ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРАХ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С ПОМОЩЬЮ ЭЛЕКТРОННОГО МОДУЛЯ ЗАПИСИ НА ОТРАБОТКИ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Плита Евгений Владимирович1, Манашев Георгий Геннадьевич1, Текеева Фатима Аликовна1, Россиев Дмитрий Анатольевич1
1Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого
Plita Evgeniy Vladimirovich1, Manashev Georgiy Gennadevich1, Tekeeva Fatima Alikovna1, Rossiev Dmitriy Anatolevich1
1Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F.Voyno-Yasenetsky

Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Плита Е.В., Манашев Г.Г., Текеева Ф.А., Россиев Д.А. Оптимизация учебного процесса на кафедрах медицинского вуза с помощью электронного модуля записи на отработки задолженностей студентов // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1471 (дата обращения: 02.06.2017).

Введение

В настоящее время на многих кафедрах Красноярского государственного медицинского университета используется малоэффективная система информирования студентов об отработках и учета их посещения. Обычно на кафедральных стендах вывешивается расписание отработок, которое и выполняет основную функцию донесения информации до студента. Студент, отрабатывающий занятие, должен прийти на кафедру, ознакомиться с расписанием отработок и записаться в журнале, который обычно находится в лаборантской кафедры. Журнал отработок выполняет основную функцию учета посещаемости отработок – принимая отработку, преподаватель в журнале ставит студенту оценку, либо отмечает неявку, если записавшийся студент не посетил отработку.

Данная система имеет ряд недостатков. Самый значительный недостаток заключается в том, что студенты не могут самостоятельно влиять на формирование расписания отработок, а только знакомятся с существующим расписанием. Кроме того, студент не всегда может оперативно получить информацию, содержащуюся в расписании – для этого ему необходимо в определенное время посетить кафедру, которая может находиться достаточно далеко от мест, где в настоящее время проходит цикл практических занятий и лекционный курс. Особенно эта проблема актуальна для клинических кафедр, которые расположены в лечебных учреждениях всего города. Данная система не совсем удобна и для преподавателей- преподаватель не может в любой момент получить доступ к журналу отработок, что мешает ему правильно распределить время и усилия для подготовки к приему отработок.

В связи с активным внедрением современных информационных технологий в работу Красноярского государственного медицинского университета коллективами научно-образовательного центра «Управленческие и информационные технологии в здравоохранении» и кафедры ортопедической стоматологии был разработан и внедрен в работу кафедры электронный модуль записи на отработку. Предлагаемое решение имеет массу преимуществ перед традиционной системой ведения посещаемости отработок в бумажном варианте. Модуль является компонентом корпоративного сайта КрасГМУ, что обеспечивает возможность работы с ним студентам и преподавателям в любое время из любого места с помощью компьютера или мобильного устройства.

Модуль автоматически позволяет организовать электронный учет отработок на любой кафедре КрасГМУ. Для того, чтобы студенты могли начать записываться на отработки, необходимо создать расписание отработок. Создавать расписание отработок может заведующий кафедрой или завуч, которым автоматически выдается на это право. Для каждой отработки необходимо указать, что именно на ней будет приниматься у студента. Студентам для записи на отработку предоставляется два инструмента: создание своей собственной записи на отработку и возможность присоединиться к другому, уже записанному студенту, отрабатывающему ту же самую тему. Данные инструменты зависят от настроек отработок и доступны для использования в строго определенных случаях. Составитель расписания отработок может выбрать, какие задолженности будет принимать каждый преподаватель на каждой отработке – по лекциям, практическим занятиям, семинарским занятиям, контролируемой самостоятельной работе, самостоятельной индивидуальной работе, либо практическим навыкам. Можно задать еще более жесткие ограничения, указав, принимает ли преподаватель на данной отработке разные темы или только одну конкретную тему. Если преподаватель принимает  только одну тему, то саму тему определяет студент, который первым записывается на данную отработку (в этом случае возможность создания собственной записи доступна только ему) – все остальные студенты могут только присоединяться к нему – таким образом студенты могут самостоятельно влиять на правила приема отработок. Также оставлена возможность ничем не ограничивать принимаемые отработки. Если преподаватель готов принимать разные задолженности и разные темы – в этом случае любой студент может как присоединяться к другим записям на отработки, так и создавать собственные записи. При этом нужно иметь в виду, что в любом случае один студент не может записаться на одну отработку более одного раза.

Модуль является компонентом корпоративной информационной системы Красноярского государственного медицинского университета, что позволяет связать его с другими модулями КИС и использовать в его работе как общесистемные сущности, так и сущности, изначально создававшиеся для других модулей. Например, студент выбирает тему, задолженность по которой он собирается отработать, из тематических перечней электронного учебно-методического комплекса дисциплин, который также является компонентом корпоративной информационной системы КрасГМУ. При изменении рабочей программы дисциплины в электронном УМКД все нововведения автоматически становятся доступными для пользователей модуля учета посещаемости отработок.

Модель данных и технология работы

Таблица 1. Таблица otr_rasp базы данных для хранения информации, необходимой для вывода расписания отработок.

otr_rasp_id INT(11), autoinc Первичный ключ
subject_id INT (11) Внешний ключ, указывает на таблицу xt_subjects (справочник учебных дисциплин)
user_id INT (11) Преподаватель, принимающий отработку – внешний ключ, указывает на таблицу users (пользователи КИС)
day TINYINT (1) День недели, в котором проходит отработка
time_start TIME Время начала отработки
Time_end TIME Время конца отработки
all_themes TINYINT (1) Метка, определяющая, принимает или нет преподаватель любые темы (0 – нет, 1 – да)
tl_type TINYINT (1) Тип отработки (лекция, практическое занятие и т.п.)
closed TINYINT (1) Метка, определяющая, закрыл ли студент отработку (0 – нет, 1 – да)

Таблица otr_rasp предназначена для хранения информации, необходимой для вывода расписания отработок. Расписание отработок по каждой дисциплине необходимо составить для того, чтобы студенты могли работать с модулем. Данные вводятся с помощью формы ввода

Расписание можно создать на неограниченный временной период – при запуске модуль сверяет дату, на которую назначена отработка, с текущей датой, и разрешит запись только на те отработки, которые будут проводиться в течение следующей недели. В списке отработки, на которые разрешено записываться, выделены зеленым; отработки, на которые можно будет записаться позднее – красным. Все прошедшие отработки автоматически убираются из списка (но вся информация сохраняется в базе данных) при наступлении следующего дня. Также запрещено записываться на отработки, которые проходят в течение текущего дня. Таким образом исключена возможность записи на отработку непосредственно перед ее началом, что дает преподавателю возможность более тщательно подготовиться к приему отработок. При конструировании расписания заведующий кафедрой или завуч для каждой отработки имеет возможность настроить все необходимые ограничения.

Следует иметь ввиду, что для работы модуля записи на отработку помимо конструирования расписания необходимо заполнить перечни в электронном учебно-методическом комплексе для данной дисциплины – без этого студент не сможет выбрать тему из списка.

Таблица 2. Таблица базы данных otr_students для хранения информации о студентах, записывающихся на отработку.

otr_id INT (11), autoinc Первичный ключ
otr_rasp_id INT (11) Идентификатор расписания, первичный ключ, указывает на таблицу otr_rasp
tl_id INT (11) Идентификатор темы, внешний ключ, указывает на таблицу umkd_themes_list
user_id INT (11) Идентификатор пользователя, внешний ключ, указывает на таблицу users
user_status TINYINT (1) Метка, определяющая отношение студента к отработке (записан, неуд., уд., хор., отл., не явился)
Datetime DATETIME Дата и время записи на отработку
Datetime_score DATETIME Дата и время проставления оценки

Таблица otr_students предназначена для хранения информации о студентах, записывающихся на отработку. Студент выбирает нужную ему отработку из расписания и переходит на страницу записи. На странице записи на отработку можно увидеть список всех записавшихся студентов и темы, для отработки которых они записались. Все оцененные студенты, или студенты, отмеченные как не явившиеся на отработку, автоматически убираются из списка. Также в модуле реализована система контроля за работой преподавателей заведующим кафедрой и завучем – на отдельной странице выводится список студентов, которые записывались на отработку, день приема которой уже прошел, но оценки или неявки не были выставлены. Для студентов модуль предоставляет возможность просматривать свои оценки за последние 20 отработок – если студент был хотя бы единожды оценен на отработке, справа от расписания он будет видеть таблицу, в которой будут перечислены его оценки и указан оценивший его преподаватель.

Преимущества

Электронный модуль записи на отработки значительно усилил эффективность приема и учета отработок на кафедре ортопедической стоматологии. Студенты могут удаленно просматривать расписание отработок и искать других студентов, отрабатывающих ту же тему. Преподаватели в любое время могут просмотреть список студентов, записавшихся к ним на отработку и темы, которые они будут отрабатывать, что дает возможность эффективно спланировать время для подготовки к приему отработок. Заведующий кафедрой и завуч могут более эффективно контролировать работу дежурных преподавателей, так как система учета приема отработок становится более прозрачной.

В настоящее время модуль внедрен в работу кафедры ортопедической стоматологии. В краткосрочной перспективе планируется его внедрение в работу других кафедр КрасГМУ и последующая доработка с учетом пожеланий пользователей. В долгосрочной перспективе планируется разработка модуля для учета как оценок студента, так и посещений лекций, практических занятий, выполнения самостоятельной работы и т.п., и его последующая интеграция с модулем записи на отработку. Данная система даст студентам возможность оперативно получать информацию обо всех своих задолженностях, сотрудникам кафедр и руководству вуза – анализировать статистические данные и делать выводы об учебной работе студентов, что дает возможность более эффективно планировать системы поощрений студентов и воспитательной работы со студентами.


Библиографический список
  1. Плита Е.В., Россиев Д.А., Павлушкин А.А. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины как средство повышения эффективности учебно-методического обеспечения образовательного процесса медицинского вуза // Медицинское образования и профессиональное развитие. – Москва. – 2011. – №1.- С.44-47.
  2. Артюхов И.П., Россиев Д.А., Тимошенко В.Н., Самотесов П.А., Никулина С.Ю., Салмина А.Б., Штегман О.А. Стандарт академии. Система менеджмента качества. СМК в информационных и инновационных технологиях ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава. СТА 4.2.01-06/Под ред. доц. В.Н. Тимошенко // Красноярск, Версо.- 2006.- 60 с.
  3. Аткинсон Л. MySQL. Библиотека профессионала. – Киев: Диалектика. – 2002. – 624с.
  4. Кузин А.В. Базы данных. 4-е изд., стер. – М.: Academia. – 2010. – 320 с.


Все статьи автора «plita»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: