УДК 159.9

ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЖЕНЩИН И ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КРАСИВОЙ ЖЕНЩИНЫ

Погонцева Дарья Викторовна
Южный федеральный университет

Аннотация
Данная статья посвящена гендерной идентичности женщин и их представления о гендерной идентичности красивой женщины.

Ключевые слова: гендерная идентичность, гендерная психология, женщина, красивая женщина, социальная психология


GENDER IDENTITY OF WOMEN AND THEIR PERCEPTIONS OF GENDER IDENTITY BEAUTIFUL WOMAN

Pogontseva Darya Viktorovna
Southern Federal University

Abstract
This article focuses on gender identity of women and their ideas about gender identity beautiful woman.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Погонцева Д.В. Гендерная идентичность женщин и их представления о гендерной идентичности красивой женщины // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2391 (дата обращения: 02.06.2017).

В рамках гендерных исследований неоднократно поднимается проблемы женской красоты (в рамках феминистских работ и работ, посвященных сексизму), рассматриваются различные аспекты становления гендерной идентичности и ее особенностей.

Хотелось бы отметить, что понятие «красота» в контексте восприятия Другого чаще всего употребляется в связи с оценками внешнего облика. Акцент на «внешней красоте» способствует масштабной эскалации визуальных образов «красивой женщины», увеличивает стремление к совершенствованию своего внешнего облика, а вместе с этим повышает степень «обеспокоенности своей внешностью», которая достигла в современном мире размеров эпидемии. Таким образом, оценка женской красоты сквозь призму физических компонентов внешнего облика ведет не только к возникновению новых негативных социально-психологических феноменов, но и вступает в противоречие с трактовками женской красоты как репрезентации телесно-душевно-духовного единства, как гармонии «внешней» и «внутренней» красоты. В тоже время, изучая представления женщин о красивой женщине, мы определяем способ интерпретации и осмысления феномена «красивая женщина», той группой, которая чаще всего обращается к услугам индустрии красоты, для которой, по мнению различных СМИ, «красота» становится товаром, которая больше других подвержена дискриминации.

Хотелось бы отметить и то, что в качестве объектов эстетической оценки мужчины и женщины сильно отличаются между собой. Оценка красоты мужчины и женщины ориентирована на разные природные и функциональные нормы и стандарты. В красоте мужчины доминируют черты борца, лидера и сильной личности. Красота женщины ориентирована именно на момент соревнования: она должна победить соперниц на «ярмарке невест». Л.В. Кан отмечает, что современные женщины придерживаются прежних традиционных гендерных стереотипов, стремятся к андрогинии и андрогинные женщины в свою очередь наиболее позитивно оценивают свой внешний облик [2]. Д. Михель подчеркивает, что чрезмерно худое тело ассоциируется с неким подобием монстра, в то время как полное, округлое тело демонстрирует женственность, мягкость и символизирует домашний уют [4, с.206]. Таким образом, автор делает акцент на то, что женщина должна соответствовать неким «женским» характеристикам. В свою очередь В. Кардапольцева отмечает, что женственность ассоциируется с красотой, загадочностью, хрупкой изнеженностью и в то же время с чем-то роковым и демоническим. В структуре женственности также есть место роли женщины как хорошей хозяйки [3].

В свою очередь Ю. Фролова и В. Коробицын отмечают, что женщины обладают только им присущими механизмами влияния (такие, как красота, очарование и т.п.) на поведение мужчин, имеющих индивидуальную систему восприятия. В данном случае женщина определена как субъект действия, а мужчина – объект воздействия в гендерных отношениях [5, с. 45-46]. Таким образом, эти работы указывают, что гендерная идентичность и представление о гендерной идентичности Другого формируются как семьей, так и СМИ, и влияют на формирование эталонных образов красивой женщины и выделением в этих образах определенных качеств.

На основе методики психосемантического дифференциала М.В. Буракова [1] определила наборы личностных характеристик, соответствующих «привлекательным» прическам. Привлекательная личность, с точки зрения М.В. Бураковой, обладает необходимыми для успешного взаимодействия аттрактивными чертами (привлекательный, обаятельный, сексуальный, приятный, наивный, интересный), позитивными эмоционально-экспрессивными параметрами (чувственный, эмоциональный, счастливый, веселый), позитивными отношениями к другому (общительный, дружелюбный, добрый, открытый), нравственно-этическими качествами (честный, моральный), эстетическими особенностями (утонченный, современный) [1].

Таким образом, мы можем говорить о том, что оценки женщинами своей гендерной идентичности являются существенным фактором приписывания другой женщине, в нашем случае «красивой», тех же характеристик.

В нашем исследовании приняло участие 304 женщины в возрасте от 18 до 56 лет. Участницам исследования была предложена Методика исследования гендерной идентичности (МИГИ) в адаптации М. Бураковой (2000), данная методика использовалась нами для изучения представлений респондентов о маскулинности и феминности красивой женщины, а также для определения гендерной идентичности участниц исследования. Она представляет собой семантический дифференциал из 30 пунктов – по 10 пунктов в шкалах маскулинности, фемининности и 10 пунктов – нейтральных характеристик. Каждый пункт оценивается по 7-бальной шкале. Исходя из количества баллов, набранных по шкалам маскулинности и фемининности, определяется вид гендерной идентичности красивой женщины.

В ходе анализа полученных данных мы поделили выборку на четыре группы по типу гендерной идентичности участников: 51% обладают феминной (полотипичной) гендерной идентичностью; 21% андрогинной гендерной идентичностью; 19% маскулинной и 9% не дифференцированной гендерной идентичностью.

Анализ гендерной идентичности приписанной красивой женщине также выделил 4 группы в соответствии с каждым типом гендерной идентичности: 63% феминной (полотипичной) гендерной идентичностью; 21% андрогинной гендерной идентичностью; 11% маскулинной и 5% не дифференцированной гендерной идентичностью

Мы также сравнили распределение типа гендерной идентичности приписываемый красивой женщине – женщинами с различным типом гендерной идентичности.

Так женщины с недифференцированной гендерной идентичностью приписывают красивой женщине: 36% – феминную идентичность; 28% недифференцированную; 21% андрогинную; 15% маскулинную гендерную идентичность. Женщины с маскулиной гендерной идентичностью приписывают красивой женщине: 35% – феминную идентичность; 32% андрогинную; 23% маскулинную гендерную идентичность; 10% недифференцированную. Женщины с андрогинной гендерной идентичностью приписывают красивой женщине: 61% – феминную идентичность; 28% андрогинную; 11% маскулинную гендерную идентичность. Женщины с феминной гендерной идентичностью приписывают красивой женщине: 79% – феминную идентичность; 13% андрогинную; 6% маскулинную гендерную идентичность; 2% недифференцированную.

В ходе корреляционного анализа мы выявили обратную корреляционную зависимость между возрастом участниц исследования и такими характеристиками описания красивой женщины, как: аналитически мыслящая (r=-0,11; p<0,05); обаятельная (r=-0,12; p<0,05); действующая как лидер (r=-0,27; p<0,05); готова идти на риск (r=-0,34; p<0,05); обладающая лидерскими качествами (r=-0,31; p<0,05); напористая (r=-0,24; p<0,05); независимая (r=-0,25; p<0,05); доминирующая (r=-0,17; p<0,05); искренняя (r=-0,15; p<0,05); равнодушная (r=-0,19; p<0,05); необязательная (r=-0,13; p<0,05); маскулинная (r=-0,29; p<0,05). Таким образом, чем старше участницы исследования тем реже они описывают красивую женщину как аналитически мыслящую; обаятельную; действующую как лидер; готовую идти на риск; обладающую лидерскими качествами; напористую; независимую; доминирующую; искреннюю; равнодушную; необязательную; маскулинную. Также, чем старше участницы исследования, тем чаще они описывают себя как феминную (r=0,13; p<0,05).

На следующем этапе мы провели сравнительный анализ оценки себя и красивой женщины по характеристикам включенным в МИГИ.  Для этого мы использовали тест Уилкокосона (Wilcoxon). В ходе анализа полученных данных, мы выявили, что не существует различий в оценках соответствия по таким характеристикам, как:  сострадательная (z=1,69; p<0,05) и отзывчивая (z=0,85; p<0,05).

Мы также провели процедуру квартилирования, выделив те характеристики, который входят в верхний квартиль представлений о себе и о красивой женщине, т.е. оцениваются как наиболее значимые. Так в описании себя в верхний квартиль попали такие характеристики, как: чистая, дружелюбная, любящая, искренняя, женственная, обаятельный, добросовестная, сочувствующая. В верхний квартиль описания красивой женщины входят такие характеристики, как обаятельная, женственная, счастливая, чистая, любящая, дружелюбная и самодостаточная. Таким образом, общими являются характеристики: обаятельная, женственная, дружелюбная, чистая и любящая.

Исходя из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что женщины с феминной и андрогинной гендерной идентичностью чаще приписывают красивой женщине феминную гендурную идентичность, в то время как женщины с маскулинной идентичностью и недифференцированной гендерной идентичностью в равной степени приписывают красивой женщине как маскулинные, так и феминные характеристики.

Описание красивой женщины и приписывание ей гендерной идентичности зависит от возраста участниц исследования, чем старше участницы исследования, тем чаще они описывают красивую женщину как феминную.

Чем моложе женщины, тем чаще они приписывают красивой женщине такие характеристики, как аналитически мыслящая; обаятельная; действующая как лидер; готова идти на риск; обладающая лидерскими качествами; напористая; независимая; доминирующая; искренняя; равнодушная; необязательная; маскулинная.

Участницы исследования одинаково оценивают и себя и красивую женщину по таким характеристикам, как сострадательная и отзывчивая. В то же время и в оценке себя и в оценке красивой женщины – участницы оценивают, как наиболее характерные, такие характеристики, как: обаятельная, женственная, дружелюбная, чистая и любящая.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что гендерная идентичность женщины влияет на приписывание определенных характеристик и гендерной идентичности другим (в частности красивой женщине).


Библиографический список
  1. Буракова М.В. Интерпретация маскулинности – фемининности внешнего облика женщины (на примере прически).// Диссер. … канд.  психол. наук. Ростов-на-Дону, 2000. 202 с.
  2. Кан Л. Особенности отношения к собственному внешнему облику у женщин с разным типом гендерной идентичности // Понание и общение: Теория, эксперимент, практика / под.ред. В.А. Барабанщикова  и Е.С. Самойленко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – С.122-136
  3. Кардапольцева В.Н. Женственность как социокультурный конструкт // Вестник РУДН, серия Социология, 2005, № 1(8), стр. 62-76.
  4. Михель Д. Ужасные отражения материнского тела: примеры гендерных политик на Западе в современную эпоху // Гендерные исследования. 2000. №4. С.203-226.
  5. Фролова Ю. В., Коробицын В. В. Моделирование межличностных взаимодействий с гендерной структурой // Тезисы докладов Конференция молодых ученых по математике, математическому моделированию и информатике (4-7 декабря 2001 года). Новосибирск: Изд-во Академгородок, 2001. С. 45-46.


Все статьи автора «Погонцевва Дарья»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: