УДК 33

КАЧЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА КОМПАНИИ

Постаногова Любовь Викторовна
Высшая школа экономики
Пермь

Аннотация
В данной работе приводятся качественные модели оценки интеллектуального капитала компании.

Ключевые слова: измерение интеллектуального капитала, интеллектуальный капитал


КАЧЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА КОМПАНИИ

Postanogova Lyubov Viktorovna
The Higher School of Economics
Perm

Abstract
This paper presents the qualitative evaluation model of the intellectual capital of the company.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Постаногова Л.В. Качественные модели оценки интеллектуального капитала компании // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/06/692 (дата обращения: 20.11.2016).

В современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства. Именно он определяет конкурентоспособность экономических систем, выступает ключевым ресурсом их развития.

Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономический потенциал страны, ее благосостояние (5). Открытость общества для обмена разнообразных знаний, идей и информации, а также способность людей продуктивно их перерабатывать и использовать – вот от чего зависит успешное социально-экономическое развитие любой страны.

Эффективность управления компанией прямо пропорционально зависит от того, насколько адекватно проведен анализ ситуации на предприятии. При этом необходимо оценивать и те элементы потенциала предприятия, которые не нашли полного отражения в финансовой отчетности – в первую очередь интеллектуальный капитал. Для успешного управления компанией необходимо выявлять интеллектуальный капитал организации, проводить правильную оценку и формировать стратегию в соответствии с полученными результатами (4).

Вышеизложенное позволяет утверждать, что выявление, оценка и учет интеллектуального капитала в условиях современной российской экономики имеет высокую актуальность для управления предприятиями.

Целью данной работы является систематизация интеллектуального капитала, а также рассмотрение нескольких моделей качественной оценки. Задачи, которые мы ставим перед собой, заключаются в понимании аспектов качественных моделей оценки интеллектуального капитала, выявление их преимуществ и недостатков. А также выбор подходящих моделей и их применение на практике для определенной компании.

Объектом исследования является медицинский центр в условиях совершенной конкуренции. Предмет исследования – интеллектуальный капитал, как конкурентное преимущество, его оценка и эффективное управление.

Вопрос оценки интеллектуального капитал встал особо остро, когда появились компании, материальные активы которых были малы, но был потенциал для дальнейшего развития за счет интеллектуального капитала. Для привлечения инвесторов понадобилось оценивать интеллектуальный капитал (4). Были разработаны качественные и количественные модели оценки интеллектуального капитала, а также стратегии для дальнейшего управления и увеличения данного капитала в зависимости от стратегий фирм.

Использование качественных моделей не предполагает четких установок, отсутствует жесткий обязательный план – намечены лишь общие черты подхода, т.е. определен предмет, сформулированы ряд основных задач и гипотез. При использовании же количественных методов необходимо придерживаться определенной теоретической модели, использовать жесткий фиксированный план исследования.

В целом, необходимо заметить, что к особенностям качественных моделей можно отнести свободу от предварительных схем предмета и гибкость исследовательских процедур, на протяжении всего хода исследовательского процесса.

При использовании качественных моделей основной задачей исследовательского процесса выступает создание целостной, необобщенной картины изучаемого явления. Другими словами, процесс оценки интеллектуального капитала в медицине необходимо рассматривать на микроуровне, на различных примерах (6).

При этом, если количественные модели в большинстве случаев могут быть финансово обоснованы, то качественные модели обычно оценивают эффективность использования капитала на экспертном уровне. Качественные модели оценки интеллектуального капитала различны. Часть из них подходит лишь для определенных компаний, часть более унифицированы.

Карл-Эрик Свейби выделил 25 методов измерения интеллектуального капитала, которые сгруппировал в 4 группы (8):

  • Методы прямого измерения интеллектуального капитала (DIC). К этой группе относятся все методы, основанные на идентификации и оценке в деньгах отдельных компонентов интеллектуального капитала, после чего выводится интегральная оценка интеллектуального капитала компании.
  • Методы рыночной капитализации (MCM). Вычисляется разность между рыночной капитализацией компании и собственным капиталом ее акционеров.
  • Методы отдачи на активы (ROA). Отношение среднего доход компании до вычета налогов к материальным активам компании сравнивается с аналогичным показателем отрасли в целом.
  • Методы сбалансированных показателей (SC). Идентифицируются различные компоненты интеллектуального капитала, генерируются и докладываются индикаторы и индексы в виде подсчета очков или графиков.

Преимущества DIC и SC методов в том, что они применены на любом уровне организации. Они работают ближе к событию, поэтому получаемое сообщение может быть более точным, чем чисто финансовые измерения. Также именно эти группы методов включают в себя качественную оценку капитала компании.

Исходя из вышеизложенных фактов, остановим наше внимание именно на качественных моделях оценки интеллектуального капитала.

Медицина является услугой, которая требуется все время, так как все люди следят за своим здоровьем и это является одной из необходимых и обязательной услуг среди всех людей.

В медицинской сфере интеллектуальный капитал играет особую роль. Необходимо было выбрать коммерческую организацию поскольку, в государственных учреждениях просмотреть инвестиции в интеллектуальный капитал очень сложно. Также в медицинской отрасли нельзя увеличить прибыль и стоимость компании только за счет инвестиций в материальный капитал, например технику. В медицине большую роль играет именно интеллектуальный капитал, за счет которого коммерческие медицинские учреждения получают конкурентные преимущества.

Мы возьмем для рассмотрения один из медицинских центров. Он предлагает услуги всех специалистов, производит забор анализов. Лаборатории у центра нет, но существуют договора с лабораториями города. Кроме стандартных услуг предлагается услуги массажиста и посещение солярия.

В экономической теории интеллектуальный капитал выражается в ценности его трех взаимосвязанных структурных элементов: человеческого, организационного и потребительского капитала. Рассмотрим эти составляющие на примере медицинского центра (2).

Человеческий капитал фирмы является основным элементом указанной системы и представляет собой запас знаний, умений, навыков, интеллектуальных способностей и т.д. В нашем случае это знания врачей, их профпригодность, их умения, уровень образования, стаж работы, грамоты и награждения. В частных медицинских центрах очень ценятся высокопрофессиональные сотрудники, так как они не только увеличивают лояльность клиентов, а также имеют репутации и достаточно стабильную клиентскую базу.

Организационный капитал имеет отношение к организации в целом и делает ее работу успешной: патенты, товарные знаки, организационная структура и т.д. В нашем случае имеются лицензии, организационная культура, представлены инновационные технологии в медицинской сфере, базы данных.

Потребительский капитал выражается в отношениях организации с потребителями и поставщиками и включает в себя бренд, имидж на рынке, связи с клиентами и т.д. В данный момент медицинский центр имеет определенный имидж на рынке, поддерживает двустороннюю связь с клиентами, использует маркетинг для привлечения новых клиентов.

Модели отобраны в связи со спецификой деятельности компании и популярностью использования. Среди моделей будут использованы модели метода прямого измерения интеллектуального капитала и методы подсчета баллов. Будут использованы: система сбалансированных показателей, навигатор фирмы «Скандия», монитор нематериальных активов (Свейби). На основе внутренних данных будет произведена оценка интеллектуального капитала компании.

Для оценки интеллектуального капитала, необходима именно инсайдерская информация. В России оценка интеллектуального капитала еще не сильно развита, поэтому основывать оценку только на балансовом отчете и других финансовых данных будет не  корректно. Также для ряда моделей необходима информация, которая не публикуется и к которой посторонние лица не имеют доступа, поскольку она либо является конфиденциальной, либо не востребована большим количеством внешних агентов.

Сбалансированная система показателей.

Система оценки интеллектуального капитала – сбалансированная система показателей – была создана в 1992 г. профессорами Р. Капланом и Д.Нортоном на основе исследовании американских компаний (2). Сбалансированная система показателей – метод оценки деятельности организаций и их подразделений, позволяющих довести до всех подразделений ориентиры их деятельности и способствующий реализации стратегии организации.

Цель создания сбалансированной системы показателей – позволить управляющим взглянуть на свою компанию с четырех важных точек зрения (1): точки зрения клиентов: какими нас видят наши клиенты?

  • точки зрения внутренних бизнес процессов: что нам следует улучшить?
  • точки зрения обучения и развития: сможем ли мы и в дальнейшем повышать ценность компании и создавать стоимость?
  • финансовой точки зрения: как мы выглядим в глазах наших акционеров?

Управляющие могут перечислить свои конкретные цели в каждой из этих областей и решить, какие показатели необходимы для отражения того, как эти цели достигаются. Положительная роль сбалансированной системы показателей состоит в том, что, предлагая управляющим сосредоточиться на главных стратегических вопросах, она позволяет сократить общее число показателей деятельности, которые требуется использовать в компании.

Другое преимущество сбалансированной системы показателей заключается в том, что его можно полностью адаптировать к потребностям компании. Применяя сбалансированную систему показателей, вы можете видеть картину в целом, вместо того чтобы сосредоточиться на улучшениях только в одной конкретной области. И поскольку предназначение данной модели состоит, прежде всего, в том, чтобы дать управляющим инструментарий для разработки стратегии и оценки результатов ее реализации, эта система представляет собой скорее сигнальное устройство, чем средство измерения. Вот почему данный метод идет в разрез с представлением о том, что показатели деятельности предназначены просто для контроля за процессами.

Рассмотрим сбалансированную систему показателей на нашей компании. Часть показателей будем рассматривать в динамике, что позволит нам сделать более корректные выводы.

Таблица 1

Показатели эффективности всех составляющих сбалансированной системы показателей

Финансы Доля в рынке, динамика валовой прибыли
Клиенты и внешнее окружение Лояльность, прирост клиентов
Внутренние процессы (бизнес-процессы) Качество, процент сбоев, эффективность маркетинговых компаний
Обучение и рост (обучение и инновации) Производительность,  текучесть кадров, удовлетворенность сотрудников, квалифицированность сотрудников

Финансовая составляющая. Доля на рынке для компании является очень важной, поскольку показывает степень доминирования компании на рынке, и свидетельствует о результатах конкурентной борьбы. На данный момент в Перми 60 медицинских центров – конкурентов (12). Примерное обращение к платным врачам составляет 25-30% (опрос) от общего количества обращений к врачам (9), Доля медицинского центра на рынке растет. Увеличение доли рынка, не всегда соответствует увеличению прибыли, так как при росте количества клиентов увеличиваются и издержки. Поэтому необходимо рассмотреть показатель прибыли отдельно. Валовая прибыль также растет.

Таблица 2

Показатели финансовой составляющей

Показатель 2008 2009 2010
Обращение во все мед. центры (пос.) 300 000 315 000 330 750
Доля мед. центра 2,67% 2,70% 2,72%
Валовая прибыль (руб.) 1 565 509,00 1 757 954,97 1 973 788,57
Прирост валовой прибыли 11,85% 12,29% 12,28%

Клиентская составляющая. Медицинский центр ведет базу данных пациентов. На  каждого нового клиента заполняется анкета, в которую заносят дату первого обращения, личные данные, включая номер телефона, e-mail адрес, а так же желание узнавать об акциях и скидках проходящих в медицинском центре. Каждое последующее посещение также вносится в базу данных. Данная система учета клиентов позволяет отследить прирост покупателей, а также количество посещений одним клиентом. Произошло увеличение общего числа клиентов центров. Необходимо отметить, что возрастает количество клиентов, которые обращаются в медицинский центр не по разу, что свидетельствует об увеличении лояльности клиентов. Происходит снижение клиентов, которые посетили медицинский центр 1 раз, но данную динамику можно объяснить тем, что посетители переходят в группу повторно посещающих центр. Данные показатели указывают на то, что были достигнуты цели компании: увеличилось количество клиентов и их лояльность. Постоянным клиентам выдаются дисконтные карты. Скидки по дисконтным картам составляют от 5 до 9%.

Таблица 3

Показатели клиентской составляющей

Показатель 2008 2009 2010
Всего посещений (пос.) 7 700 8 020 8 500
Кол-во посещений постоянными клиентами (пос.) 7 459 7 980 8 640
Прирост «повторных» клиентов 4,16% 6,99% 8,27%
Кол-во клиентов посетивших центр 1 раз (чел.) 561 520 360
Прирост клиентов посетив. 1 раз 4,16% -7,37% -30,77%

Бизнес-процессы. Качество является одним из конкурентных преимуществ и рассматривается покупателем как один из важнейших факторов выбора того или иного центра. При записи обязательно берется номер телефона клиента, для напоминания клиенту о дате и времени его записи непосредственно перед приемом и уточнении возможности посещения.

Таблица 4

Показатели бизнес-процессов

Показатель 2008 2009 2010
Доля удовл. клиентов от всех клиентов 92,00% 93,00% 93,50%
Доля частично удовл. клиентов от всех клиентов 8,00% 7,00% 6,50%
Доля «сбоев» по вине центра от всех посещений 0,50% 0,50% 0,50%
Доля «сбоев» по вине клиента от всех посещений 2,00% 1,50% 1,00%
Доля всех «сбоев» от всех посещений 2,50% 2,00% 1,50%

Эффективность маркетинга. О проведении акции клиентов оповещают с помощью телефонных звонков или сообщений (смс). Акции представляют собой объединение нескольких услуг и за счет этого уменьшение цены. Также проводятся сезонные акции снижения цены на часть услуг. Во время акции прослеживается увеличение количества клиентов, что свидетельствует об их эффективности.

В 2008 г. привлечение новых клиентов происходило за счет рекламы в журнале «Телесемь» и в общественном транспорте. Проводя исследование эффективности рекламной компании, выяснилось, что не один из посетителей не был привлечен рекламой в общественном транспорте, часть людей (2 человека, т.е. 4% от общего числа опрошенных) решила посетить центр, увидев рекламу в журнале. Остальная часть клиентов (48 человек, 96% от общего числа опрошенных) узнали о медицинском центре и обратились в него по совету друзей и знакомых, которые уже посещали его ранее. Эти данные свидетельствуют о том, что проведенные рекламные компании оказались неэффективными, а также, что лояльность посетителей очень большая, поскольку они советуют данный медицинский центр своим друзьям и знакомым. После этого компания изменила маркетинговую стратегию. Рекламу стали размещать в газетах раз в полгода, а также выдавать визитки на мероприятиях связанных с медициной (например, выставках). Но основной упор делается на «сарафанное радио», для чего выдаются визитки клиентам, и ведется диалог с ними, чтобы улучшить качество своего обслуживания. Компания не участвует в выставках, поскольку это является очень дорого и не является финансово окупаемым.

Инновации и обучение. Количество сотрудников центра 31 человек, из которых 1 – администратор, а остальные специалисты: 10 работают на постоянной основе, а 20 являются «приходящими» сотрудниками. Все специалисты высокого уровня, имеющие лицензии на свою деятельность. Квалифицированность сотрудников для центра очень важна, поскольку это влияет на качество предоставляемых услуг, а, следовательно, и на удовлетворенность покупателей.

Таблица 5

Показатели инновации и обучения

Показатель 2008 2009 2010
Текучесть кадров 0% 0% 0%
Индекс квалификации 70% 74% 80%

Решение о введении новых технологий и услуг происходит в зависимости от финансовых расчетов. Компания стремится предоставлять уникальные услуги, при этом, не забывая о классических обследованиях и процедурах. Медицинский центр, начиная с 2008 года, предоставляет одну из новейших услуг – компьютерная диагностика. Данная услуга предоставляется малым количеством компаний и является новой и не очень известной. Данный метод заключается в том, что примерно за час специалист может выдать практически всю информацию о состоянии здоровья пациента. Для этого с помощью специального аппарата с рук человека считывается определенная информация. Пациентам нравится, что за короткое время они могут получить полную информацию о состоянии своего здоровья в целом и каждого органа в отдельности. Также врач выдает рекомендации по лечению и при необходимости, более тщательному обследованию органа. Кроме этого, есть возможность прогнозирования состояния здоровья пациента через несколько лет, при условии, что пациент не будет принимать лечение. При повторном обращении, после лечения, есть возможность проследить состояние здоровья в динамике.

Проблемой предоставления данной услуги является то, что услуга достаточно новая и в связи с этим многие люди ей не доверяют. Но прослеживается рост заинтересованных клиентов в данной услуге. Для привлечения клиентов проводятся рекламные компании и акции. Примером акции служит компания по предоставлению скидки в размере 50%, при условии, что клиент приводит с собой друга. Благодаря постоянным клиентам и тем, кто рискнул испробовать эту услугу на себе, информация о данной услуге через «сарафанное радио» распространяется достаточно быстро. И так как услуга действительно очень удобна (быстро и качественно) и недорогая (цена значительно меньше по сравнению с обычным обследованием, что явилось несомненным плюсом для покупателя) спрос растет.

Подводя итог можно сказать, что использование сбалансированной системы показателей помогает при планировании деятельности компании, а также помогает выявить слабые стороны компании. При этом эффективное устройство всех четырех составляющих сбалансированной системы показателей, ведет к достижению поставленных целей, в том числе и финансовых.

Навигатор фирмы «Скандия».

Яркий след в области оценки интеллектуального капитала оставил Л. Эдвинсон. Эдвинсон начал работать над вопросами человеческого капитала в Skandia в 1991 году. Он разработал матрицу, получившую название навигатор фирмы Скандия (Skandia Navigator) — инструментарий, позволивший выявить и увеличить интеллектуальный капитал в подразделении. Навигатор показывает, как человеческий капитал создает финансовую ценность компании. Обычно данная модель используется для планирования бизнеса. Он предлагает общие перспективы на основе прошлого (ориентация на финансовые показатели), настоящего (ориентация на потребителя, процессы и человеческий фактор) и будущего (ориентация на обновление и развитие) компании (6).

С помощью навигатора Скандия компания может представить свои цели в виде более конкретных факторов, а затем измерить эти факторы на уровне отдельных сотрудников, группы, направления деятельности и на корпоративном уровне. Изучая степень реализации каждого из определяющих успех факторов на каждом уровне, Скандия может легко выявить то, что является источником финансовых показателей организации.

Эдвинсон утверждает, что капитал компании состоит из двух компонентов: капитала финансового и капитала интеллектуального. Финансовый капитал адекватно отражается в годовом отчете, который служит также его документальным подтверждением; интеллектуальный капитал, напротив, нередко образован “скрытыми ценностями”, и поэтому его так трудно подсчитать (1).

Основанная на этих идеях модель «навигатора Скандия» акцентирует внимание на пяти аспектах деятельности компании. Во-первых, таким аспектом является финансовый – тот, что отражается в традиционном балансовом отчете компании и ее отчете о прибылях и убытках с их детальными показателями работы компании в прошлом. Далее идет потребительский аспект, который охватывает все вопросы, касающиеся клиентов компании. Третий аспект – процессный (процессы, благодаря которым компания может продолжать свою деятельность и добиваться повышения ее эффективности). Четвертый – это аспект обновления и развития (инновации, исследования и разработки, творчество и изобретательство, которые необходимы, чтобы компания могла успешно функционировать и в будущем). Пятый аспект – это человеческий капитал (1).

Важнейшая предпосылка данной модели, то, что интеллектуальный капитал образуется в результате интеграции человеческого и структурного капиталов. Человеческий капитал, по мнению компании Skandia, есть сумма знаний и навыков сотрудников организации, их стремления к нововведениям и способностей к выполнению задач. Человеческий капитал организации не принадлежит. Человеческий фактор имеет особое значение для любой компании, так как они в большей степени создают интеллектуальный капитал. Таким образом, человеческий аспект служит связующим звеном между четырьмя другими (3).

Таблица 6

Показатели «навигатора Скандия»

Финансовая проекция 2008 2009 2010
Доля выручки от новых клиентов 3,99% 5,65% 5,56%
Прирост валовой прибыли 11,85% 12,29% 12,28%
Клиентская проекция 2008 2009 2010
Прирост клиентов 4,16% 5,99% 5,88%
Прирост «повторных» клиентов 4,16% 6,99% 8,27%
Процессная проекция 2008 2009 2010
Доля всех «сбоев» от всех посещений 2,50% 2,00% 1,50%
Проекция нововведений и развития 2008 2009 2010
Доля удовл. клиентов от всех клиентов 92,00% 93,00% 93,50%
Проекция человеческого капитала 2008 2009 2010
Текучесть кадров 0% 0% 0%
Индекс квалификации 70% 74% 80%

Согласно Эдвинсону и Мэлоуну, показатели прямого указания количества и результаты опросов могут быть представлены в денежной форме или в виде процентов. Если получится их так представить, то останется только два типа показателей: денежные и процентные.

Денежные показатели получаются путем заранее определенного взвешивания, образуя в сумме стоимость ИК для организации (С). Процентные показатели показывают скорость, направление и текущее положение организации. Если их получится объединить в единый показатель (i), то он будет показывать эффективность использования ИК. Интеллектуальный капитал организации есть произведение двух сумм: интеллектуальный капитал организации = iC,

Необходимо помнить, что “навигатор Скандия” позволяет раскрыть информацию о “скрытых ценностях”, которые в противном случае так и не были бы обнаружены, но отнюдь не приписывает им какую либо стоимость. Эта модель предоставляет информацию, которая может скорее существовать в виде дополнения к финансовой отчетности, нежели быть интегрированной в терминах традиционных бухгалтерских показателей. Она дает возможность управляющим составить более полное представление об истинном характере и стоимости их компании, но не рассчитать в итоге ее значение.

Монитор нематериальных активов

Монитор нематериальных активов (Intangible Assets Monitor), разработанный в середине 1980 х. годов шведским ученым, доктором Карлом Эриком Свейби, имеет немало общего с появившейся несколько позже сбалансированной системой показателей. Он определяет три основных направления анализа нематериальных активов компании: внешнюю структуру, внутреннюю структуру, а также компетентность людей, – которые очень напоминают потребительский аспект, аспект внутренних бизнес процессов и аспект обучения и развития сбалансированной системы показателей, и все же между двумя этими методами есть несколько принципиальных различий (1).

Одно из различий состоит в том, что, как убежден Свейби, прибыль для организации создают только люди. Это допущение не входит в круг идей сбалансированной системы показателей. Фактически сбалансированная система показателей, рассматривает людей скорее как затраты, чем как созидателей дохода. В отличие от ССП монитор нематериальных активов Свейби не предполагает использования финансовых показателей. И это – результат исходного убеждения автора в том, что «человеческие знания имеют очень мало отношения к деньгам, и очень мало кто знает, как обращаться с деньгами».

Сходство между сбалансированной системой показателей и монитором нематериальных активов привело к известной путанице среди специалистов по системам оценки знаний. Некоторые рассматривают модель “Scandia Navigator” как прямой результат исследований Свейби; другие считают, что это метод, объединяющий две системы в одну. Как бы то ни было, нет никакого сомнения в том, что и ССП, и монитор нематериальных активов сыграли огромную роль в том, что сегодня, оценивая стоимость своих компаний, управляющие стараются оценивать не только финансовые показатели, а также ряд других.

Свейби рекомендует поделить всех работников на две категории: профессионалы и обслуживающий персонал. Профессионалы – это те, которые планируют, производят или представляют продукт или решение и кто напрямую связаны с работой с клиентами. Только эти сотрудники принимаются во внимание при оценке третьего неосязаемого актива: компетенций персонала. Все остальные работники, заняты больше во внутренней структуре, чем во внешней, т.е. те, которые работают в бухгалтерии, администрации, секретариате и т.п., вносят вклад во внутреннюю структуру организации и должны оцениваться в этой категории. Все сотрудники центра, за исключением администратора являются профессионалами (3).

Таблица 7

Показатели монитора нематериальных активов

Индикаторы внешней структуры предприятия
Индикаторы НА Показатели внешней структуры 2008 2009 2010
I. Рост Прирост валовой прибыли 11,85% 12,29% 12,28%
II. Обновление/инновации Продажи новым покупателям (руб.) 127 589 142 645 159 477
III. Эффективность Объём продаж на 1 покупателя (руб.) 227 240 253
IV. Риск/стабильность Доля удовл. клиентов от всех клиентов 92,00% 93,00% 93,50%
Индикаторы внутренней структуры
Индикаторы НА Показатели внутренней структуры 2008 2009 2010
I. Рост Инвестиции во внутреннюю структуру (руб.) 200 000 100 000 0
II. Обновление/инновации Доля новых товаров 5% 4% 0%
III. Эффективность Доля обслуживающего персонала 3,33% 3,33% 3,33%
IV. Риск/стабильность Текучесть персонала 0% 0% 0%
Индикаторы квалификации (компетенции)
Индикаторы НА Показатели внутренней структуры 2008 2009 2010
I. Рост Индекс квалификации 70% 74% 80%
II. Обновление/инновации Гендерное разнообразие (доля жен.) 58% 58% 58%
III. Эффективность Прибыль на 1 специалиста (руб.) 1 515 009 1 701 247 1 910 118
IV. Риск/стабильность Текучесть специалистов 0% 0% 0%

Постоянно растущая значимость интеллектуального капитала отражает все большую зависимость организаций от нематериальных активов. Каждый день возникают компании нового типа, располагающие только нематериальными активами и производящие нематериальные продукты или предоставляющие услуги. Использование интеллектуальных ресурсов имеет свою специфику, которая позволяет выделить следующие способы их применения: навыки, инновации, знание рынка и среды, внутренняя координация. Следовательно, нематериальный капитал – это не только сбор и хранение знаний, но и их реализация посредством деятельности людей (10).

Для измерения интеллектуального капитала существует множество моделей, как качественных, так и количественных. Выбор между ними необходимо делать основываясь на целях исследования, специфики компании и применимости моделей. Мы сравнили три разные качественные модели измерения интеллектуального капитала: сбалансированная система показателей, «навигатор Скандия», монитор нематериальных активов (Свейби). Между данными моделями есть сходства и расхождения. Все модели оценивают интеллектуальный капитал на качественном уровне, используя различные показатели и индикаторы. Их выбор происходит экспертно в зависимости от цели компании и ее специфики. Различия состоят в группировании данных индикаторов и показателей. Также стоит заметить, что, несмотря на различия, все модели показали, что интеллектуальный капитал является важным компонентом компании, а также в нашем случае ее конкурентным преимуществом. Управление интеллектуальным капиталом с использованием данных моделей, поможет не только увидеть, где у компании проблемные места, а также поможет выявить те факторы, которые помогут увеличить как прибыль, так и стоимость компании в зависимости от целей.


Библиографический список
  1. Андриссен Д.,Тиссен Р. Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов. – 2004
  2. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями / Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. – 2008
  3. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – 2004
  4. Просвирина И. Интеллектуальный капитал: новый взгляд на нематериальные активы / Просвирина И. // Финансовый менеджмент – 2004. – №4
  5. Иванюк И. Воспроизводство интеллектуального капитала / Иванюк И. – 2010 – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://creativeconomy.ru/library/prd258.php
  6. Издательство креативная экономика: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/library/prd497.php
  7. Официальный сайт Свейби: [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ст.: http://www.sveiby.com/
  8. Сайт кафедры менеджмента РАНХиГС: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://koism.rags.ru/
  9. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ст.: http://www.gks.ru/
  10. Экономический портал: [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://institutiones.com/


Все статьи автора «Любовь»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Один комментарий к “Качественные модели оценки интеллектуального капитала компании”

  1. 01.05.2014 в 10:35

    Любовь Викторовна, можно узнать какой медицинский центр стал предметом исследования?
    Заранее благодарю!

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация