РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА ПРОТИВ ДУХОВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Валуев Олег Сергеевич

Ключевые слова: духовная психология, информационное общество, образование, педагогика и психология, философия


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ, 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Валуев О.С. Российское образование: философия информационного общества против духовной психологии // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2279 (дата обращения: 03.06.2017).

В эпоху информационно-технического прогресса неуклонно происходят изменения во всех сферах нашей жизни. Меняется искусство, социальное устройство, потребности, быт, культура, облик планеты и сам Человек. Речь идёт не только о количественных изменениях (в определении скорости жизни, мобильного поведения, количестве необходимых технических новинок), но качественных, меняющих саму природу Человека. Как быть в этом сложном мире системе образования? Какие идеалы мы должны преследовать: религиозные, технократические, научно-технические, инфократические, духовные, гуманистические, персоналистские..? В какого Человека верить? «Наша цивилизация, – пишет отечественный психолог А. Свияш, – ориентирована на человека, в основе поступков которого лежит Разум, рациональное начало. Но в силу того, что далеко не всеми поступками людей руководит Разум, наша жизнь странная и непредсказуемая. И многим это нравится. Как развивать наш Разум и принимать обоснованные решения, учат везде – в школе, в институте, на работе и так далее. Как обуздать Эмоции, тоже учат, хотя значительно реже и менее успешно. Как обуздать Инстинкты, не учит никто. Их обуздывает только воля – добровольно – или страх, то есть принудительно… Как управлять возможностями своего Подсознания, не учит никто. Хотя это вполне достижимо» [4, с. 140]. Сегодня, доверяя языку и «схемам мышления» машин, мы всё больше отходим от эмоционально-чувственного, эмпатийного общения. На перцепцию не хватает времени, интеракция только по случаю выгоды… Мы одиноки в одиноком мире, создаваемом нашим Разумом. Мы мыслим, как машины. Человечество долго и основательно готовилось к наступлению эры технократизма, именуя её ноосферой (Вернадский). Идея создания информационного общества не есть идея ноосферы. Это положение кажется неправдоподобным и отталкивающим, но стоит лишь вдуматься в смысл ноосферы, и всё сразу становится понятным. Ноосфера предполагала две главнейшие категории, которые сегодня не учитываются. Во-первых, ноосфера человечна, то есть ориентирована не столь на потребности, сколько на ценности, духовную составляющую, мировоззрение. Она отражает наш внутренний мир в мире внешнем, обустраивая его для удобства (гармонии и взаимосочетаемости) Человека и мира. Во-вторых, ноосфера природоподобна, природосообразна и находится с живым космосом Земли в синергии. Она должна стать лептой Человека в дело мирового Живописания, что возможно лишь благодаря взаимосочетаемости творимого Человеком и Космосом, Природой и Обществом.

Однако, сама техническая эволюция получила новое, имплицитное ей значение – значение разрушения. Оружие, магазины, экология, войны, компьютеры, микроэлементы, радиоустановки, Интернет – всё это разрушает и губит Человека, несёт ему непоправимый ущерб и вред. Мы ежедневно видим его, но ничего не предпринимаем. «Мы перестаем быть хозяевами техники и, напротив, становимся ее рабами, а техника – некогда жизненно важный элемент созидания – поворачивается к нам своим другим ликом – ликом богини разрушения (вроде индийской богини Кали), которой и мужчины и женщины жаждут принести в жертву и самих себя, и своих детей. Продолжая сознательно цепляться за надежду на лучшее будущее, кибернетическое человечество закрывает глаза на тот факт, что оно уже превратилось в поклонников богини разрушения» [6, с. 111]. Человеком сделано многое, но он по-прежнему несчастен. Самоуничтожение стало его неосознаваемой перспективой, образом будущего.
Это относится и к нашему образованию. Что такое «электронный тест»? Психологический метод исследования, заданный в компьютерной форме, становящийся единственной формой проверки знаний, необходимой отчётностью. Форма заменила содержание. Знание потеряло свой сакраментальный смысл, став доступным всеобщему пользованию, оно превратилось в информацию. Технократия мутирует в новую, более опасную в прикладном значении форму, – инфоцентризм, как парадигму мышления и мировоззренческий приоритет. Безусловно, как отмечал один из родоначальников деятельностного подхода в психологии С. Л. Рубинштейн, «сознательное поведение, сознательная деятельность – это специфический способ существования человека» [3, с. 249]. Однако, если позволить информации стать единственно важной парадигмой, человечество ждёт неминуемое обращение в «инфо-людей», у которых отсутствуют исконно человеческие, антропокосмические черты и основания. И это уже шаг не человеческий, а звериный. «Важнейшей предпосылкой для возникновения у человека ориентации на «бытие» (модуса бытия) является свобода и независимость, а также наличие критического разума, – писал зарубежный психолог Э. Фромм. – Главным признаком такого состояния духа является активность не в смысле деятельности, а в смысле внутренней готовности к продуктивному использованию человеческих потенций. «Быть» означает давать выражение всем задаткам, талантам и дарованиям, которыми (в большей или меньшей степени) наделён каждый из нас. Это значит преодолевать узкие рамки своего собственного «я», развивать и обновлять себя и при этом проявлять интерес и любовь к другим, желание не брать, а давать» [6, с. 138]. Информация (при всей её значимости) есть лишь средство, а не цель. Цель – духовное единство мира и Человека, Новый эон, Космочеловечество. «Духовно-историческая эпоха, начавшаяся с гордого провозглашения величия и верховенства человеческой личности и видевшая своё призвание в осуществлении этого начала, – утверждал русский религиозный философ начала ХХ века С. Л. Франк, – кончается его отрицанием – порабощением и озверением человека, превращением его в слепую механизированную стихию природы, в которой человек утрачивает своё существо – образ человека. Это есть имманентная кара за забвение и отвержение нераздельно-неслиянного богочеловеческого двуединства человека» [5, с. 226-227].
Российское образование, по своему происхождению, глубоко духовно, так как сама психология россиян есть «психология Души и Духа», духо-душевная основа нашего менталитета. Меняя оболочку, скорлупу образования, мы создаём грандиозное противоречие «фаэрообразного» характера между внутренними (антропокосмическими) и внешними (экзоантропологическими) силами в бытии. Это противоречие есть отражение мировой борьбы, психологической войны инфократического Терминатора и духоносного серебряного Белого Тигра, Тьмы и Света [2]. Тёмное творчество Человека зашло слишком далеко. Терминатор информационного общества есть гомункулус (о котором в своё время так мечтали алхимики), результат магического акта явления Некрада. Гибель Человека. Разрешение данного противоречия возможно лишь в творческом перерождении. «Чтобы увидеть Лик Христа в силе и славе, нужно и в себе раскрыть силу и славу творческим актом. Эпоха искупления… никогда не закончится для тех, которые не совершат творческого акта, до конца раскрывающего человеческую природу. Они навеки останутся в церкви Голгофской и не узнают церкви Христа Грядущего» [1, с. 334-335].
Именно образование должно сделать первый шаг. В нём сосредоточены жизнеутверждающие силы спасения человечества, молодой свобододуховный заряд, творческая мощь созидать Новый мир. Информация имеет в нем значение, ибо само значение есть обобщённый образ символов и знаков, несущих информационную значимость. Однако для Человека важен Смысл информации, определяемый индивидуально актом творчества. Смысл этот есть смысл духовно-психологический, глубинный, порой не совпадающий с единственной истиной, а, может быть, не принимающий её как единственную. Сама природа Человека творческая, и поэтому Человек есть продолжатель дела Творения в семи ликах Творчества. Образовательный шаг – шаг к творчеству, движение глубоко духовное и космоподобное. Шаг к Будущему Жизни.


Библиографический список
  1. Бердяев, Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. – М.: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 668 с.
  2. Почепцов, Г. Г. Психологические войны [Электронный ресурс] / Г. Г. Почепцов. – Режим доступа: http://www.koob.ru/13/02/2010.
  3. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
  4. Свияш, А. Проект «Человечество». Успех или неудача? Размышления о людях и их истинном поведении / А. Свияш. – М.: Астрель, 2007. – 286 с.
  5. Франк, С. Л. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия / С. Л. Франк.- М.: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 382 с.
  6. Фромм, Э. «Иметь» или «быть» / Э. Фромм. – М.: АСТ МОСКВА, 2008. – 314 с.


Все статьи автора «Валуев Олег Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: