ВНЕДРЕНИЕ И РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Шустова М.С.

Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шустова М.С. Внедрение и развития электронного правительства в Ростовской области // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/09/2425 (дата обращения: 14.03.2024).

Сегодня перед многими регионами России встает вопрос о выборе стратегии эффективного использования информационных технологий для поддержки процессов государственного управления, и Ростовская область – не исключение. Необходимость системного видения процесса внедрения новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и электронного правительства (ЭП) осознается как чиновниками и должностными лицами, так и представителями бизнес-элиты региона.

Ростовская область по данным на июль 2010 г. занимает 8-е место в России по темпам внедрения сети телекоммуникационной связи[1]. Все органы государственной власти в единое информационное пространство предстоит объединить к 2014 году. Вопрос появления полноценного ЭП в регионе стал одной из приоритетных задач, которую поставил губернатор Ростовской области Василий Голубев в своем первом официальном выступлении в ранге главы региона: «Уже в ближайшее время мы должны форсировать работу по переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Сегодня только 1% получателей услуг оценивает качество их предоставления как позитивное. К 2014 году мы обязаны перевести все государственные и муниципальные услуги в электронный вид. Подчеркиваю – все!»[2].

В Ростовской области утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий»[3], рассчитанная на 2010-2013 годы. Общий объем финансирования по этой целевой программе составляет почти 3 млрд. руб.

Главная цель программы – расширение возможности доступа граждан к информации для реализации своих конституционных прав и повышение качества предоставления государственных услуг гражданам и организациям Ростовской области. В круг приоритетных программных задач входит:

- повышение уровня использования информационных и телекоммуникационных технологий в ключевых сферах социально-экономического развития Ростовской области;

- создание и развитие архитектуры «электронного правительства» в Ростовской области;

- придание официального статуса электронным формам взаимодействия, обеспечение подлинности и достоверности информации в процессах электронного взаимодействия органов государственной власти;

- использование электронной цифровой подписи в процессе электронного взаимодействия;

- создание условий для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»;

- формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное использование новых ИКТ и др.

В программе приводится сравнительный анализ показателей развития и использования современных ИКТ в Ростовской области, регионе-лидере по внедрению ИКТ и ЭП Республике Татарстан, а также в регионах-соседях – Краснодарском крае и Волгоградской области. Этот анализ основывается на Индексе готовности регионов России к информационному обществу, который издает Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Согласно показателям, Ростовская область не отстает от регионов соседей по уровню развития ИКТ в образовании и здравоохранении, а по некоторым показателям, например по числу персональных компьютеров в органах государственной власти, опережает и соседние регионы и Республику Татарстан[4]. Таким образом, Ростовская область имеет все технические предпосылки для успешного внедрения и развития ЭП. Однако этот процесс связан с рядом рисков. Во-первых, это риск пассивного сопротивления распространению и использованию чиновниками результатов выполнения мероприятий программы и отсутствие необходимой мотивации. Во-вторых, риск недостаточной гибкости и адаптируемости программы к изменениям в организации и деятельности органов государственной власти региона. И наконец, риск дублирования и несогласованности выполнения работ различными ведомствами, ответственными за этот процесс.

Выполнение программы в 2010 – 2013 годах планируется осуществить в два этапа:

- первый этап – 2010 год;

- второй этап – 2011 – 2013 годы.

В 2010 году планируется сформировать нормативно-правовую базу, разработать методологию повышения качества государственного управления на основе использования ИКТ, разработать методологию мониторинга уровня распространения ИКТ в Ростовской области и эффективности использования ИКТ в органах государственной власти региона. На втором этапе намечается реализация общесистемных мероприятий, направленных на развитие ИКТ в области, осуществить внедрение подсистем ЭП, продолжить реализацию программы подготовки и переподготовки кадров по ИКТ для государственных учреждений.

Кроме того, уже завершена реализация нескольких крупных проектов:

1) создана корпоративная сеть телекоммуникационной связи областных органов государственной власти и административных центров региона (КСТС).

Эта сеть связала в единое информационное пространство администрации 55 муниципальных образований и 28 органов исполнительной власти области. КСТС позволяет осуществлять оперативный электронный обмен между органами власти и муниципальными образованиями. На ее базе развернут ряд новых информационных систем, в том числе система видеоконференцсвязи Администрации Ростовской области с административными центрами 55 муниципальных образований, внедрена система электронного документооборота «Дело», система криптографической защиты информации, корпоративная электронная почта.

2) для информирования населения создан портал www.donland.ru, на котором регулярно публикуется информация о деятельности Администрации Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области.

Сайт органа государственной власти — это не просто атрибут современной политики, а наиболее эффективное средство распространения официальной информации о деятельности государственной власти. По содержанию официальных сайтов можно судить об уровне открытости и закрытости каждого органа власти и государства в целом, прозрачности управленческих решений и процедур, возможности граждан страны получать интересующую их информацию. Сайт администрации Ростовской области (www.donland.ru) в рейтинге Института развития свободы информации в 2011 г. был признан лучшим в стране по степени информационной открытости[5]. В основу оценки были положены актуальность и достоверность данных о работе органов власти, соответствие публикуемых материалов требованиям действующего законодательства в сфере обеспечения доступа к информации. Также оценивались количественные и качественные характеристики размещаемой информации. В соответствии с оценкой экспертов официальные веб-сайты соседей Ростовской области по Южному федеральному округу обладают более низкой степенью информационной доступности: например, портал администрации Волгоградской области – на 59-м месте с рейтингом в 30,67%, веб-сайт администрации Краснодарского края – на 67-м месте (28,12%). В прошлом году в этом рейтинге официальный портал администрации Ростовской области находился на втором месте, что безусловно свидетельствует о постоянстве в позитивном развитии информационной доступности и ЭП в регионе.

3) на территории Ростовской области успешно функционируют МФЦ.

Ростовская область еще в 2007 г. в числе первых 16 субъектов РФ приступила к созданию инфраструктуры для качественного предоставления услуг населению. Ростовская область пошла по пути создания европейской модели построения сети МФЦ. Опыт показал, что создавать разветвленную сеть необходимо не только на территории области, но и отдельно взятого муниципального образования. При этом требуется учитывать такие факторы как количество обращений граждан, удобство территориального размещения и наличие свободных площадей под МФЦ. Многофункциональные центры должны быть максимально приближены к потребителям услуг.

Уникальный проект под названием «Город будущего» реализован в Ростовской области в городе Шахты. На площади почти в 13 тысяч квадратных метров создан МФЦ, который предоставляет широкий спектр государственных и муниципальных услуг. Услуги оказывают 13 организаций, из них 6 федеральных: Росреестр, Пенсионный фонд, Соцстрах, Федеральная миграционная служба, Налоговая служба, ГИБДД; семь областных и муниципальных организаций.

Внедрение ЭП и повышение уровня и качества использования информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области позволит повысить уровень и качество жизни населения. Поскольку эти процессы напрямую повлекут за собой увеличение уровня инвестиционной привлекательности региона и, как следствие, социально-экономическое развитие.


[2] http://www.mineconomikiro.ru/n4/n42_july2.html (дата обращения 18.06.2011 г.)

[3] http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=91306 (дата обращения 18.06.2011 г.)

[4] ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской области на 2010 – 2013 годы» с. 12-13 URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=91306 (дата обращения 18.06.2011 г.)

[5] http://www.svobodainfo.org/ru/node/1087 (дата обращения 20.06.2011 г.)



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «shustova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация