К ИСТОРИИ МОНЕТНОГО ДЕЛА ХЕРСОНА ПРИ КОНСТАНТИНЕ VII БАГРЯНОРОДНОМ

Чореф Михаил Михайлович

Ключевые слова: Византия, история, Константин VII Багрянородный, монетное дело, нумизматика, Роман I Лакапин, Таврика, фоллис, Херсон

Choref Mihail Mihaylovich

Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чореф М.М. К истории монетного дела Херсона при Константине VII Багрянородном // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/08/2051 (дата обращения: 14.03.2024).

Константин VII Багрянородный (913–959) – один из интереснейших василевсов, издавна привлекавший внимание историков1. Ведь за долгий период его правления империя пережила не одно политическое потрясение. Предметом изучения стали как история его царствования, законодательная и литературная деятельность, так и проведенные при нем преобразования в денежной сфере. К настоящему времени выработана общепринятая точка зрения, достаточно логично  датирующая его столичные выпуски. Кроме того, выявлены монеты, выпущенные от имени самого Константина VII Багрянородного и его сына Романа II (959–963), матери Зои (914–919), василеопатора, позже старшего августа Романа I Лакапина (920–944)2, а также его сыновей: Христофора (921–931), Стефана (924–945) и Константина (924–945)3.

Монеты в честь этих правителей выпускали и в Херсоне. Они давно известны и введены в научный оборот. Однако споры вокруг их атрибуции продолжаются до сих пор. Так, к примеру, по мнению В.А. Анохина, на реверсах херсонских монет Константина VII Багрянородного второй серии помещали изображение Елены – жены императора4. Но, с точки зрения И.В. Соколовой, на них могли оттискивать портрет только одной женщины – матери правителя5. Не меньше споров вызывает атрибуция монет с буквосочетаниями «Ρω» и «Ρωμα»6. Не удивительно, что сторонники этих двух гипотез считают абсурдными теории своих оппонентов.

Мы не будем вступать в эту полемику, так как видим ее бесперспективной. Для разрешения этой проблемы воспользуемся ранее разработанной нами методикой7.

Первым делом попытаемся разбить разновидности этих монет на группы по принципу оформления. Заметно, что на большей их части, кстати,  наиболее распространенных, были оттиснуты монограммы и культовые символы, а на немногих и относительно редких – изображения правителей. Причем последние стилистически близки к портретам императоров и членов их семей, известным по монетам раннесредневековой Византии.

В то же время, примитивность технологии денежного производства, принятая в Херсоне, не позволяла выпускать высокохудожественные бронзы. На его монетах не могли размещать сложные композиции. Как правило, оттискивали только монограммы, эмиссионные данные или обозначения номиналов8. Лишь в исключительных случаях на них размещали портреты правителей, т.к. очень трудно изготовить форму со столь сложным изображением для массовой отливки монет при относительно малом диаметре. Кроме того, раз уж портретные штампы и были пущены в производство, то по какой причине от них отказались и перешли к использованию традиционных с монограммами?

К сожалению, наши предшественники не заметили этой проблемы. Попытаемся разрешить ее самостоятельно. Для этого попытаемся найти в монетном деле Херсона аналогичный прецедент. Действительно, при Льве VI Мудром (886–912) в городе была выпущена серия фоллисов с портретом правителя. В нашей статье, посвященной датированию этой эмиссии9, мы попытались дать тому объяснение. Чтобы не повторяться, отметим только, что эта разновидность фоллисов была отлита в честь самодержца Льва VI Мудрого10. Т.е. и позднейшие серии литья Херсона с портретами императоров можно считать памятными11.

В таком случае, в 914–919 гг. в Херсоне была выпущена серия с изображениями Константина VII Багрянородного и его матери Зои (Рис. 1,1). Мы смело можем считать эту серию памятной, выпущенной в честь воцарения новых правителей. Вероятно, сложность размещения двух портретов на одной из сторон сравнительно небольшой литой монеты заставила денежных мастеров разнести изображения на аверс и реверс12. В 919 г., после отстранения от власти Зои в обращение поступили константинопольские фоллисы с портретом молодого Константина VII Багрянородного анфас (Рис. 1,2). Одновременно в Херсоне началась эмиссия монет с изображением молодого императора на аверсе и с монограммой его имени на реверсе. Так как единоличное правление Константина VII Багрянородного было крайне непродолжительным, то были отлиты только памятные фоллисы – с его портретом. Причем их лицевая сторона была сформована штампом, используемым для литья монет Льва VI Мудрого периода его самостоятельного правления13 (Рис. 1,14). Это можно объяснить как желанием дистанцироваться от прежнего режима, так и стремлением превознести малолетнего императора – единственного наследника и законного преемника почитаемого правителя. Переворот Романа I Лакапина нашел свое отражение как в константинопольской, так и в провинциальной эмиссиях. Причем, если в столице продолжали упоминать на монетах легитимного Константина VII Багрянородного, то в Херсоне из-за специфики денежного производства о выпуске фоллисов со столь же сложным, как в столице, оформлением и не мечтали. В 920 г. городе в обращение поступила памятная серия в честь воцарения Романа I Лакапина (Рис. 1,3). На их аверсе штампом, используемым в период регентства Зои, было оттиснуто изображение императора, а, чтобы горожане не сомневались в его трактовке, на реверсе разметили первый, еще довольно недоработанный вариант монограммы василеопатора. В 921 г. в память о коронации Христофора была выпущена серия городских бронз, сформованных с использованием штампов, примененных ранее для литья фоллисов Константина VII Багрянородного и Зои (Рис. 1,4). А, чтобы горожане не усомнились в предложенной атрибуции изображений, на штампах были вырезаны соответствующие монограммы «Ρ–Ο»14 и «Χ–Ρ»15. Позже в обращение поступили фоллисы Романа I Лакапина с упрощенным оформлением. На их аверсе было оттиснуто буквосочетание «Ρωμα», а на реверсе – стандартное обозначение номинала – крест на Голгофе (Рис. 1,5,6,7). К концу правления василеопатора монограмма была сокращена до «Ρω» (Рис. 1,8). В 945 г., после отстранения от власти Лакапинов в обращение поступили фоллисы Константина VII Багрянородного, отличавшиеся от ранее выпущенных только оформлением аверса: на нем была оттиснута монограмма «Κω» (Рис. 1,9). Вследствие приобщения к власти Романа II (945 г.) были выпущены монеты с монограммами имен правителей (Рис. 1,10).

Как видим, в результате анализа монетного материала нам удалось не только разнести во времени херсонские эмиссии Константина VII Багрянородного, но и найти еще одно подтверждение нашему объяснению появления на фоллисах Херсона X в. изображения правителей. Получается, что в этом городе в память о воцарениях выпускали своего рода памятные монеты, являвшиеся копиями столичных образцов.

Примечания

 

  1. Мы не считаем нужным перечислять все эти труды. Отметим только, что мы, вслед за А.А. Васильевым, считаем, что одно из лучших жизнеописаний составил А. Рамбо (См.: A. Rambaud. L’Empire grec au dixième siècle. Constantin Porphyrogénète. Paris, 1870).
  2. Объективная биография этого правителя была составлена С. Рунсиманом (См.: S. Runciman. The Emperor Roman Lecapenus and His Reign. Cambridge, 1929, P. 238–245).
  3. Рекомендуем всем, интересующимся политической историей Византии, ознакомиться с фундаментальным трудом Ш. дю Фресне дю Канжа (См.: du Cange du Fresne C. De familiis Bysantinis. Paris. 1680). Его автору удалось не только составить прекрасный биографический справочник царственных домов времен существования Византии, а так же Османов, которым мы с удовольствием воспользовались, но отличный каталог позднеримских и византийских монет и медалей. Так, ему одному из первых удалось привести изображение и датировать херсонскую монету с обозначением номинала «Ρωμα». По мнению С. дю Канжа, она была выпущена при Маврикии Тиверии (582–602) (См.: Ibid. P. 104–105).
  4. Анохин В.А. Монетное дело Херсонеса (IV в. до н.э. – XII в. н.э.). Киев, 1977. C. 119. Табл. XXVII, № 401.
  5. Соколова И.В. Монеты и печати византийского Херсона. Л., 1983. C. 45. Табл. IX, № 1.
  6. До сих пор в среде нумизматов нет единого мнения по вопросу их атрибуции. Если часть исследователей, вслед за  В.А. Анохиным, относят их к литью Романа III Аргира (1028–1034) и Романа IV Диогена (1068–1072), соглашаясь с его датировкой этих эмиссий соответственно XI – нач. XII вв. (См.: Анохин В.А. Указ. соч. С. 123–124), то сторонники И.В. Соколовой приписывают их к выпускам Херсона  XII–XIII вв. (См.: Соколова И.В. Указ. соч. С. 62–63, 143–144). Считаем первую из гипотез безосновательной и нелогичной. Дело в том, что ни Роман III Аргир, ни Роман IV Диоген не пользовались популярностью, они были насильственно отстранены  от власти. Да и не было в византийской монетной практике прецедентов посмертных эмиссий. Кстати, если при последнем из упомянутых василевсов именную медь уже чеканили, то при первом выпускали только т.н. «анонимные фоллисы». Кроме того, известно, что в Херсон был сослан самозванец Лев (Константин), выдававший себя за сына Романа IV Диогена (См.: Анна Комнина. Алексиада. М., 1965. С. 266).   По ходу заметим, что сама идея  прочитать на общепризнанно анонимной монете имя правителя нам кажется крайне занимательной. К сожалению, И.В. Соколова, справедливо опровергая гипотетические предположения своего оппонента, только констатировала факт позднего поступления монет с «Ρω» в обращение Херсона, не пытаясь расшифровать монограмму. В последние годы богатый нумизматический материал привлек внимание нового поколения исследователей. Самое оригинальное суждение по этому вопросу высказал известный севастопольский нумизмат–сфрагист, сотрудник НЗХТ Н.А. Алексеенко. Этот исследователь, изучив большой комплекс, состоявший из поздних херсонских бронз и сельджукских медных дирхемов, заключил, что позднейшие городские эмиссии являлись подражаниями привозным восточным монетам (См.: Алексеенко Н.А. К вопросу о деятельности Херсонесского монетного двора в XIII столетии // ХСб. Севастополь, 1996. Вып. VII. С. 187–191.). Мы уже попытались обоснованно опровергнуть эту гипотезу (См.: Чореф М.М. К вопросу о номиналах … С. Прим. 3). Странно, но годом позже Н.А. Алексеенко поддержал точку зрения В.А. Анохина, заключив, что монеты с «Ρωμ» лили в XI веке причем от имени Романа III Аргира и Романа IV Диогена (См.: Алексеенко Н.А. Клад монет XI–XII вв. из Херсонесской цитадели // Античный мир и Византия. К 70-летию профессора В.И. Кадеева. Харьков, 1997. С. 260–271). В ближайшее время постараемся вынести на научное обсуждение наши предположения по атрибуции монет с «Ρωμ» на аверсе.
  7. Приступая к изучению монетного дела Херсона, мы попытались выделить элементы оформления, служившие обозначениями номиналов. В результате нам не только удалось установить достоинство городских бронз, но и датировать их в соответствии с преобразованиями в денежном деле империи (См.: Чореф М.М. К вопросу о номиналах литых бронз раннесредневекового Херсона // МАИАСК. Симферополь, 2008. С.117–130).
  8. Чореф М.М. К вопросу о номиналах… С. 121.
  9. Чореф М.М. Монетное дело Херсона при Льве VI Мудром // Сугдейский сборник. Вып. IV. С. 326-331.
  10. Там же.
  11. Известны своего рода памятные серебряные и медные жетоны, выпускавшиеся при Константине VII Багрянородном (См.: Соколова И.В. Серебряный монетный чекан Константина VII // Нумизматика и эпиграфика. М., 1960. Вып. II. С. 57–60. Табл. I). Все они схожи с современными им золотыми. То, что херсонские монеты с портретами были оформлены в ином стиле, свидетельствует об их выпуске для нужд обращения.
  12. Считаем нужным обратить внимание читателя еще на один вопрос, не поднятый своевременно нашими предшественниками. Дело в том, что монетному делу Константина VII не было свойственно вынесение портретов правителей на обе стороны монеты (Рис. 1,11). Известно, что это активно практиковалось в период иконоборчества. В частности, монеты с изображением императрицы на аверсе и императора на реверсе были выпущены в период совместного правления Константина VI (780–797) и Ирины (797–802) (Рис. 1,12). После переворота 797 г. портреты царицы появились на обеих сторонах монет (Рис. 1,13). Т.е., не будь нам известны бронзы с монограммами «Ρωμ», «Ρ–Ο» и «Χ–Ρ», то у нас не было бы оснований датировать фоллисы Херсона с портретами императора и императрицы X в.
  13. Чореф М.М. Монетное дело Херсона при Льве VI Мудром.
  14. Не видим ничего странного в размещении на монетах Херсона аббревиатуры «Ρ–O» вместо классического «Ρ–Ω». Дело в том, что в Византии не было принято придерживаться правил правописания при составлении монетных легенд. К примеру, наш разбор написания императорских титулов Льва VI Мудрого приведен в (См.: Там же). При его сыне положение не изменилось.
  15. Странно, но В.А. Анохин склонен выделять монеты с портретом императора и с монограммой «Ρωμ» в более позднюю эмиссию, поступившей в обращение позднее фоллисов с портретами и с аббревиатурами «Ρ–Ο» и «Χ–Ρ» (См.: Анохин В.А. Указ. соч. ). Так и хочется поинтересоваться у этого исследователя, как он представляет себе процесс заделывания в форме букв монограмм, не просматривающихся на бронзах позднейшей, по его мнению, эмиссии. Ведь, по его мнению, штампы изготовлялись путем оттискивания в глине ранее отлитых монет.

Список сокращений

МАИАСК –           Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма.

НЗХТ –          Национальный заповедник «Херсонес Таврический».

ХСб –          Херсонесский сборник.

Рис. 1. 1–10 – фоллисы Херсона времен Константина VII Багрянородного: 1 – периода регентства Зои; 2 – первого самостоятельного правления; 3 – в память о коронации Романа I Лакапина; 4 – в честь Романа I и Христофора Лакапинов; 5–8 – ординарные выпуски Романа I Лакапина; 9 – второго самостоятельного правления; 10 – Константина VII Багрянородного и Романа II; 11 – константинопольский фоллис Константина VII Багрянородного и Зои; 12 – фоллис Константина VI и Ирины; 13 – солид Ирины; 14 – херсонский фоллис Льва VI Мудрого.



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Чореф Михаил Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация