ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Совык И.Н., Оксинойд К.Э.

Ключевые слова: концепция стратегического развития корпоративной системы обучения, корпоративная система обучения, подготовка персонала, развитие корпоративного обучения


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ, 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Совык И.Н., Оксинойд К.Э. Основы концепции стратегического обучения персонала в электроэнергетике // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2352 (дата обращения: 03.06.2017).

Развитие корпоративных систем обучения персонала электроэнергетических компаний, переход к стратегическому планированию потребности в квалификации персонала на основе среднесрочных и долгосрочных факторов и тенденций ускорит развитие самих корпораций как социальных систем и субъектов рынка. Развитие энергетических компаний, рост прибыли, создание новых генерирующих мощностей неизбежно приводит к созданию новых высококвалифицированных рабочих мест, что в свою очередь приведёт к росту социально-экономической стабильности и окажет содействие в развитии экономики как отдельно взятых регионов, так и страны в целом.

Решение проблем корпоративных систем обучения (далее – КСО) персонала электроэнергетических компаний требует проведения кардинальных изменений на всех уровнях подготовки персонала. Анализ текущего состояния КСО позволил выявить целый ряд проблем теоретического и организационно-практического характера, препятствующих их развитию и реализации стратегических целей компаний как конкурентоспособных субъектов энергетического рынка в инновационной экономике. Фактическое состояние КСО, нацеленных на воспроизводство существующей профессионально-квалификационной структуры персонала, свидетельствует об их неприспособленности к решению обозначенных проблем. Материалы проведенного исследования дают основания для вывода о почти двукратном отставании уровня развития отечественных КСО от своих зарубежных аналогов.

Решение выявленных проблем функционирования КСО затрагивает вопросы, находящиеся в компетенции не только корпоративного, но и вышестоящих звеньев управления: отраслевого и государственного. Особый ряд проблем связан с известными особенностями традиционных систем обучения. Имеются и организационные трудности, испытываемые энергетическими компаниями в настоящих условиях их деятельности.

Характер выявленных проблем развития КСО говорит о том, что для их разрешения необходимы преобразования, которые логично начинать с государственного и отраслевого уровней управления профессиональным образованием. Прежде всего, проведенное исследование говорит о непрозрачности общей системы планирования количества выпускников по ряду энергетических специальностей. В частности, неясно, что является основой данного планирования? Как в этом процессе сочетаются интересы основных заинтересованных субъектов: государства (как выразителя общественных интересов), бизнеса и профессионального образования. Очевидно, что эффективное планирование обучения специалистов, обеспечивающее перспективы развития энергетики страны, должны опираться на определенный организационный механизм, систему взаимоотношений между бизнесом, государством и профессионально-образовательными сообществами. Планирование количества выпускников должно опираться на: а) реальные потребности бизнеса, собранные у самих энергокомпаний; б) количество мест в учебных заведениях должно корректироваться с учётом факторов долгосрочной тенденции для обеспечения своевременной подготовки необходимых специалистов для компаний. Однако самое главное состоит в отсутствии элемента, обеспечивающего стратегический характер планирования, заключающийся в знании перспективной потребности в специалистах. А ведь будущий специалист приступит к работе лишь через 6 лет.

Как видим, при таком подходе фокус государственного регулирования и управленческого воздействия на традиционные школы обучения смещается на удовлетворение потребностей энергетического бизнеса в первую очередь.

То есть, представителями энергокомпаний формируется единый заказ на подготовку специалистов на 6-12 лет, который выполняется традиционными образовательными системами, и по истечении которого будут выпущены специалисты, уже обладающие необходимыми знаниями и умениями.

Срок подготовки специалиста-энергетика – 6 лет – нами выбран скорее как максимальный период времени, за который студент 1 курса очной формы обучения окончит профильный энергетический университет. Для дополнительного профессионального образования, различных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки сроки будут значительно короче, потому что мы имеем дело с обучением взрослых людей, которое характеризуется следующими особенностями:

- наличие у обучающихся жизненного опыта и устоявшихся взглядов;

- наличие прочных профессиональных знаний и навыков;

- потребность в обоснованности (смысле);

- практическая направленность: ориентация на актуальные задачи в реальном контексте;

- потребность в самостоятельности.

И как результат, обучение взрослых людей как сложившихся профессионалов в своей области по своим срокам значительно короче, чем обучение молодых специалистов-студентов. Но требования к качеству знаний даже несколько выше, чем к ним предъявляют студенты, как обучающиеся.

В таком случае можно будет говорить о наличии стратегичности в планировании потребности в персонале на высшем, государственном уровне. И государство, как независимый участник КСО, контролирует соблюдение этого принципа.

В настоящее время, когда энергетический бизнес находится в руках различных собственников, в том числе и зарубежных компаний, только на государственном уровне возможно «обязать» создать механизм, побуждающий генерирующие компании предоставить необходимую для формирования программ подготовки информацию. Для решения обозначенных выше проблем, по нашему мнению, необходимо:

- выстроить механизм рыночного взаимодействия энергетических ВУЗов, техникумов, колледжей, профессиональных училищ и энергетических компаний;

- разработать формы углубленного сотрудничества с учебными заведениями на основе прямых хозяйственных договоров и создания некоммерческих партнёрств с целью вовлечения преподавателей и студентов в процесс реализации инвестиционных программ, совершенствования технологических процессов и разработки новаторских предложений. Таким образом, возможно будет решить сразу несколько имеющихся проблем:

а) для учебных заведений: компенсировать недостаток финансирования со стороны государства на обновление фондов учебных заведений;

б) снизить государственные издержки по обучению на бюджетной основе специалистов, из которых процент работающих по специальности в редких случаях превышает 50%;

в) в случае с созданием некоммерческих партнёрств с привлечением студентов, преподавателей и бизнеса государство может решить такую большую проблему как занятость населения;

г) стимулировать разработку новаций, внедрение современных технологий в производство с целью снижения собственных издержек на совершенствование технологического процесса; снизить риски возникновения несчастных случаев на производстве благодаря уменьшению участия человека в процессе производства с одной стороны и использованию новых технологических решений в оборудовании и самом производственном процессе.

Конечно, для энергетического бизнеса нет большого интереса участвовать в подобном проекте, т.к. это означает увеличение издержек, а соответственно, снижение прибыли акционеров в краткосрочной перспективе. Поэтому государство может стимулировать бизнес введением налоговых льгот для компаний-участников.

Для студентов, самостоятельно желающих обучаться по энергетическим специальностям, не прошедшим по конкурсу (или вообще при отсутствии бюджетных мест по интересующей специальности), но не имеющим достаточных средств на получение образования на платной основе, необходимо рассмотреть возможность предоставления кредитов для получения образования.

И наконец, существует необходимость провести мероприятия по повышению мотивации и престижа работы в электроэнергетике, информационно-оповестительные мероприятия для привлечения и закрепления в отрасли работников требуемых специальностей и профессий. Такими мероприятиями могут стать распространённые в зарубежной практике «Дни открытых станций», когда 1 раз в году всем желающим жителям города предлагается возможность пройти бесплатную экскурсию по ГРЭС. Это – революционный шаг для консервативной отечественной энергетики, где станции всегда были закрыты и являлись для жителей близлежащих районов чем-то огромным, непонятным и от этого даже «страшным». Подобное мероприятие должно в высокой степени освещаться в местной прессе.

- на высшем государственном уровне обязать учебные заведения привлекать работодателей-энергокомпаний для участия в конкурсах на разработку государственных (отраслевых) образовательных стандартов для новых специальностей и профессий. Выше было отмечена необходимость проведения проверки и внесения изменений в существующие стандарты подготовки персонала с привлечением представителей энергетических компаний. Привлечение представителей бизнеса к разработке новых образовательных стандартов позволит избежать ошибок, допущенных в предыдущих программах, а так же является логичным продолжением тенденции выстраивания долгосрочных отношений между корпоративными и традиционными системами обучения.



Все статьи автора «Игорь Совык»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: