СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Самохвалов Павел Анатольевич
ЮУрФ ФГУ «ВНИИ охраны и экономики труда»
Начальник сектора профессионального обучения (г.Челябинск)

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования кластеров в региональной экономике, как сообщества экономических субъектов на основе государственно-частного партнёрства, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.

Ключевые слова: кластеры


ESTABLISHMENT AND FUNCTIONING OF CLUSTERS IN REGIONAL ECONOMY

Samohvalov Pavel Anatolevich
YuUrF FGU «VNII ohrany i ekonomiki truda»
Head of Sector for Vocational Training (Chelyabinsk)

Abstract
The article deals with the formation of clusters in the regional economy, as a community of economic subjects on the basis of public-private partnership, mutually contributing to the growth of competitiveness of each other.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ, 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Самохвалов П.А. Создание и функционирование кластеров в региональной экономике // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/09/2836 (дата обращения: 22.12.2024).

 

«В современной экономике, особенно в условиях глобализации… на первое место выходят кластеры – системы взаимосвязей форм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей».

Майкл Портер,

профессор Гарвардского университета

 

Процессы глобализации, усиления международной конкуренции, характерные для современной экономики, явились объективной предпосылкой смены парадигмы управления конкурентоспособностью, которая состоит в отказе от традиционной политики и переходе к новой, инновационной, основанной на кластерах.

Для экономики региона кластеры играют роль точек роста. Когда один или несколько экономических субъектов достигают конкурентоспособности на рынке, они распространяют свое влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей, конкурентов. В свою очередь, успехи окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данного экономического субъекта. В итоге формируется «кластер»— сообщество экономических субъектов, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.

Согласно действующему в Российской Федерации классификатору ОК 004-93 образование отнесено к сфере услуг, и его основной задачей является обеспечение экономических субъектов необходимыми трудовыми ресурсами. При этом сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющая создание инновационного климата и конкурентоспособности экономики в целом. В сообществах экономических субъектов (кластерах) Челябинской области,  образование рассматривается как «стратегический ресурс развития»[1].

Понятие кластера было введено в экономическую теорию Майклом Портером. «Кластер – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [2].

Для того чтобы стать кластером в экономике, группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности,  взаимодополнять друг друга и функционировать на основе партнёрских отношений.

К характерным признакам кластера относят: максимальную географическую близость;  родство технологий; общность сырьевой базы; наличие инновационной составляющей.

В кластере инновационную составляющую реализуют, прежде всего, научно- исследовательские институты и университеты,  происходит усиление их роли как значимых субъектов развития в формировании промышленного потенциала региона, складывается система интегрирующих функций университета в целостной национально-региональной образовательной системе, что отражено в таких документах Болонского процесса, как Сорбоннская (1998) и Болонская (1999) декларации. Авторы концепций информационного общества (Р. Барнет, Д. Белл, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, М. Кастельс, И. Масуда, Д. Рисман, А. Тоффлер,) обоснованно полагают, что высшее образование превратится в определяющий гуманитарно-социальный институт, поэтому лидировать будет та нация, которая создаст наиболее эффективную систему непрерывного образования – «образования в течение всей жизни» (long life education).

Анализ теории и практики профессионального образования позволяет сделать вывод, что современные тенденции развития профессиональных образовательных учреждений актуализировали новые педагогические задачи, решение которых возможно в рамках проблемы построения региональной системы непрерывного образования в экономическом кластере [6].

 Территориальная система образования представляет собой модель «черного ящика» (Рис.1). Наполнение модели должно происходит через социальное партнерство, которое в условиях кластера будет эффективным, если [7]:

-        все уровни образования одной отрасли находятся в преемственной взаимосвязи на основе сквозных образовательных программ;

-        образовательные программы создаются с учетом требований профессиональных стандартов, разработанных представителями отрасли;

-        коллективы учебного заведения (учебных заведений) и предприятий взаимодействуют на основе принципов социального партнёрства.

Рисунок 1 – Модель «черного ящика» системы образования [8].

 Переходной (стартовой) моделью функционирования образовательной системы в кластере может стать УНИК (учебно-научный инновационный комплекс) [9]. Основными целями УНИКов являются: построение целостной системы многоуровневой подготовки рабочих кадров и специалистов для предприятий на основе интеграции образовательных учреждений и предприятий-работодателей, обеспечивающей повышение качества, сокращение сроков подготовки рабочих кадров, специалистов и закрепление выпускников на предприятиях; интенсификация и стимулирование совместных проблемно-ориентированных фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований; создание гибкой системы повышения квалификации специалистов предприятий с учетом текущих и прогнозных требований производства.

Работа комплекса строится на основе двусторонних договоров о партнерстве между членами УНИК, предусматривающих проведение работ в области профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, организации совместных научных исследований.

 

 Рисунок 2 – Условия реализации инноваций в высшем образовании

Кластерное обучение является сравнительно новым направлением в профессиональной педагогике, его внедрение в процесс подготовки требует определения педагогических условий и экспериментальной проверки эффективности формирования компетентного специалиста.

В кластере все субъекты участия регулируют многоуровневую систему подготовки квалифицированных кадров необходимой квалификации. Работодатель определяет, чему учить, учебные заведения – как учить, а профессиональное образование рассматривается как процесс, в основе которого лежит его интеграция с производством. При этом и время затрачиваемое на подготовку востребованного специалиста, и период его профадаптации сокращаются [11].

Построение экономического кластера в регионе связано с необходимостью объединить в рамках одной (территориальной, функциональной) зоны бизнес-проекта фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых технологий, методик, интеллектуальных продуктов и подготовку производства этих продуктов. Для работодателя-заказчика образовательных услуг образовательные учреждения, включённые в кластер, являются фабрикой комплексного практико-ориентированного знания, позволяющего определить зоны приоритетных инвестиционных вложений. Интеграция в в экономическом кластере понимается не только как формальное объединение различных структур известной триады «образование – наука – производство», а как нахождение новой формы сопряжения их потенциалов с целью достижения сверхэффекта в решении поставленных задач [12].

 

Рисунок 3 – Модели инженерного образовательного кластера

С целью достижения максимально возможного синергетического эффекта следует развивать межкластерные взаимодействия на основе государственно-частного партнёрства. В экономических кластерах Челябинской области  регуляционная функция межкластерного взаимодействия отводится Министерству экономического развития Челябинской области, которое совместно с Министерством промышленности и природных ресурсов, Министерством образования и науки по данным Министерства социальных отношений Челябинской области проводит мониторинг рынка труда и определяет текущую и прогнозную (до 10 лет) потребность отрасли в кадрах.

Специфические черты организации государственно-частного партнерства в системе межкластерного взаимодействия [13]:

-        стороны партнерства должны быть представлены, как государственным, так и частным сектором экономики;

-        взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны носить равноправный характер;

-        стороны государственно-частного партнерства должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес;

-        стороны государственно-частного партнерства должны объединять свои вклады для достижения общих целей;

-        взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и других);

-        стороны государственно-частного партнерства должны распределять между собой расходы и риски, а также участвовать в использовании полученных результатов.


Библиографический список
  1. Руднева, П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах [Электронный ресурс] // Экономика региона. 2007. № 18. Ч.2. (декабрь) Режим доступа: http://journal.vlsu.ru.
  2. Портер, М. Конкуренция. М.: Издат.дом «Вильямс», 2003.
  3. Гаврилова О.Е., Шагеева Ф.Т., Никитина Л.Л. К вопросу о подготовке специалистов-конструкторов швейного производства в условиях образовательного кластера. – [электронный ресурс]. URL: http//conference.kemsu.ru (дата обращения 31.08.2011г.)
  4. Нанотехнологический словарь РОСНАНО. – [электронный ресурс]. URL: http://www.rusnano.com/Term.aspx/Show/15134 (дата обращения 31.08.2011г.).
  5. Иноземцева Е.С. Место России как экспортера на мировом рынке образовательных услуг // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – № 8. – С.60-108.
  6. Щербакова О.Н. Профессиональная подготовка молодежи в региональной системе непрерывного образования: Диссертация. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Москва, 1999. – 197 c.
  7. Яворский О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01.- Казань, 2008.- 253 с.
  8. Гаврилова О.Е., Шагеева Ф.Т., Никитина Л.Л. К вопросу о подготовке специалистов-конструкторов швейного производства в условиях образовательного кластера. – [электронный ресурс]. URL: http://conference.kemsu.ru/
  9. Гортышов Ю.Ф., Дегтярев Г.Л. КГТУ им.А.Н.Туполева: итоги реализации инновационной образовательной программы // Высшее образование в России. – 2009. – № 5. – С.69-76.
  10. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина – победитель конкурса инновационных программ вузов 2007 года //Вестник образования. – [электронный ресурс]. URL: http://www.vestnik.edu.ru/rector.html (дата обращения 02.01.2010г.).
  11. Сучков В., Сафин Р., Корчагин Е., Айтуганов И. Взаимодействие профессионального образования и производства как фактор модернизации подготовки компетентных специалистов // Высшее образование в России. – 2008. – № 12. – С.19-12.
  12. Асадуллин Р.М. Интеграция как новая форма сопряжения образования, науки и практики в регионе //Аккредитация в образовании. – 2009. – № 32. – С. 16-18.
  13. Кнаус В.В. Управление развитием государственно-частного партнерства: автореферат диссертации … кандидата экономических наук: 08.00.05.- Москва, 2008.- 25 с.


Все статьи автора «Braconer22»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: