|
«В современной экономике, особенно в условиях глобализации… на первое место выходят кластеры – системы взаимосвязей форм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей». Майкл Портер, профессор Гарвардского университета
|
Процессы глобализации, усиления международной конкуренции, характерные для современной экономики, явились объективной предпосылкой смены парадигмы управления конкурентоспособностью, которая состоит в отказе от традиционной политики и переходе к новой, инновационной, основанной на кластерах.
Для экономики региона кластеры играют роль точек роста. Когда один или несколько экономических субъектов достигают конкурентоспособности на рынке, они распространяют свое влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей, конкурентов. В свою очередь, успехи окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данного экономического субъекта. В итоге формируется «кластер»— сообщество экономических субъектов, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.
Согласно действующему в Российской Федерации классификатору ОК 004-93 образование отнесено к сфере услуг, и его основной задачей является обеспечение экономических субъектов необходимыми трудовыми ресурсами. При этом сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющая создание инновационного климата и конкурентоспособности экономики в целом. В сообществах экономических субъектов (кластерах) Челябинской области, образование рассматривается как «стратегический ресурс развития»[1].
Понятие кластера было введено в экономическую теорию Майклом Портером. «Кластер – это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [2].
Для того чтобы стать кластером в экономике, группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности, взаимодополнять друг друга и функционировать на основе партнёрских отношений.
К характерным признакам кластера относят: максимальную географическую близость; родство технологий; общность сырьевой базы; наличие инновационной составляющей.
В кластере инновационную составляющую реализуют, прежде всего, научно- исследовательские институты и университеты, происходит усиление их роли как значимых субъектов развития в формировании промышленного потенциала региона, складывается система интегрирующих функций университета в целостной национально-региональной образовательной системе, что отражено в таких документах Болонского процесса, как Сорбоннская (1998) и Болонская (1999) декларации. Авторы концепций информационного общества (Р. Барнет, Д. Белл, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, М. Кастельс, И. Масуда, Д. Рисман, А. Тоффлер,) обоснованно полагают, что высшее образование превратится в определяющий гуманитарно-социальный институт, поэтому лидировать будет та нация, которая создаст наиболее эффективную систему непрерывного образования – «образования в течение всей жизни» (long life education).
Анализ теории и практики профессионального образования позволяет сделать вывод, что современные тенденции развития профессиональных образовательных учреждений актуализировали новые педагогические задачи, решение которых возможно в рамках проблемы построения региональной системы непрерывного образования в экономическом кластере [6].
Территориальная система образования представляет собой модель «черного ящика» (Рис.1). Наполнение модели должно происходит через социальное партнерство, которое в условиях кластера будет эффективным, если [7]:
- все уровни образования одной отрасли находятся в преемственной взаимосвязи на основе сквозных образовательных программ;
- образовательные программы создаются с учетом требований профессиональных стандартов, разработанных представителями отрасли;
- коллективы учебного заведения (учебных заведений) и предприятий взаимодействуют на основе принципов социального партнёрства.
Рисунок 1 – Модель «черного ящика» системы образования [8].
Переходной (стартовой) моделью функционирования образовательной системы в кластере может стать УНИК (учебно-научный инновационный комплекс) [9]. Основными целями УНИКов являются: построение целостной системы многоуровневой подготовки рабочих кадров и специалистов для предприятий на основе интеграции образовательных учреждений и предприятий-работодателей, обеспечивающей повышение качества, сокращение сроков подготовки рабочих кадров, специалистов и закрепление выпускников на предприятиях; интенсификация и стимулирование совместных проблемно-ориентированных фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований; создание гибкой системы повышения квалификации специалистов предприятий с учетом текущих и прогнозных требований производства.
Работа комплекса строится на основе двусторонних договоров о партнерстве между членами УНИК, предусматривающих проведение работ в области профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, организации совместных научных исследований.
Рисунок 2 – Условия реализации инноваций в высшем образовании
Кластерное обучение является сравнительно новым направлением в профессиональной педагогике, его внедрение в процесс подготовки требует определения педагогических условий и экспериментальной проверки эффективности формирования компетентного специалиста.
В кластере все субъекты участия регулируют многоуровневую систему подготовки квалифицированных кадров необходимой квалификации. Работодатель определяет, чему учить, учебные заведения – как учить, а профессиональное образование рассматривается как процесс, в основе которого лежит его интеграция с производством. При этом и время затрачиваемое на подготовку востребованного специалиста, и период его профадаптации сокращаются [11].
Построение экономического кластера в регионе связано с необходимостью объединить в рамках одной (территориальной, функциональной) зоны бизнес-проекта фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых технологий, методик, интеллектуальных продуктов и подготовку производства этих продуктов. Для работодателя-заказчика образовательных услуг образовательные учреждения, включённые в кластер, являются фабрикой комплексного практико-ориентированного знания, позволяющего определить зоны приоритетных инвестиционных вложений. Интеграция в в экономическом кластере понимается не только как формальное объединение различных структур известной триады «образование – наука – производство», а как нахождение новой формы сопряжения их потенциалов с целью достижения сверхэффекта в решении поставленных задач [12].
Рисунок 3 – Модели инженерного образовательного кластера
С целью достижения максимально возможного синергетического эффекта следует развивать межкластерные взаимодействия на основе государственно-частного партнёрства. В экономических кластерах Челябинской области регуляционная функция межкластерного взаимодействия отводится Министерству экономического развития Челябинской области, которое совместно с Министерством промышленности и природных ресурсов, Министерством образования и науки по данным Министерства социальных отношений Челябинской области проводит мониторинг рынка труда и определяет текущую и прогнозную (до 10 лет) потребность отрасли в кадрах.
Специфические черты организации государственно-частного партнерства в системе межкластерного взаимодействия [13]:
- стороны партнерства должны быть представлены, как государственным, так и частным сектором экономики;
- взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны носить равноправный характер;
- стороны государственно-частного партнерства должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес;
- стороны государственно-частного партнерства должны объединять свои вклады для достижения общих целей;
- взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и других);
- стороны государственно-частного партнерства должны распределять между собой расходы и риски, а также участвовать в использовании полученных результатов.
Библиографический список
- Руднева, П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах [Электронный ресурс] // Экономика региона. 2007. № 18. Ч.2. (декабрь) Режим доступа: http://journal.vlsu.ru.
- Портер, М. Конкуренция. М.: Издат.дом «Вильямс», 2003.
- Гаврилова О.Е., Шагеева Ф.Т., Никитина Л.Л. К вопросу о подготовке специалистов-конструкторов швейного производства в условиях образовательного кластера. – [электронный ресурс]. URL: http//conference.kemsu.ru (дата обращения 31.08.2011г.)
- Нанотехнологический словарь РОСНАНО. – [электронный ресурс]. URL: http://www.rusnano.com/Term.aspx/Show/15134 (дата обращения 31.08.2011г.).
- Иноземцева Е.С. Место России как экспортера на мировом рынке образовательных услуг // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – № 8. – С.60-108.
- Щербакова О.Н. Профессиональная подготовка молодежи в региональной системе непрерывного образования: Диссертация. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Москва, 1999. – 197 c.
- Яворский О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.01.- Казань, 2008.- 253 с.
- Гаврилова О.Е., Шагеева Ф.Т., Никитина Л.Л. К вопросу о подготовке специалистов-конструкторов швейного производства в условиях образовательного кластера. – [электронный ресурс]. URL: http://conference.kemsu.ru/
- Гортышов Ю.Ф., Дегтярев Г.Л. КГТУ им.А.Н.Туполева: итоги реализации инновационной образовательной программы // Высшее образование в России. – 2009. – № 5. – С.69-76.
- Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина – победитель конкурса инновационных программ вузов 2007 года //Вестник образования. – [электронный ресурс]. URL: http://www.vestnik.edu.ru/rector.html (дата обращения 02.01.2010г.).
- Сучков В., Сафин Р., Корчагин Е., Айтуганов И. Взаимодействие профессионального образования и производства как фактор модернизации подготовки компетентных специалистов // Высшее образование в России. – 2008. – № 12. – С.19-12.
- Асадуллин Р.М. Интеграция как новая форма сопряжения образования, науки и практики в регионе //Аккредитация в образовании. – 2009. – № 32. – С. 16-18.
- Кнаус В.В. Управление развитием государственно-частного партнерства: автореферат диссертации … кандидата экономических наук: 08.00.05.- Москва, 2008.- 25 с.