение негативного воздействия на окружающую среду – все это является сложным социально-экономическим и техническим заданием.

Решается она путем строительства новых дорог, реконструкции существующих, повышения транспортно-эксплуатационного уровня сети дорог, которая уже сложилась.

Чем выше транспортно-эксплуатационный уровень автомобильных дорог, тем в меньшей степени проявляются негативные последствия автомобилизации.

При этом необходимо иметь в виду, что транспортно-эксплуатационный уровень современной автомобильной дороги определяется не только сообщением геометрических элементов трассы, количеством полос движения, состоянием проезжей части и обочин, но и инженерным оборудованием дороги, и в большинстве требования безопасности дорожного движения удовлетворяются именно благодаря широкому и умелому использованию инженерного оборудования.

К инженерному оборудованию автомобильных дорог относятся технические средства организации дорожного движения (ТС ОДР) – ограждения, дорожные знаки и указатели, разметка проезжей части, освещение, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления дорожным движением)[6], [7].

Технические средства организации дорожного движения автомобильных дорог в значительной степени способствуют стабилизации режимов движения транспортных средств, безопасности, экономичности и комфортабельности дорожного движения, смягчению негативного влияния транспортных потоков на окружающую среду.

Организационно-правовой основой установки и эксплуатации ТС ОДР на автомобильных дорогах есть правила дорожного движения, общегосударственные стандарты, нормативные документы, регламентирующие деятельность подразделений дорожно-эксплуатационной службы и Госавтоинспекции.

Уже на сегодня явно наметился значительный отрыв европейских, заокеанских стран и конечно России и Белоруссии от Украины в производстве прогрессивных ТС ОДР. Очень заметно это по международным выставкам, научно-практическим семинарам, и просто из разговоров с туристами. Уже сегодня Росавтодор ставит задачу перед своими подразделениями по немедленному внедрению термопластиковой горизонтальной дорожной разметки на всех дорогах федерального значения, а например автомобильные дороги общего пользования Луганской области по состоянию на сегодня не имеют ни одного метра такой разметки.

Основу исследования составили теоретические и практические труды в области организации БДД отечественных и зарубежных ученых в числе которых В.Ф. Бабков, А.П. Васильев, В.К. Жданюк, Г.И. Клинковштейн, Ю.А. Кременец, М.М. Поздняков, Є.Д. Прусенко, И.М. Пугачев, С.Г. Цупиков, В.В. Ушаков А.В., Бусел и много других специалистов [8].

Реализация поставленной цели, которая заключается в повышении безопасности дорожного движения, предполагает решение следующих основных задач:

  • Проведение полного анализа аварийности на автомобильных дорогах общего пользования Украины, и в частности Луганской области;
  • Уменьшение количества погибших и пострадавших в ДТП путем внедрения современных ТС ОДР;
  • Снятие с учета МК ДТП;
  • Экономия государственных средств;
  • Внесение изменений и новых предложений в существующих нормативов по безопасности движения.

Методы исследования. Проведены теоретические и практические исследования, основанные на передовом мировом опыте.

Научная новизна работы состоит в отходе от локального решения вопросов БДД и обосновании единого методологического подхода к решению задач обеспечения БДД путем системного применения современных ТС ОДР на территории Луганской области за счет средств государственного бюджета на капитальный, текущий планово-предупредительные ремонты и эксплуатационное содержание автодорог [9].

Практическая ценность. Проведенные в работе исследования и полученные результаты позволяют:

  • За короткий срок и относительно небольшие средства выполнить значительные объемы работ по обеспечению БДД на автодорогах общего пользования Луганской области;
  • Подготовить предложения к изменению в ПДД, и другие нормативные документы;
  • Донести до сведения общественности через доклады и статьи проблемы ОДР в Луганской области и Украине в целом и пути их решения;
  • Включить результаты работы в конспект лекций по дисциплинам “Изыскания и проектирование автомобильных дорог и аэродромов”, “Дорожные знаки” и “Организация и правила дорожного движения” для обучения студентов-дорожников ГВУЗ “Луганский строительный колледж”.

Библиографический список
  1. Постанова Кабінету Міністрів України від 30. жовтня 2008 р № 1384-р «Про схвалення Концепції Державної цільової програми підвищення рівня безпеки дорожнього руху на 2009-2012 роки». – Київ: Рада, 2008.
  2. Resolution adopted by the General Assembly.  United Nations Millennium Declaration № 55/2. 18 September 2000. – 19 Р.
  3. Mathers С., Loncar D  Updated projections of global mortality and burden on disease, 2002-2030: data sources, methods and results, WOZ, October 2005.- Р. 48
  4. «Про Концепцію Державної цільової програми підвищення безпеки дорожнього руху на 2009-2012 роки» // Дорожня галузь України. – 2009. – № 2. – С. 40-42
  5. World report on road traffic injury prevention. World Health Organization. – Geneva, 2004. – Р. 16.
  6. Ушаков В.В. Поспелов П.И. Залуга В.П. Саламахин П.М. Федотов Г.А. Яковлев Ю.М. Васильев А.И. Ольховиков В.М. Силкин В.В. Ларина Т.А. Расторгуев М.Ю. Справочник дорожных терминов. – Москва: Экон, 2005. – 218 с.
  7. ДСТУ 2935-94 Безпека дорожнього руху. Терміни та визначення. – Київ: Держстандарт України 1994
  8. Осипов В.О. Електронна бібліотека технічної літератури циклової комісії автодорожніх дисциплін. – Луганськ: ЛБК, 2011. – 40 000 с.
  9. ВБН Г.1-218-530-2006 Класифікація робіт з ремонтів та експлуатаційного утримання автомобільних доріг загального користування. – Київ: Укравтодор 2006.


Все статьи автора «osipov.valentin100»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: