УДК 34

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФИКЦИЙ

Ильина Елизавета Васильевна
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
магистрант кафедры теории и истории государства и права факультета управления

Ключевые слова: конституционно-правовая фикция, фикция, юридическая фикция.

Ilyina Elizaveta Vasilevna
Academy of Management under the President of the Republic of Belarus
Undergraduate Department of Theory and History of State and Law, Faculty of Management

Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ильина Е.В. Классификация конституционно-правовых фикций // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3011 (дата обращения: 30.09.2017).

Правовая фикция представляет собой универсальное средство юридической техники, при помощи которого относительно произвольно конструируется заведомо не существующее положение, признаваемое существующим, и наоборот, носящее категоричный, императивный, неопровержимый, формальный характер, закрепляемое в законодательстве или соглашении сторон и имеющее особое целевое назначение в механизме правового регулирования.

Как известно, в каждой отдельной отрасли права использование правовой фикции выполняет различные функции и реализует разную политику законодателя. Функции фикций, а также необходимость их использования в рамках отрасли права зависят от ее целей, задач, принципов.

Конституционно-правовая фикция является одним из видов правовой фикции и занимает особое место в правовой системе в силу приоритета конституционных правоположений. При этом, несмотря на появление в последнее время ряда общетеоретических и отраслевых работ, посвященных феномену правовой фикции, конституционно-правовая фикция является не исследованной в научной литературе.

На современном этапе развития юридической науки общеправовых классификаций фикций предложено достаточно много, что объясняется множеством оснований для выделения тех или иных видов правовых фикций, поскольку фикция в целом многогранное и неоднозначное явление, которое многими авторами воспринимается по-разному. Данные классификации вырабатываются для более глубокого познания сути правовой фикции, постижения смысла и роли использования фикций в праве.

Правовые фикции, характерные для отрасли конституционного права приобретают свою специфику в зависимости от характера регулируемых общественных отношений, не теряя общих свойств, присущих правовой фикции в целом. Конституционному праву в силу специфики предмета правового регулирования будут свойственны собственные разновидности правовых фикций, присущие лишь данной отрасли – легитимирующие.

Полагаем целесообразным выделить также следующие разновидности конституционно-правовых фикций.

Наиболее общим основанием для классификации является деление фикций, характерных для отрасли конституционного права, по содержанию на:

а) материальные;

б) процессуальные;

в) смешанные.

При этом если материальные конституционно-правовые фикции регулируют содержательную сторону общественных отношений, создают необходимые для движения правовой материи факты или состояния (например, территория государства), то процессуальные (используемые, например, в законодательном процессе) служат, в основном, для смягчения процессуальных формальностей. К смешанной фикции может быть отнесено, к примеру, разделение властей, поскольку данная конституционно-правовая фикция не только определяет сущность данного феномена, но и порядок взаимодействия между ветвями власти, процесс делегирования законодательства и т. д.

По правовой силе можно выделить:

а) правовые фикции, содержащиеся или вытекающие из текста Конституции (Основного закона) страны;

б) правовые фикции, закрепленные прямо или косвенно в иных правовых актах, содержащих конституционно-правовые нормы, и действующие в сфере всего конституционного права государства.

Основанием для данной классификации служит то, что правовые фикции, содержащиеся в различных нормативных актах, обладают различной юридической силой. При этом система отрасли конституционного права охватывает все действующие конституционно-правовые фикции, а система Конституции (Основного закона) государства – генеральную часть этих правовых фикций.

В соответствии с общетеоретической классификацией, предложенной О.А. Курсовой [1, 23–24], все конституционно-правовые фикции можно подразделить на:

а) статические – формируемые в течение длительного времени, выражающие доктринальные основания права и характеризующиеся относительной устойчивостью (например, государство, территория, народный суверенитет, разделение властей);

б) динамические – неустойчивые, возникающие сообразно текущим потребностям правовой практики; они обладают более простой конструкцией, чем фикции статические, могут видоизменяться или исчезать (например, правовые фикции, применяемые в законодательном процессе).

По способу закрепления (объективации) в реальной действительности конституционно-правовые фикции делятся на:

а) собственно конституционные, характерные только для данной отрасли (например, процессуальные конституционно-правовые фикции);

б) конкретизируемые и развиваемые иными отраслями права (правовая фикция равенства всех перед законом).

Конституционно-правовые фикции можно также подразделить на:

а) открытые (очевидные, явно видимые в тексте акта);

б) латентные (скрытые, определить наличие которых можно только путем глубокого анализа и толкования правовых норм).

К первым относятся, например, конституционно-правовые фикции, используемые в законодательном процессе, ко вторым – закрепленное в конституциях многих государств положение о президенте как гаранте конституции, прав и свобод человека и гражданина.

По отношению к фактическим обстоятельствам могут быть выделены следующие конституционно-правовые фикции:

а) положительные (признающие реально не существующие обстоятельства существующими);

б) отрицательные (отрицающие реально существующие обстоятельства).

Примером первой разновидности является правовая фикция, содержащаяся в ч. 6 ст. 100 Конституции Республики Беларусь: «Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным» [2]; примером второй – равенство всех людей перед законом независимо от пола, расы, национальности, происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, места жительства, отношения к религии и других обстоятельств.

Таким образом, правовые фикции в отрасли конституционного права могут быть классифицированы по различным основаниям. При этом каждая из приведенных классификаций конституционно-правовых фикций помогает глубже проникнуть в сущность данного феномена, раскрывая основные свойства и назначение фикций в конституционном праве.


Библиографический список
  1. Курсова, О.А. Фикции в российском праве: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / О.А. Курсова; Нижегород. Акад. МВД России. – Н.Новгород, 2001;
  2. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004). – Мн.: Амалфея, 2005.


Все статьи автора «Elizzzabet»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: